Дело № 2-112/2021
УИД 65RS0002-01-2021-000115-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Александровск-Сахалинский 14 апреля 2021 года
Александровск-Сахалинский городской суд в составе: председательствующего судьи Пелецкой Т.П., при секретаре судебного заседания Куликовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суханова Алексея Владимировича к Комитету по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди,
установил:
истец Суханов А.В. обратился в Александровск-Сахалинский городской суд с иском к комитету по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район» о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям по договору социального найма, площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящее из двух комнат в границах г. Александровск-Сахалинский.
Из искового заявления следует, что решением Александровск-Сахалинского городского суда от 08.08.2013 г., за истцом признано право собственности на жилой <адрес>, в <адрес> в силу приобретательной давности.
30.03.2016 г. истцу было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на данный дом.
06.09.2019 г. решением № комиссией по рассмотрению заявлений граждан о признании их малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях истец признан малоимущим.
22.11.2019 г. кадастровый инженер ФИО1 составила акт обследования, из которого следует, что <адрес> в <адрес> прекратил свое существование ввиду его полного разрушения.
С 05.02.2020 г. истец состоит в очереди № как нуждающийся в жилом помещении малоимущий.
19.10.2020 решением № комиссии истец признан малоимущим в целях постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
25.08.2020 г. межведомственная комиссия ГО «Александровск-Сахалинский район» письмом № ответила, что заявление о признании <адрес> в <адрес> непригодным для проживания возвращается без рассмотрения, так как названный объект недвижимости снят с регистрационного учета с 11.12.2019 г.
Ссылается на статью 40 Конституции РФ, определение Конституционного суда РФ и статью 57 Жилищного кодекса РФ, полагает, что истец как собственник жилого помещения, которому ранее принадлежало жилое помещение, может быть признан нуждающимся в жилом помещении и его право на внеочередное предоставление жилого помещения сохраняется.
Считает, что невозможность межведомственной комиссии провести обследование дома на предмет пригодности для проживания по причине снятия дома с кадастрового учета является формальным препятствием, поэтому полагает, что суд может применить аналогию закона или аналогию права и принять за документ, подтверждающий непригодность дома для проживания именно акт обследования от 22.11.2019 г. кадастрового инженера, и применить п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ по аналогии закона, и предоставить ему в соответствии с требованиями ч.1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма.
Из дополнения к исковому заявлению от 16.03.2021 г. следует, что на момент признания судом права собственности на дом в 2013 году, деревянному дому исполнилось 76 лет, и он мел высокий физический износ, дом был ветхим, а у Суханова А.В. не было ни средств, ни здоровья для его быстрого восстановления, в связи с чем, он осуществлял только текущий ремонт. Дом пришел в негодность по причине природного характера, поэтому считает утверждение, что он привел дом в состояние, непригодное для проживания, преждевременным. Обращает внимание, что действующее жилищное законодательство( п.1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в представлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения все очереди. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права-права на получение жилого помещения вне очереди. Указывает, что применение аналогии обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулирования тех или иных отношений, направлено на защиту прав и законных интересов граждан, а также надлежащее осуществление правосудия.
Из дополнения к исковому заявлению от 12.04.2021 г. Суханов А.В. обращает внимание на п.20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и полагает, что не собственник частного дома определяет, будут ли у него выкупать дом и участок или нет, он не является инициатором данной процедуры, у него в силу закона нет обязанности инициировать данную процедуру, истец лишен возможности действовать в рамках статьи 32 Жилищного кодекса, и он(Суханов А.В.) выбрал другой способ реализации своего права на жилище.
Истец Суханов А.В. и его представитель Крамар М.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования и дали пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель Комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» по доверенности от Мухортова А.В. в судебном заседании исковые требования Суханова А.В. не признала, указав, что оснований для предоставления Суханову А.А. жилого помещения все очереди по договору социального найма не имеется, так как дом не был признан непригодным для проживания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Решением Александровск-Сахалинского городского суда от 08.08.2013 г., за истцом Сухановым А.В. признано право собственности на жилой <адрес>, в <адрес> в силу приобретательной давности.
Из свидетельства о государственной регистрации права собственности от 30.03.2016 г. следует, что Суханов А.В. зарегистрировал право собственности по <адрес>, в <адрес>( №).
Зарегистрирован истец Суханов А.В. в <адрес> в <адрес> 24 мая 2018 года, что подтверждается адресной справкой, выданной подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России МП ОМВД России по ГО «Александровск-Сахалинский район».
22.11.2019 г. кадастровый инженер ФИО1 составила акт обследования, из которого следует, что <адрес> в <адрес> прекратил свое существование ввиду его полного разрушения.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости <адрес> в <адрес> снят с кадастрового учета 11.12.2019 г.
Решением № от 06 сентября 2019 года комиссией по рассмотрению заявлений граждан о признании их малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях истец Суханов А.В. признан малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» от 05.02.2020 № утвержден протокол заседания комиссии по жилищным вопросам от 30.01.2020, которым Суханов А.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
С 05.02.2020 г. истец Суханов А.В. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и на 15.03.2021 номер очереди – 329, что подтверждается справкой с КМУС ГО «Александровск-Сахалинский район».
25.08.2020 г. межведомственная комиссия ГО «Александровск-Сахалинский район» письмом № ответила, что заявление о признании <адрес> в <адрес> непригодным для проживания возвращается без рассмотрения, так как названный объект недвижимости снят с регистрационного учета с 11.12.2019 г.
На основании данного ответа, Сухановым А.В. был инициирован иск о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, поскольку в связи с отсутствием жилого помещение, произвести обследование дома с целью признания его аварийным или непригодным для проживания невозможно, просит применить аналогию закона, и принять за документ, подтверждающий непригодность дома для проживания именно Акт обследования от 22.11.2019 г. кадастрового инженера и применить по иску Суханова А.В. п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С данными доводами суд не может согласиться по следующим основаниям:
согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел бесплатную возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), но реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.
В соответствии в ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В силу пункта 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года от 16 сентября 2009 года, а также Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Поэтому оснований подменять собой заключение Межведомственной комиссии, актом обследования от 22.11.2019 г. кадастрового инженера, констатирующего отсутствие <адрес> в <адрес>, не имеется.
По смыслу ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания осуществляется при наличии реальной угрозы их жизни и здоровью, таких обстоятельств в судебном заседании не установлено.
В соответствии со статьей 228 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором(статья 210 ГК РФ).
Решение о сносе <адрес> в <адрес> было принято собственником Сухановым А.В. осознанно и добровольно, а его довод о некорректной консультации работников КУМС ГО «Александровск-Сахалинский район» опровергается показаниями свидетелей: бывшего председателя КУМС ФИО2, работниками КУМС ФИО3 и ФИО4, которые указали, что консультации по поводу снятия дома с кадастрового учета, Суханову А.В. не давались.
Суд показаниям свидетелей ФИО2, ФИО3 и ФИО4 доверяет, так как при даче показаний они были предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний, оснований оговаривать Суханова А.В. судом не установлено, а самим Сухановым А.В. не обозначено.
При таких обстоятельствах, когда фактическая утрата недвижимого имущества (дома, который не может являться объектом жилищных прав) лежит целиком на собственнике, обстоятельств позволяющих сделать вывод, что дом пришел в негодность в результате стихийного бедствия, пожара, наводнения либо других объективных причин, истцом не предоставлено.
Обязательств Комитетом по управлению муниципальной собственностью перед Сухановым А.В. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди не возникло, жилой дом, не признан аварийным и подлежащим сносу, решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот жилой дом, ответчиком не принималось, требование о сносе дома его собственникам не предъявлялось, между органом местного самоуправления и Сухановым А.В. не достигнуто соглашение о возможном предоставлении ему другого жилого помещения, доказательств тому, что проживание истца в жилом помещении создает реальную угрозу его жизни и здоровью, не представлено.
Хотя у Суханова А.В. других помещений на территории городского округа «Александровск-Сахалинский район» нет, однако оснований при этом для удовлетворения требований истца о предоставлении жилого помещения вне очереди, у суда не имеется, поэтому суд в иске Суханову А.В. отказывает.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в иске Суханову Алексею Владимировичу к Комитету по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди – отказать.
На решение может быть принесена апелляционная жалоба, представление в Сахалинский областной суд в течение одного месяца через Александровск-Сахалинский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Т.П. Пелецкая
Мотивированное решение изготовлено 19.04.2021 года.
Верно: судья - Т.П. Пелецкая