Решение по делу № 2-2075/2020 от 21.05.2020

Дело № 2-2075/2020

22RS0066-01-2020-002209-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июля 2020 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Леонтьевой Т.В.,

при секретаре Ждановой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шампорова Д.В. к Уколову А.В. о взыскании задолженности по заработной плате

УСТАНОВИЛ:

Шампоров Д.В. обратился в суд с иском к Уколову А.В. о взыскании задолженности по заработной плате в размере 180 000 рублей за период с февраля 2019 года по январь 2020 года.

В обоснование своих требований указал, что работал по срочному трудовому договору, заключенному с гражданином Уколовым А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности охранника по адресу: <адрес>. однако в указанный период в полном объеме не выплачена заработная плата, задолженность составила 180000 рублей.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще.

Ответчик Уколов А.В. в судебное заседание не явился, в суд вернулся конверт с истечением срока хранения с известных суду адресов. Суд предпринимал меры для извещения ответчика по известному телефону. Ответчик не ответил.

В соответствии с п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (п. 1 ст.65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 63).

Таким образом, возврат почтового отправления (извещений суда) в связи с истечением срока хранения является надлежащим уведомлением о времени и месте судебного разбирательства. Срок нахождения письма в почтовом отделении более 7 дней.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что суд предпринял все предусмотренные процессуальным законом меры к надлежащему извещению ответчика, ответчик распорядился своими процессуальными правами, отказавшись от получения почтовой корреспонденции в связи с чем, судом соблюдены положения п.1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о правах, гарантирующие справедливое разбирательство.

При этом суд учитывает, что ответчик был извещен о предварительном судебном заседании, а потому знал о нахождении дела в производстве суда. Представил отзыв, согласно которому признал наличие задолженности в сумме 180 000 рублей.

Суд, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при надлежащем извещении сторон, учитывая отсутствие возражений истца и ответчика о рассмотрении дела в их отсутствии, считает возможным рассмотреть дело по существу.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, 01.01.2019 между гражданином Уколовым А.В. (работодатель) и Шампоровым Д.В. (работник) был заключен трудовой договор, по условиям которого работодатель поручает, а работник принимает на себя обязательства выполнять следующую работу: охрану товарно-материальных ценностей, хранящихся на складе по адресу: <адрес>. Размер заработной платы определен в 35000 рублей в месяц.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец настаивал на том, что между сторонами возникли трудовые отношения.

Разрешая данные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации для целей настоящего Кодекса работодателями - физическими лицами признаются:

физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее - работодатели - индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей - индивидуальных предпринимателей;

физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее - работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

В силу ст. 303 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора с работодателем - физическим лицом работник обязуется выполнять не запрещенную настоящим Кодексом или иным федеральным законом работу, определенную этим договором. В письменный трудовой договор в обязательном порядке включаются все условия, существенные для работника и для работодателя. Работодатель - физическое лицо обязан: оформить трудовой договор с работником в письменной форме; уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами; оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые. Работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, также обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).

В июне 2006 г. была принята Конвенция МОТ N 189 "О достойном труде домашних работников" (далее - Конвенция N 189), Российская Федерация не является участником Конвенции.

Конвенция N 189 определяет домашний труд как работу, осуществляемую в домохозяйстве либо для домохозяйства. В соответствии со ст. 1 Конвенции N 189 термин "домашний труд" означает работу, выполняемую в домашнем хозяйстве или для домашнего хозяйства или домашних хозяйств. Термин "домашний работник" означает любое лицо, занимающееся домашним трудом в рамках трудового правоотношения.

Лицо, занимающееся домашним трудом лишь время от времени или нерегулярно и не на профессиональной основе, не является домашним работником. Работодатели - физические лица, не осуществляющие предпринимательской деятельности, привлекают работников для выполнения работ в домашнем хозяйстве, оказания технической помощи в творческой работе и др. Используя труд работников, они не преследуют целей извлечения прибыли. Цель заключения таких трудовых договоров - оказание помощи по обслуживанию работодателя и его семьи, осуществлению им определенной творческой деятельности (например, писательской) и пр.

По общему правилу труд лиц, работающих у граждан по договорам (домашних работников), применяется для выполнения работ в домашнем хозяйстве граждан, помощи в уходе за несовершеннолетними детьми или больными членами семьи, оказания этим гражданам технической помощи в литературной и иной творческой деятельности, других видов услуг.

Трудовая функция определяется в каждом конкретном случае с учетом потребностей работодателя, особенностей его занятий или потребностей семьи в тех случаях, когда речь идет об обслуживании работодателя и его семьи (няни, водители, домашние работники и проч.).

Из смысла ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации также следует, что работа у работодателя физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, является домашним трудом, осуществляемым в домохозяйстве либо для домохозяйства.

