РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2024 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе
председательствующего судьи Олесик О.В.,
при ведении протокола помощником судьи <ФИО>3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориального <ФИО>1 Федерального агентства по <ФИО>1 государственным имуществом в Приморском крае, Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения «Всероссийский детский центр «Океан» о признании права собственности Российской Федерации на бесхозяйные объекты недвижимого имущества,
установил:
Территориальное <ФИО>1 Федерального агентства по <ФИО>1 государственным имуществом в Приморском крае, ФГБОУ «ВДЦ «Океан» обратились в суд с названным заявлением, указав в обоснование, что, <дата> <ФИО>1 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества, имеющие местоположение: <данные изъяты>, <адрес>.:
-водопроводная линия (лит. Л), протяженностью <данные изъяты>, кадастровый <номер>;
-тепловая сеть (лит.М), протяженностью <данные изъяты>, кадастровый <номер>;
-уличное освещение <данные изъяты> кВ (лит. Н), протяженностью <данные изъяты>, кадастровый <номер>;
-кабельная линия <данные изъяты> кВт (лит. О), протяженностью <данные изъяты>, кадастровый <номер>;
-канализационная линия (лит. К), протяженностью <данные изъяты>, кадастровый <номер>;
-иловые площадки (лит. лит. И, И1, И2, И3) в количестве четырех единиц, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый <номер>;
-песколовки объемом <данные изъяты> куб.м (лит. лит. Ж, Ж1) в количестве двух единиц, кадастровый <номер>.
Для постановки объектов на учет как бесхозяйных в <ФИО>1 по Приморскому краю ФГБОУ «ВДЦ «Океан» были предоставлены документы, подтверждающие, что указанные объекты недвижимого имущества не имеют собственника (или собственник его не известен): уведомление администрации г. Владивостока об отсутствии информации об объектах в реестре муниципального имущества г. Владивостока от <дата> № <данные изъяты> уведомление МИЗО Приморского края об отсутствии объекта недвижимого имущества в реестре собственности от <дата> № <данные изъяты>; письмо ФАУ в Приморском крае «О направлении информации из реестра федерального имущества» от <дата> № <данные изъяты>; уведомление КГКУ УЗИ на территории Приморского края об отсутствии в реестровых книгах сведений о праве собственности на объект капитального строительства, помещение от <дата> (№№ <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>, <данные изъяты>,<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>). В течение трех месяцев со дня постановки объектов на кадастровый учет как бесхозяйных, никто не заявлял о своих правах на них.
Указанные объекты являются частью комплекса очистных сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> который принадлежит Центру на праве постоянного (бессрочного) пользования.
ФГБОУ «ВДЦ «Океан» является эксплуатирующей организацией и оказывает услуги по переработке сточных вод, что подтверждается договорами на оказание услуг по водоотведению, заключенными с потребителями, а также постановлением администрации г. Владивостока об установлении нормативов по объему сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения от <дата> № <данные изъяты>. Деятельность по оказанию услуг по водоснабжению, водоотведению и канализации предусмотрена Уставом учреждения, в п.п. 6 п. 20 которого также предусмотрена обязанность содержать и эксплуатировать линейный объект.
Полагая, что право оперативного <ФИО>1 является производным от права собственности, признание права оперативного <ФИО>1 ФГБОУ «ВДЦ «Океан» на данное имущество невозможно без признания права собственности Российской Федерации на него, тогда как приобретаемое Центром в процессе своей деятельности имущество поступает в его оперативное <ФИО>1, и, как следствие, в федеральную собственность, Территориальное <ФИО>1 заинтересовано во всех предъявленных требованиях и является надлежащим заявителем по ним.
Просили признать право собственности Российской Федерации на указанные бесхозяйные объекты недвижимого имущества и признать право оперативного <ФИО>1 ФГБОУ «ВДЦ «Океан» на них.
