Судья Минченок Е.Ф.Судья-докладчик Амосов С.С. | по делу № 33-571/2021(33-10055/2020) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 февраля 2021 г. | г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Амосова С.С.,
судей Ананиковой И.А. и Ринчинова Б.А.,
при ведении протокола помощником судьи Андреевой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-547/2020 по иску Костаровской М.А. к ГУФСИН России по Иркутской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Иркутской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, постановке на учет в очереди и выдаче жилищного сертификата на приобретение жилья
по апелляционной жалобе Костаровской М.А.
на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 5 августа 2020 г. по данному делу.
Заслушав доклад судьи Амосова С.С., объяснения Костаровской М.А. и ее представителя по ордеру адвоката Кузнецовой А.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ГУФСИН России по Иркутской области - Хабиевой С.А., представителя ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Иркутской области - Акаева М.Р., о согласии с решением, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
установила:
в обоснование исковых требований Костаровская М.А. указала, что проработала в системе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) в календарном исчислении (данные изъяты), в льготном исчислении (данные изъяты). Жильем не была обеспечена. Она и члены ее семьи: сын ФИО1, дочь ФИО4, внук ФИО2 проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес изъят>.
Она Дата изъята была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области. В Дата изъята г. она уволилась по сокращению штатов.
В Дата изъята г. по просьбе истца сотрудником ФКУ ОИК-1 - ФИО6 в ГУФСИН России по Иркутской области направлен пакет документов для получения жилищного сертификата по улучшению жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2020 годы», включая обязательство о сдаче жилья при получении жилищного сертификата, заявление на участие в программе.
Согласно сводному списку граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на Дата изъята г. по ГУФСИН России по Иркутской области под номером Номер изъят значится Костаровская М.А. с составом семьи 5 человек, с датой постановки на учет Дата изъята , учетное дело Номер изъят.
Вместе с тем, согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии Номер изъят от Дата изъята при проверке журнала учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от Дата изъята Номер изъят том 1, запись о постановке на учет Костаровской М.А., как нуждающейся в улучшении жилищных условий, до Дата изъята , отсутствует, также отсутствует рапорт о нуждаемости в улучшении жилищных условий.
На основании этого, включить Костаровскую М.Ю. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на (данные изъяты) годы», не представляется возможным.
Костаровская М.А. просила суд:
- признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области, протокол Номер изъят от Дата изъята об отказе включить ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на (данные изъяты) годы»;
- обязать ГУФСИН России по Иркутской области поставить Костаровскую М.А. с составом семьи из четырех человек: ФИО1, ФИО4, ФИО2 на учет в очереди на участие в мероприятиях по подготовке выпуска сертификатов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с учетом постановки ее на жилищный учет Дата изъята г.;
- обязать ГУФСИН России по Иркутской области выдать Костаровской М.А. с составом семьи из четырех человек: ФИО1, ФИО4, ФИО2, государственный жилищный сертификат с учетом постановки Костаровской М.А. в очереди.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 5 августа 2020 г. исковые требования Костаровской М.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца Костаровской М.А. по доверенности Кузнецова А.Ю. просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение.
В обоснование требования апелляционной жалобы указано, что судом недостаточно полно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют материалам гражданского дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не дана оценка факту регистрации с Дата изъята г. и постоянном проживании истца с членами семьи по адресу: <адрес изъят>, что отражено в справке о составе семьи, как доказательству наличия права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также не оценены и доводы истца о том, что еще в декабре Дата изъята г. истец нуждалась в улучшении жилищных условий в связи с постановкой на жилищный учет бывшего супруга ФИО1, членом семьи которого она являлась, при этом супруги работали в одной организации.
Судом неверно дана оценка материалам доследственной проверки Номер изъят по факту халатности в отношении сотрудника ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области ФИО6 Факт подачи Костаровской М.А. рапорта об улучшении жилищных условий в Дата изъята г. подтвержден в судебном заседании показаниями свидетелей ФИО8, ФИО7, постановлением от Дата изъята об отказе в возбуждении уголовного дела. Вывод суда о том, что ФИО6 не принимала от истца рапорт о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в Дата изъята г. является несостоятельным, поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО6 в Дата изъята не являлась секретарем жилищно-бытовой комиссии.
Кроме того, стороной истца подано заявление об ознакомлении с материалами дела, однако до Дата изъята истец не была ознакомлена с материалами дела, что лишало возможности истца подать полную, обоснованную апелляционную жалобу.
Относительно апелляционной жалобы поступили возражения в письменной форме от представителя ГУФСИН России по Иркутской области, ФКУ ИК-11 России по Иркутской области по доверенностям ФИО9, в которых изложена просьба об оставлении решения суда без изменения.
Проверив материалы дела, рассмотрев его, согласно части 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Костаровская М.А. проходила службу в учреждении уголовно-исполнительной системы - ФБУ Объединение исправительных колоний Номер изъят ГУФСИН по Иркутской области в должности (данные изъяты).
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят ФКУ «Объединение исправительных колоний Номер изъят Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» реорганизовано в форме разделения на ФКУ «Исправительная колония №11 ГУФСИН по Иркутской области» и ФКУ «Исправительная колония Номер изъят ГУФСИН по Иркутской области».
Приказом Номер изъят-лс от Дата изъята , с изменениями, внесенными приказом Номер изъят-лс от Дата изъята , Костаровская М.А. уволена со службы по основанию, предусмотренному пунктом «е» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят - по сокращению штатов, - Дата изъята
Общая продолжительность службы Костаровской М.А. на день увольнения в календарном исчислении составляет (данные изъяты), в льготном исчислении - (данные изъяты).
Истец Костаровская М.А. с Дата изъята года постоянно проживает по адресу: <адрес изъят>, и состоит на регистрационном учете по месту жительства по указанному адресу с Дата изъята Совместно с ней проживают:
сын ФИО1 Дата изъята рождения, проживает по данному адресу с момента рождения;
дочь ФИО4 Дата изъята рождения, проживает по данному адресу с момента рождения;
зять ФИО3 Дата изъята рождения, проживает по данному адресу с Дата изъята ;
внук ФИО2 Дата изъята рождения, проживает по данному адресу с момента рождения.
Согласно выписке из похозяйственней книги от Дата изъята Номер изъят, выданной администрацией муниципального образования «(данные изъяты)», совместно с Костаровской М.А. с Дата изъята г. проживал также муж ФИО1 Дата изъята рождения.
Жилое помещение, состоящее из 2-х комнат общей площадью 46,2 кв.м., в том числе жилой 32 кв.м., по адресу: <адрес изъят>, было предоставлено Костаровской М.А. администрацией муниципального образования «(данные изъяты)» по договору социального найма жилого помещения от Дата изъята Совместно с нанимателем Костаровской М.А. право пользования жилым помещением имеют: ФИО1, ФИО1, ФИО4, ФИО3 и ФИО2
Согласно справке Учреждения УК-272/1 без номера и даты, старший прапорщик в отставке Костаровская М.А. за время прохождения службы в ФБУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области ссуды на строительство и приобретение жилья не получала.
Как следует из выписки из журнала учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (данные изъяты) ОИК от Дата изъята Номер изъят, том 1 на 94 листах, Костаровская М.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит.
В списке сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий учреждений и ГУФСИН России по Иркутской области от Дата изъята Номер изъят, утвержденного начальником ГУФСИН России по Иркутской области ФИО5, и состоящего на (данные изъяты) г. из 536 человек, Костаровская М.А. не значится.
Согласно выпискам из списков сотрудников и пенсионеров ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес изъят>, нуждающиеся в улучшении жилищных условий за Дата изъята гг., Костаровская М.А. также не значится на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из письма ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области Номер изъят от Дата изъята усматривается, что, жилищно-бытовой комиссией ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области рапорт заявителя Костаровской М.А. по вопросу жилищных сертификатов и участия в программе ГЖС рассмотрен, о чем имеется протокол от Дата изъята В удовлетворении просьбы о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» заявителю отказано, т.к. заявитель не состоит на учете нуждающихся в жилом помещении по месту службы.
Разрешая возникший спор, установив обстоятельства дела, отказывая в иске, суд пришел к выводу о том, что оспоренное решение жилищно-бытовой комиссии является законным, так как истец Костаровская М.А. не относится к категории граждан, предусмотренным подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на (данные изъяты) годы».
С выводом Куйбышевского районного суда г. Иркутска об отказе в иске судебная коллегия соглашается, так как этот вывод основан на законе и материалах дела, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы отклонены судебной коллегией по следующим основаниям.
В силу положений Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Целью указанной программы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. (далее Правила).
Из подпункта «а» пункта 5 Правил следует, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, в числе которых, в частности, указаны сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (абзац шестой подпункта «а» пункта 5 Правил), то есть та категория сотрудников, к которой относится истец.
В соответствии пунктом 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №153, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению №1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению №1 (1) с приложением следующих документов:
а) граждане, указанные в подпунктах «а, б» настоящих Правил: справку об общей продолжительности военной службы (службы); выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Согласно пункту 18 Правил выдачу сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний.
Таким образом, для участия в подпрограмме указанные в пункте 5 Правил лица обязаны предоставить документы об основаниях увольнения со службы, об общей продолжительности службы в календарном исчислении и подтвердить факт признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний №287 от 4 июня 2007 г. утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам вышеуказанной федеральной подпрограммы (утратила силу в связи с утверждением новой Инструкции приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 мая 2012 г. №267, действовавшей до 25 марта 2018 г., далее - Инструкции).
В соответствии с пунктом 7 Инструкции, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа УИС рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме (пункт 8 Инструкции).
По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы.
О принятом решении гражданин уведомляется письменно в 10-дневный срок с момента принятия данного решения. При этом если гражданину отказано во включении в число участников подпрограммы, в письме должны быть указаны причины отказа.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Выписка из решения органа по учету и распределению жилья о включении в состав участников подпрограммы, утвержденная начальником учреждения или органа УИС и заверенная оттиском мастичной печати, вшивается в учетное дело гражданина - участника подпрограммы.
Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году (пункты 12, 13 Инструкции).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу уголовно-исполнительной системы, на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению Номер изъят к Правилам.
Список, утвержденный начальником подразделения и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган уголовно-исполнительной системы.
По результатам рассмотрения представленных списков принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу, образовательному учреждению уголовно-исполнительной системы и организуется работа по составлению сводного списка.
Проанализировав названные положения законодательства, суд правильно указал, что полномочиями по постановке на учет сотрудников учреждений органов уголовно-исполнительной системы обладает жилищно-бытовая (жилищная) комиссия учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
Признание сотрудников уголовно-исполнительной системы нуждающимися в улучшении жилищных условий, в силу статьи 31 Жилищного кодекса РСФСР (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) осуществлялось по месту работы граждан до 1 марта 2005 г., то есть до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. После указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств того, что на момент увольнения со службы она была принята органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения службы признавалась нуждающейся в получении жилого помещения.
Оценив показания свидетелей ФИО8, ФИО7, суд пришел к обоснованному выводу о том, что что сам по себе факт подачи рапорта на улучшение жилищных условий не свидетельствует с достоверностью о признании Костаровской М.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке её на учет.
По факту непостановки Костаровской М.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий проведена доследственная проверка, по результатам которой Дата изъята принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО6 по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 293, ч. 1 ст. 292, ч. 1 ст. 285 УК РФ, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием состава преступлений.
Как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от Дата изъята , в ходе доследственной проверки установлен факт отсутствия рапорта Костаровской М.А., о чем ей ФИО6 не сообщила, уверяя в том, что истец имеет право на получение жилищного сертификата. Рапорт о признании Костаровской М.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий в Дата изъята г. ФИО6 не принимала.
Таким образом, истцом не представлено достоверных доказательств, объективно свидетельствующих об обращении в Дата изъята г. к ответчику по месту службы в ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области с рапортом о постановке на жилищный учет с приложением необходимых документов.
Согласно пункту 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г., органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета (пункт 22 Правил).
Поскольку Костаровская М.А. на момент увольнения со службы на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГУФСИН России по Иркутской области с вышеперечисленным составом семьи из 4-х человек не состояла, учетное дело Костаровской М.А. как нуждающейся в улучшении жилищных условий в ГУФСИН России по Иркутской области из ОИК-1 не передавалось, данных о признании истца участником подпрограммы в ГУФСИН России по Иркутской области не имеется, истец не относится к категории граждан-участников подпрограммы на улучшение жилищных условий.
Кроме того, зять истца - ФИО3 и внук ФИО2, Дата изъята рождения, в силу статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членами семьи Костаровской М.А. на момент ее увольнения Дата изъята не являлись.
Следовательно, не имеется основания для включения истца с составом семьи из четырех человек в число участников названной программы, исковые требования не подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы содержат указания на обстоятельства, влекущие в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения судебного постановления.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал оценку собранным доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принял законное и обоснованное решение.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
оставить решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 5 августа 2020 г. по данному делу без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья-председательствующий | С.С. Амосов |
Судьи | И.А. Ананикова Б.А. Ринчинов |