Дело №2-1-3660/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Титковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 06 июля 2022 года гражданское дело по иску Вокова Д.С. к Фонду капитального ремонта Калужской области о признании действий по начислению взносов на капитальный ремонт и пени незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет задолженности, предоставлении рассрочки погашения задолженности,
УСТАНОВИЛ:
01 марта 2022 года Волков Д.С. обратился в суд с иском к Фонду капитального ремонта Калужской области о признании действий по начислению взносов на капитальный ремонт за период с февраля 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, и пени незаконными, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет взносов на капительный ремонт и пени, исключив задолженность из лицевого счета истца за указанный период, обязать ответчика установить истцу рассрочку погашения задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт. В обоснование требований истцом указано, что истец с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Квартира истца расположена в секции 5 указанного дома, строительство которой окончено в январе 2015 года. Поскольку указанная секция дома введена в эксплуатацию в январе 2015 года, то обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у истца не ранее ДД.ММ.ГГГГ, действия ответчика по начислению данных взносов с февраля 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными.
Истец Волков Д.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Зиновьев М.С. в судебном заседании иск не признал по изложенным в письменном отзыве основаниям.
Представитель третьего лица Городской Управы г.Калуги в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Суд, выслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Волков Д.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из указанной выписки право собственности за истцом на квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный многоквартирный дом состоит из нескольких секций; квартира истца расположена в 5 секции указанного многоквартирного дома.
Постановлением Городской Управы г.Калуги от ДД.ММ.ГГГГ №-пи разрешен ввод в эксплуатацию многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями по адресу: <адрес>.
Постановлением Городской Управы г.Калуги №-пи от ДД.ММ.ГГГГ разрешен ввод в эксплуатацию секции 5 многоэтажного жилого <адрес> по адресу: <адрес>.
Всем секциям многоквартирного жилого дома присвоен единый почтовый адрес: <адрес>.
Обращаясь в суд с иском, истец ссылался на то, что поскольку секции № была введена в эксплуатацию в январе 2015 года, то обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у него как у собственника помещения в данной секции дома с февраля 2020 года, в связи с чем действия ответчика по начислению взносов на капитальный ремонт с даты первичной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ и по февраль 2020 года являются незаконными.
Как следует из пояснений истца, в октябре 2021 года ответчик открыл лицевой счет на имя истца для уплаты взносов на капитальный ремонт и выставил задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт по состоянию на октябрь 2021 года в размере 42 380,24 рублей, квитанция получена истцом в ноябре 2021 года.
В силу ст. 154 ч. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения такого ремонта, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на его проведение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности его проведения (часть 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации), формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области установлены Законом Калужской области от 01 июля 2013 года №460-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области».
В соответствии с ч.1 ст.3 указанного закона региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области (далее - региональная программа капитального ремонта), утверждается Правительством Калужской области.
Согласно ч.2 с.3 указанного закона разработку региональной программы капитального ремонта осуществляет орган исполнительной власти Калужской области в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п.2 ст.4.1 Закона №460-ОЗ для актуализации региональной программы капитального ремонта органы местного самоуправления представляют в орган исполнительной власти Калужской области в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства по форме и в сроки, установленные органом исполнительной власти Калужской области в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, данные о признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирных домах аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, о принятии органом местного самоуправления решений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, о введенных в эксплуатацию многоквартирных домах, о вступивших в силу судебных решениях о возложении на орган местного самоуправления обязанностей по выполнению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, об исполнении указанных судебных решений.
В соответствии с ч.3 ст.4.2. Закона №460-ОЗ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений ч. 5.1. ст. 170 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Из дела видно, что постановлением Правительства Калужской области от 30 декабря 2013 года № 753 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области, на 2014-2043 годы (размещена в том числе в сети Интернет и находится в открытом доступе в том числе по адресу электронной страницы сайта <адрес>).
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> включен в указанную региональную программу (пункт 2395) с указанием года ввода дома в эксплуатацию – 2012 год.
Многоквартирный дом включен в региональную программу от ДД.ММ.ГГГГ, а не последующей ее актуализации.
Таким образом, положение п.5.1. ст.170 ЖК РФ, (введена Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ) неприменимо к данному многоквартирному дому, в связи с чем обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников жилых помещений 5-ой секции данного дома с ДД.ММ.ГГГГ.
То обстоятельство, что многоквартирный дом состоит из секций, не может служить основанием для исчисления пятилетнего срока в отношении каждой секции самостоятельно с даты ее ввода в эксплуатацию, поскольку многоквартирный дом является единым объектом недвижимости, всему дому присвоен единый почтовый адрес, дом включен в региональную программу как единое строение без разделения на секции.
Приводившиеся истцом доводы о том, что действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Калужской области влекут за собой обязанность производить оплату взносов на капитальный ремонт до возникновения у истцов права собственности на квартиры, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, противоречат положениям пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, с учетом того, что многоквартирный жилой дом был включен в региональную программу как единое строение с присвоением единого почтового адреса, указанием даты ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (ввод в эксплуатацию первых секций) и подлежит включению в региональную программу капитального ремонта без разделения на отдельные секции, суд приходит к выводу, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений многоквартирного дома вне зависимости от очередности сдачи в эксплуатацию отдельных секций возникла с ДД.ММ.ГГГГ, на основании чего, руководствуясь вышеуказанными нормами права, а также с учетом положений региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Калужской области № 189, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований о признании незаконными действий ответчика по начислению истцу взносов за капитальный ремонт и обязании ответчика произвести перерасчет подлежащих уплате взносов, путем исключения периода начисления с 13 февраля 2015 года (даты первичной регистрации права собственности на квартиру) и по 13 февраля 2020 года, а также перерасчета начисленных пени по неуплаченным взносам за данный период.
Также суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика установить Волкову Д.В. рассрочки погашения задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт путем совершения им равных платежей в течении года, поскольку предоставление рассрочки по оплате задолженности по взносам является правом, а не обязанностью ответчика. Как следует из пояснения истца, заявлением о заключении соглашения о рассрочки погашения задолженности по взносам истец к ответчику не обращался.
Кроме того, в случае взыскания данной задолженности с Волкова Д.В. фондом в судебном порядке в связи с нее неуплатой, Волков Д.В. не лишен возможности обратиться в суд с требованием о предоставлении судом рассрочки исполнения такого решения.
Руководствуясь статьями 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Вокова Д.С. к Фонду капитального ремонта Калужской области о признании действий по начислению взносов на капитальный ремонт и пени незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет задолженности, предоставлении рассрочки погашения задолженности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Председательствующий О.Е. Желтикова
Мотивированное решение составлено 26 июля 2022 года.