Судом установлено, что Уколов А.В. не является индивидуальным предпринимателем, на учет в качестве индивидуального предпринимателя не поставлено как в настоящее время, так и ранее, сведений о нем в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей не имеется.

Поскольку между Шампоровым Д.В. и Уколовым А.В. определен иной вид работы, не связанный с домашним хозяйством, а именно в качестве охранника склада, то по такой должности работодатель физическое лицо не вправе был заключать трудовой договор.

Доказательств того, что Договор был зарегистрирован в установленном порядке в органе местного самоуправления по месту жительства работодателя – физического лица, также не представлено.

Страховые взносы и другие обязательные платежи в фонды обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования также Уколовым А.В. за Шампорова Д.В. не уплачивались, что видно из ответов на запросы.

Само по себе наименование заключенного между Уколовым А.В. и Шампоровым Д.В. договора как «трудового», не влияет на правовую природу договора. При этом истцу надлежало доказать в силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации наличие именно трудовых правоотношений между сторонами.

В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу статьи 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В целях предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей и фактов заключения гражданско-правовых договоров вопреки намерению работника заключить трудовой договор, а также достижения соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением федеральный законодатель предусмотрел в части 4 статьи 11 Трудового кодекса РФ возможность признания в судебном порядке наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера, и установил, что к таким случаям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указывает на то, что, если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 Трудового кодекса РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.05.2009 N 597-О-О, суды общей юрисдикции, разрешая подобного рода споры и признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в ст. 15, 56 ТК РФ.

Согласно ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

При этом в силу положений ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Исходя из системного анализа действующего трудового законодательства, регулирующего спорные правоотношения, к характерным признакам трудового правоотношения, позволяющим отграничить его от других видов правоотношений, в том числе гражданско-правового характера относятся: личный характер прав и обязанностей работника, обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию, выполнение трудовой функции в условиях общего труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, возмездный характер трудового отношения.

Таким образом, для разрешения вопроса о возникновении между сторонами трудовых отношений необходимо установление таких юридически значимых обстоятельств, как наличие доказательств самого факта допущения работника к работе и доказательств согласия работодателя на выполнение работником трудовых функций в интересах организации.

При этом в силу требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания факта возникновения и наличия трудовых отношений возлагается на истца.

Разрешая исковые требования, суд приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих наличие трудовых отношений с ответчиком, истцом не представлено. Обстоятельства, на которые истец ссылается в подтверждение доводов своего искового заявления, не являются достаточными для подтверждения исполнения истцом трудовых обязанностей.

Доказательств того, что истец подчинялся правилам внутреннего трудового распорядка также не представлено.

Доказательств выполнения работ по домашнему хозяйству, что является главным критерием отличия трудового договора от гражданско-правового при выполнении работ для физического лица, не являющегося предпринимателем, не представлено.

Работа в должности охранника не связана с домашним хозяйством, а связана с обеспечением осуществления Уколовым А.В. имущественных, неимущественных прав и обязанностей.

Сложившиеся отношения отвечают признакам гражданско-правового договора, поскольку из материалов дела следует, что предметом отношений являлся конечный результат, а не имел значение именно сам процесс работы

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют лишь о том, что истец оказывал ответчику работы исключительно в рамках гражданско-правового договора, и возникшие на его основании правоотношения не носили трудового характера применительно к положениям ст. 11, 15, 16, 56, 57 Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с Рекомендациями Международной организации труда от 13 мая 2006 года N 198 "О трудовом правоотношении".

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729 Гражданского кодекса Российской Федерации) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739 Гражданского кодекса Российской Федерации), если это не противоречит статьям 779 - 782 этого кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу данных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, договор возмездного оказания услуг заключается для выполнения исполнителем определенного задания заказчика, согласованного сторонами при заключении договора. Целью договора возмездного оказания является не выполнение работы как таковой, а осуществление исполнителем действий или деятельности на основании индивидуально-конкретного задания к оговоренному сроку за обусловленную в договоре плату.

Спорный договор от 01.01.2019 обладает всеми признаками договора гражданско-правового характера.

Из материалов дела видно, что ответчик не оспаривал заключение данного договора, а также выполнение истцом услуг охраны по договору.

Согласно отзыва ответчика на иск, он признал наличие задолженности в сумме 180 000 рублей, а потому суд взыскивает с ответчика в пользу истца сумму в размере 180000 рублей.

В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Уколова А.В. в пользу Шампорова Д.В. сумму задолженности по гражданско-правовому договору в размере 180 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В. Леонтьева

2-2075/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шампоров Дмитрий Владимирович
Ответчики
Уколов Андрей Витальевич
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Судья
Леонтьева Татьяна Валерьевна
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
21.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2020Передача материалов судье
25.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.05.2020Предварительное судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
20.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее