22 ноября 2019 года Дело № 2а-5364/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о переходе к рассмотрению дела по правилам
гражданского судопроизводства
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего Поповой Д. В.,
при секретаре Крутиковой П. А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в помещении суда в городе Северодвинске Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Иванова .. о признании незаконными действий начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Архангельской области, связанных с рассмотрением его обращения и принятию по нему решения о признании незаконными бездействия военного комиссара Архангельской области по нерассмотрению и непринятию решения по его обращению о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения, обязании военного комиссара Архангельской области принять решение о выплате ему с ..... денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения, как лицу, состоящему на учёте нуждающихся в получении жилых помещений и необеспеченному жильём в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту воинского учёта в городе Северодвинске Архангельской области,
установил:
Иванов Д. Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссару Архангельской области, начальнику центра социального обеспечения военного комиссариата Архангельской области о признании незаконными действий начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Архангельской области, связанных с рассмотрением его обращения и принятию по нему решения о признании незаконными бездействия военного комиссара Архангельской области по нерассмотрению и непринятию решения по его обращению о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения, обязании военного комиссара Архангельской области принять решение о выплате ему с ..... денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения, как лицу, состоящему на учёте нуждающихся в получении жилых помещений и необеспеченному жильём в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту воинского учёта в городе Северодвинске Архангельской области.
Требования мотивирует тем, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части ..... в г. Северодвинске Архангельской области по ..... Заключил первый контракт о прохождении военной службы после ...... Относился к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями. С ..... принят на учёт нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства и включён в единый реестр военнослужащих, что подтверждается решением ..... отделения (территориальное, г.Архангельск) ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
На основании пункта 22 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 27.05.2016 № 303 «Об организации в Вооружённых Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений» (вместе с «Инструкцией об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений») он подал в военный комиссариат г. Северодвинска заявление с приложением необходимых документов (далее - Инструкции).
В сентябре ..... он получил из военного комиссариата Архангельской области сообщение от ..... начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Архангельской области об отказе в принятии решения о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения в связи с отсутствием справки о сдаче служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> С данным отказом в выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения он не согласен. Полагает, что решение о выплате и об отказе в выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения, в соответствии с пунктом 21 указанной выше Инструкции принимается военным комиссаром.
С учётом изложенного, считает, что начальник центра социального обеспечения военного комиссариата Архангельской области не наделён полномочиями по принятию решения об отказе в выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения и превысил свои полномочия. Кроме того, пунктом 22 Инструкции не предусмотрено предоставление справок о сдаче жилых помещений. Сведения о предоставлении военнослужащему служебного жилого помещения, в том числе жилых помещений специализированного жилищного фонда, в период службы от Минобороны РФ содержатся в личном деле военнослужащего, а также в специализированном жилищном органе Минобороны РФ.
.....
В указанном жилом помещении он был зарегистрирован по месту жительства (постоянно прописан) по ....., но не проживал с августа ..... в связи с прохождением военной службы. После убытия в связи с поступлением в военный институт в данное жилое помещение больше не вселялся и в нём не проживал.
Административный истец Иванов Д. Л., извещённый надлежащим образом, в суд не явился, направил своего представителя.
Представитель административного истца Щербакова О. В., действующая на основании доверенности, административное исковое заявление поддержала по изложенным в нём основаниям. Полагала, что рассмотрение заявленных требований подлежит рассмотрению в рамках административного судопроизводства.
Представитель Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Архангельской области» Корельская О. А., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась по указанным в возражениях на административное исковое заявление основаниям. Считала рассматриваемый иск подлежащим рассмотрению в рамках административного судопроизводства.
Военный комиссар Архангельской области, начальник центра социального обеспечения военного комиссариата Архангельской области, извещены надлежащим образом.
Согласно статье 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено при имеющейся явке.
Заслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на судебную защиту его прав и свобод, а также право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
По смыслу этих положений, право каждого на судебную защиту, обеспечивается и реализуется, в том числе посредством законодательного регулирования процедуры рассмотрения и разрешения дел. При этом лица, обращающиеся в суд за защитой своих прав не вправе по своему усмотрению выбирать процедуру судебной защиты, поскольку их особенности в отношении отдельных видов судопроизводства и категорий дел определяются федеральными законами исходя из требований части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Перечень административных дел, подлежащих рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, определён в частях 2, 3 статьи 1 КАС РФ, к ним в частности относятся дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом.
Соответственно, и суд для обеспечения права на судебную защиту граждан и организаций не вправе произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства.
Правильное определение им вида судопроизводства, в котором подлежит защита права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, в связи с чем, независимо от выбранной заявителем формы обращения, определение вида судопроизводства отнесено к полномочиям суда в зависимости от характера правоотношения, из которого вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется, в частности Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 1 ГПК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Критерием для правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.
В соответствии с частью 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Таким образом, суд для обеспечения права на судебную защиту граждан и организаций не вправе произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства.
Как следует из материалов дела, Иванов Д. Л. уволен из рядов Вооружённых Сил Российской Федерации приказом Командующего Северным флотом (по личному составу) от ...... Оспаривает действия начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Архангельской области, связанных с рассмотрением его обращения и принятию по его обращению решения от ..... об отказе в принятии решения о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения, о признании незаконными бездействия военного комиссара Архангельской области по нерассмотрению и непринятию решения по его обращению о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения, как лицу, состоящему на учёте нуждающихся в получении жилых помещений и необеспеченному жильём в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту воинского учёта в городе Северодвинске Архангельской области.
В обоснование заявленных требований указывает на отсутствие оснований для отказа ему в выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения.
С учётом изложенного, требования административного истца связаны с реализацией социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством для лиц, проходивших службу в Вооружённых Силах Российской Федерации. Спорные правоотношения не связаны с осуществлением центром социального обеспечения военного комиссариата Архангельской области, военным комиссариатом Архангельской области властно-публичных полномочий.
Защита гражданских прав, основанных на акте органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.
Изложенные выше обстоятельства в их совокупности позволяют сделать вывод о том, что проверка законности заявленных Ивановым Д. Л. требований не может производиться в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений, в порядке административного судопроизводства.
В силу части 5 статьи 16.1 КАС РФ суд, установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по административному делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Таким образом, заявленные Ивановым Д. Л. требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 16.1 КАС РФ, суд
определил:
перейти к рассмотрению административного дела по административному исковому заявлению Иванова .. о признании незаконными действий начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Архангельской области, связанных с рассмотрением его обращения и принятию по нему решения о признании незаконными бездействия военного комиссара Архангельской области по нерассмотрению и непринятию решения по его обращению о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения, обязании военного комиссара Архангельской области принять решение о выплате ему с ..... денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения, как лицу, состоящему на учёте нуждающихся в получении жилых помещений и необеспеченному жильём в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту воинского учёта в городе Северодвинске Архангельской области по правилам гражданского судопроизводства.
На определение может быть подана частная жалоба в Архангельский областной суд в течение пятнадцати дней через Северодвинский городской суд Архангельской области.
Судья Д. В. Попова