Протокольными определениями к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены <ФИО>1 по Приморскому краю и ООО «<данные изъяты>» – бывший собственник спорного имущества.
В ходе разбирательства дела <ФИО>1 ФГБОУ «ВДЦ «Океан» <ФИО>4 уточнила в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования, по тем же основаниям просит признать право собственности Российской Федерации на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, указанные выше, пояснив, что с требованиями о праве оперативного <ФИО>1 будут обращаться в Росимущество. Заявление об уточнении заявленных требований, подписанное обоими заявителями, приобщено к материалам дела.
В судебном заседании <ФИО>1 ФГБОУ «ВДЦ «Океан» <ФИО>4 на уточненных требованиях настаивала по доводам, изложенным в заявлении и уточнениях, суду пояснила, что регистрирующим органом отказано в государственной регистрации прав в отношении спорных объектов, поскольку осуществление регистрации перехода права собственности возможно только после осуществления регистрации права собственности ООО «<данные изъяты>» на эти объекты. Обязательства общества считаются исполненными с момента подписания акта по договору купли-продажи и приема имущества покупателем, в связи с чем считает, что у ООО «<данные изъяты>» отсутствуют законные основания для регистрации права собственности на спорные объекты. Отказ регистрирующего органа по всем спорным объектам обжаловали в Арбитражный суд Приморского края, который отказал в удовлетворении требований. Постановлениями Пятого арбитражного апелляционного суда, Арбитражного суда <адрес> и определениями Верховного Суда РФ решения оставлены без изменения. Полагает, что суд общей юрисдикции должен удовлетворить уточненные требования, так ка спорные объекты являются бесхозяйными, относятся к недвижимому имуществу, поставленному на государственный кадастровый учет, прочно связаны с землей, имеют самостоятельное функциональное и хозяйственное назначение.
<ФИО>1 Территориального <ФИО>1 Росимущества в Приморском крае в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, на уточненных требованиях настаивает.
<ФИО>1 по Приморскому краю в судебное заседание также не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие и письменные возражения.
Согласно письменной позиции, <ФИО>1 возражает против удовлетворения заявленных требований с учетом выводов Пятого арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда <адрес> по делам <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Спорные объекты не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, не являются отдельными объектами гражданского оборота, выполняют лишь обслуживающую функцию по отношению к комплексу объектов, расположенных по адресу: г. <данные изъяты>, и не могут быть признаны объектами недвижимости. В связи с этим право на такой объект не подлежит государственной регистрации.
Дело на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие <ФИО>1 Территориального <ФИО>1 Росимущества в Приморском крае, <ФИО>1 по Приморскому краю и ООО <данные изъяты>», уведомленных надлежащим образом.
Выслушав <ФИО>1 <ФИО>4, исследовав материалы дела и представленные доказательства в совокупности, исходя из требований ст.ст. 56, 67, 157 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
По смыслу п. 3 ст. 218, п. 1 ст. 225 ГК РФ при обращении в суд с данным требованием заявитель должен доказать законность оснований возникновения права собственности на вещь, то есть то обстоятельство, что спорный объект является бесхозяйным.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании п. 5 ст. 225 ГК РФ с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей стать, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Сам по себе факт постановки на государственный учет объектов недвижимости в качестве бесхозяйных не прекращает существующее право и не препятствует регистрации права собственности на них лица, которое ранее было неизвестно.
Как следует из п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного <ФИО>1, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного <ФИО>1) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяемой совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав, в отношении которого самостоятельно может быть поставлен вопрос о праве.
Право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного <ФИО>1) может быть зарегистрировано в ЕГРН лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении президиума Высшего Арбитражного суда РФ от <дата> № <данные изъяты> суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекта, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 ГК РФ.
Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости.
И помимо неразрывной связи с землей объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Объекты, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и выполняющие лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, не могут быть признаны недвижимостью независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с таким земельным участком. Право собственности на такие объекты не подлежит регистрации независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с соответствующим земельным участком.
Из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и правах на объект недвижимости, следует, что Российская Федерация является правообладателем следующих объектов недвижимого имущества:
сооружение – песколовка, объемом <данные изъяты> куб.м, местоположение: <данные изъяты>, <адрес>, кадастровый <номер>, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости <дата>.;
сооружение – иловая площадка, площадью застройки <данные изъяты> кв.м, местоположение: <данные изъяты>, <адрес>, кадастровый <номер>, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости <дата>;
сооружение – канализационная линия, протяженностью <данные изъяты> м, кадастровый <номер>, местоположение: <данные изъяты>, <адрес>, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости <дата>;
сооружение – водопроводная линия, протяженностью <данные изъяты> м, кадастровый <номер>, местоположение: <данные изъяты>, <адрес>, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости <дата>;
сооружение – тепловая сеть, протяженностью <данные изъяты> м, кадастровый <номер>, местоположение: <данные изъяты>, <адрес>, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости <дата>;
сооружение – уличное освещение, протяженностью <данные изъяты> кв.м, кадастровый <номер>, местоположение: <данные изъяты>, <адрес>, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости <дата>;
сооружение – кабельная линия, протяженностью <данные изъяты> кв.м, кадастровый <номер>, местоположение: <данные изъяты>, <адрес>, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости <дата>.
Также из материалов дела следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир мыс <данные изъяты>. Участок находится примерно в <данные изъяты> м, по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты> край, г.<данные изъяты>, побережье <данные изъяты> залива, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения комплекса очистных сооружений, на котором располагаются спорные объекты, являются Российская Федерация и ФГБОУ «ВДЦ «Океан».
Согласно ответу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от <дата>, <дата> объекты с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты> приняты на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
По ответу УМС г. Владивостока в реестре муниципального имущества отсутствует информация об объектах недвижимости с кадастровыми номерами: <данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Также указанные объекты недвижимого имущества в реестре собственности Приморского края не значатся, что следует из ответа МИЗО Приморского края от <дата>.
Из ответа Территориального <ФИО>1 Федерального агентства по <ФИО>1 государственным имуществом в Приморском крае от <дата> следует, что в реестре федерального имущества сведения об указанных объектах недвижимого имущества отсутствуют.
Как следует из уведомлений КГКУ «УЗИ» от <данные изъяты>, в реестровых книгах сведения о праве собственности на объекты капительного строительства, помещения отсутствуют.
Между тем, из договора купли-продажи от <дата>, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и ФГБУ «ВДЦ «Океан», следует, что спорные объекты принадлежат на праве собственности Обществу, которое продало их Центру и передало по акту приема-передачи в этот же день.
Каким образом и почему федеральное государственное бюджетное учреждение приобрело эти объекты, не зарегистрированные за продавцом на праве собственности в установленном законом порядке, <ФИО>1 <ФИО>4 пояснить не смогла.
При этом подтвердила, что фактически они бесхозяйными не являлись и не являются, так как имели собственника, который их продал на основании названного договора купли-продажи.
Также согласно пояснениям <ФИО>1 заявителя <ФИО>4, данным в судебном заседании, ФГБОУ «ВДЦ «Океан» до подачи настоящего заявления обратилось в <ФИО>1 с заявлениями о государственной регистрации права оперативного <ФИО>1 на спорные объекты и произвести государственную регистрацию права по названному выше договору купли-продажи от <дата>.
Уведомлениями <ФИО>1 в регистрационных действиях заявителю отказано.
Не согласившись с отказами, ФГБОУ «ВДЦ «Океан» обратилось с заявлениями в Арбитражный суд Приморского края о признании незаконными и отмене уведомлений <ФИО>1 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю об отказе в государственной регистрации права оперативного <ФИО>1 на вышеперечисленные объекты недвижимого имущества и произвести государственную регистрацию права по договору купли-продажи от <дата> в отношении спорных объектов недвижимости.
По определению суда заявителем в материалы дела представлены:
решения Арбитражного суда Приморского края по делам <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда по делам <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты>-<данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>;
постановления Арбитражного суда <адрес> по делам <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>;
определения Верховного суда РФ по делам <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>, <данные изъяты> от <дата>.
Вступившими в законную силу судебными актами ФГБОУ «ВДЦ «Океан» отказано в удовлетворении заявлений к <ФИО>1 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю об обязании отменить уведомления об отказе в государственной регистрации права оперативного <ФИО>1 на объекты недвижимости и произвести государственную регистрацию права по договору купли-продажи от <дата> в отношении вышеперечисленных объектов недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 61 ГК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Из принципов общеобязательности и исполнимости вступивших в законную силу судебных решений в качестве актов судебной власти, обусловленных ее прерогативами, а также нормами, определяющими место и роль суда в правовой системе Российской Федерации, юридическую силу и значение его решений, вытекает признание преюдициального значения судебного решения, предполагающего, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Указанными судебными актами установлено, что ФГБОУ «ВДЦ «Океан» владеет и пользуется комплексом объектов недвижимости, приобретенных на основании договора купли-продажи от <дата> у ООО «<данные изъяты>-<данные изъяты>», расположенных по адресу: г. <данные изъяты>, <адрес> согласно перечню и акту приема-передачи от этой же даты.
Между ЗАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» <дата> заключен договор купли-продажи, по условиям п. 1.3 которого определено, что к покупателю одновременно с объектами недвижимости переходят все права на весь земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежащий продавцу на праве бессрочного пользования, расположенный по адресу: г.<данные изъяты>, <адрес>, на котором расположен комплекс объектов, в том числе (инженерные коммуникации):
водопроводная линия (лит. Л), протяженностью <данные изъяты>, кадастровый <номер>;
тепловая сеть (лит. М.), протяженностью <данные изъяты> м, кадастровый <номер>;
уличное освещение <данные изъяты> кВ (лит. Н), протяженностью <данные изъяты> м, кадастровый <номер>;
кабельная линия <данные изъяты> кВт (лит. О), протяженностью <данные изъяты> м, кадастровый <номер>;
канализационная линия (лит. К), протяженностью <данные изъяты>6м, кадастровый <номер>;
иловые площадки (лит. лит. И, И1, И2, И3) в количестве четырех единиц, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый <номер>;
песколовки объемом <данные изъяты> куб.м (лит. лит. Ж, Ж1) в количестве двух единиц, кадастровый <номер>.
Согласно акту приема-передачи от <дата> ЗАО «<данные изъяты>» передало комплекс данных объектов, расположенных в г.<данные изъяты>, <адрес>, ООО «<данные изъяты>». <дата> между ООО «<данные изъяты>» и Министерством образования и науки РФ в лице ФГБОУ «ВДЦ «Океан» заключен государственный контракт купли-продажи недвижимого имущества.
<ФИО>1 Росимущества обратился <дата> с заявлениями в <ФИО>1 о государственной регистрации права собственности на спорные объекты, и в качестве документа, обосновывающего основания возникновения права собственности, был представлен государственный контракт недвижимого имущества от <дата>, по результатам рассмотрения, уведомлениями <ФИО>1, государственная регистрация была приостановлена, а в последующем – <дата>, отказано.
Согласно договору купли-продажи от <дата>, заключенному между ООО «<данные изъяты>» и ФГБОУ «ВДЦ «Океан», предметом которого является продажа продавцом и приобретение покупателем спорных объектов недвижимости, стоящих на кадастровом учете, входящих в состав очистных сооружений по адресу: г.<данные изъяты>, <адрес>, на земельном участке с кадастровым <данные изъяты> принадлежащем на праве собственности Центра, указанные объекты переданы по акту приема-передачи от <дата>.
В качестве документа, обосновывающего основания возникновения права собственности предоставлен государственный контракт недвижимого имущества от <дата> № 0<номер>, в котором отсутствуют сведения о приобретении ФГБОУ «ВДЦ «Океан» объектов недвижимости, в связи с чем <ФИО>1 по Приморскому краю было предложено для проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации дополнительно представить иной документ, свидетельствующий о возникновении права собственности на заявленные объекты.
При этом, в Едином государственном реестре недвижимости сведений о государственной регистрации права собственности на вышеперечисленные объекты за ООО «<данные изъяты>», являющимся продавцом по договору купли-продажи от <дата>, по условиям которых оно продало, а ФГБОУ «ВДЦ «Океан» приобрело данные объекты недвижимости, стоящие на кадастровом учете, входящие в состав комплекса очистных сооружений, расположенных на участке: г.<данные изъяты>, <адрес>, на земельном участке, с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащем Центру на праве собственности, а также и иным лицам, не содержится.
Теперь уже ФГБОУ «ВДЦ «Океан» обратилось в регистрирующий орган с заявлениями от <дата>, к которому приложило договор купли-продажи от <дата>. Уведомлениями от <дата> государственный регистратор приостановил осуществление регистрационных действий до <дата>, указав на отсутствие в ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности ООО «<данные изъяты>» и на то, что осуществление перехода права собственности возможно только после осуществления государственной регистрации права собственности правоотчуждателя на спорное имущество.
По истечении установлено срока, ввиду не устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации, <ФИО>1 по заявлениям ФГБОУ «ВДЦ «Океан» приняло решения от <дата> об отказе в государственной регистрации права оперативного <ФИО>1 на спорные сооружения.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Аналогичные положения содержатся в ч. 6 ст.1 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в силу которых государственной регистрации подлежит право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1, 164 ГК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 1 этого же Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу ч. 4 ст. 1 Закона от <дата> № 218 государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.
На основании ч. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
При этом, ч. 1 ст. 14 данного Закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ, являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (п.2), иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (п.8), наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (п.9).
По правилам ч. 1 ст. 21 указанного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
При этом в силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Арбитражным судом Приморского края, вышестоящими инстанциями, а также в настоящем судебном заседании установлено, что государственный регистратор выявил основания для приостановления, и в последствии для отказа ФГБОУ «ВДЦ «Океан» в осуществлении действий по государственной регистрации права (перехода права) в связи с не представлением документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости за ООО «<данные изъяты>».
В силу ст. 216 ГК РФ право оперативного <ФИО>1 имуществом является вещным правом наряду с правом собственности.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и оперативного <ФИО>1 возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
При этом, как указано выше, основанием возникновения у ФГБОУ «ВДЦ «Океан» права оперативного <ФИО>1 на спорные объекты недвижимости явился договор купли-продажи от <дата> между ООО «<данные изъяты>-<данные изъяты>» и ФГБОУ «ВДЦ «Океан».
Понятие недвижимого объекта раскрывается в ст. 130 ГК РФ, согласно п. 1 содержится конкретное указание, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По смыслу указанной правовой нормы, право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного <ФИО>1) может быть зарегистрировано в ЕГРН лишь в отношении тех вещей, которые. Обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
В соответствии с ос т. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Исходя из правового подхода, сформулированного в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от <дата> № 1160/13, определении Верховного суда РФ от <дата> № 306-КГ15-6732, объекты, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и выполняющие лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, не могут быть признаны недвижимостью независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с таким земельным участком, право собственности на такие объекты не подлежит регистрации независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с соответствующим земельным участком.
Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости. И, более того, помимо неразрывной связи с землей, объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Арбитражный суд Приморского края и его вышестоящие инстанции пришли к выводу, что спорные объекты недвижимости являются сооружениями вспомогательного использования по отношению к объекту «Канализационные сооружения с глубоководным выпуском б. Лазурная», поскольку созданы как инженерные коммуникации и фактически предназначено исключительно для обслуживания и нормального функционирования основного объекта и самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению отдельно от основного объекта не может.
Также они отметили, что спорные объекты не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, не являются отдельным объектом гражданского оборота, а представляет собой сооружение вспомогательного назначения в виде коммуникации, выполняя обслуживающую функцию по отношению к комплексу объектов, расположенных по адресу: г.<данные изъяты>, в связи с чем они не могут быть признаны объектами недвижимости.
В связи с этим, право на такие объекты не подлежит государственной регистрации. При этом, присвоение кадастрового номера и постановка объектов на кадастровый учет, не свидетельствует о наличии у этих объектов статуса недвижимой вещи. Проведение государственного кадастрового учета спорных объектов не является бесспорным доказательством отнесения их к недвижимому имуществу.
Заявителем не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о регистрации права собственности на спорные объекты за продавцом по договору купли-продажи от <дата>, и отсутствие таких сведений в ЕГРН, что и послужило основанием для вывода о невозможности осуществить государственную регистрацию перехода права на спорный объект от ООО «<данные изъяты>» к ФГБОУ «ВДЦ «Океан».
В связи с чем судебные инстанции пришли к выводу о том, что оснований для принятия положительных решений по заявлениям ФГБОУ «ВДЦ «Океан» у <ФИО>1 по Приморскому краю не имелось, а также для обязания уполномоченного органа произвести государственную регистрацию прав по договору купли-продажи от <дата> в отношении спорных объектов недвижимости.
Судом апелляционной инстанции был сделан вывод о том, что спорные объекты не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, не являются отдельными объектами гражданского оборота, выполняют лишь обслуживающую функцию по отношению к комплексу объектов, расположенных по адресу: г.<данные изъяты>, не могут быть признаны объектами недвижимости, и право на такие объекты не подлежит государственной регистрации.
Суд округа согласился с выводами апелляционной инстанции.
Верховный Суд Российской Федерации указал на отсутствие оснований для передачи жалоб ФГБОУ «ВДЦ «Океан» на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации и отказал учреждению в передаче кассационных жалоб для такого рассмотрения.
Данные судебные акты принимаются судом в порядке ч. 3 ст. 61 ГПК РФ.
Вместе с тем, в нарушение требований ст. 10 ГК РФ, заявители обратились с названными требованиями в суд общей юрисдикции.
Суд, с учетом названных правовых норм, разъяснений по их применению, правоприменительной практики, названных судебных актов, также приходит к выводу, что проведение в отношении спорных объектов кадастрового учета и присвоение кадастрового номера не свидетельствует безусловно о наличии у таких объектов статуса недвижимой вещи, в том числе с учетом того, что органы кадастрового учета фиксируют факт наличия объекта, имеющего связь с земельным участком и не осуществляют проверку соответствия объекта требованиям недвижимой вещи, предусмотренным ст. 130 ГК РФ.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от <дата> № 3809/12, сам по себе факт регистрации объекта как недвижимого имущества, в отрыве от его физических характеристик, в едином государственном реестре прав не является препятствием для предъявления иска о признании зарегистрированного права отсутствующим по мотиву неправомерного отнесения объекта к недвижимому имуществу.
На это указано и в названных выше судебных актах.
На вопрос суда <ФИО>1 <ФИО>4 пояснила, что с такими исками заявители в суд не обращались.
Более того, заявляя уточненные требования о признании права собственности Российской Федерации на спорные объекты, как бесхозяйные, которые, как установлено и названными судебными актами, и судом в ходе разбирательства настоящего спора, таковыми не являются в том понимании, в котором изложены законодателем в п. 3 ст. 218, п. 1 ст. 225 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения уточненных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Территориальному <ФИО>1 Федерального агентства по <ФИО>1 государственным имуществом в Приморском крае, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению «Всероссийский детский центр «Океан» о признании права собственности Российской Федерации на бесхозяйные объекты недвижимого имущества отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья О.В. Олесик