Именем Российской Федерации
с. Большие Уки Омская область 28 декабря 2020 года
Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Коршуна В.Н., при секретаре судебного заседания Зибировой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белова И.А. к Администрации Фирстовского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследуемое имущество,
установил:
Белов И.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обосновании которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Он является наследником первой очереди. После смерти ФИО1 осталось наследство, включающее различное имущество, в том числе: жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Фактически он принял вышеуказанное наследство, просит установить факт принятия им наследства и признать за ним право собственности на него.
В судебное заседание истец Белов И.А. не явился, о времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Администрация Фирстовского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание представитель Белова Т.А. не явилась, ходатайствовала о рассмотрения дела в ее отсутствие.
Третьи лица Белова О.А и Фатьянова А.А. о времени и месте рассмотрения дела уведомлялись надлежащим образом, от получения судебного извещения уклонились.
В силу чч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон.
Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
Согласно ст. 1115 ГК РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства (п. 1 ст. 1141 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, умер ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавший по адресу: <адрес>.
Факт смерти ФИО1 подтверждается свидетельством о смерти, выданным ДД.ММ.ГГГГ управлением ЗАГС Главного государственно-правового управления Омской области – Большеуковский район (л.д. 6).
Согласно свидетельствам о рождении Белов И.А., Белова О.А. и Белова А.А. являются детьми ФИО1 (л.д. 7, 9, 10, 11).
Сведений о наличии других наследников, претендующих на наследство ФИО1, при рассмотрении дела не установлено.
Из сообщения нотариуса следует, что наследственное дело после смерти ФИО1 им не заводилось, завещание не удостоверялось.
Завещание не удостоверялось и администрацией Фирстовского сельского поселения, что следует из справки от 06.03.2020 (л.д. 18).
Таким образом, истец Белов И.А. и третьи лица Белова О.А. и Фатьянова А.А. являются наследником по закону первой очереди.
При этом Белова О.А. и Фатьянова А.А. в наследственные права после смерти отца не вступали, отказавшись от принятия наследства (л.д. 16-17).
Таким образом, Белов И.А. является наследником по закону первой очереди, который призывается к наследованию имущества ФИО1 один.
На момент смерти (открытия наследства) ФИО1 на праве собственности принадлежал жилой дом, площадью 49,7 кв.м., кадастровый №, и земельный участок, площадью 2400 кв.м., кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 12-15).
Согласно требованиям п. 1 ст. 1153, п. 1 ст. 1154 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство, в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, в установленный срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство истец не обратился, однако он фактически принял вышеуказанное наследство.
О фактическом принятии истцом наследства свидетельствует факт его совместного проживания на день смерти с ФИО1, вступив после его смерти во владение и управление наследственным имуществом, что подтверждается справкой, выданной Администрацией Фирстовского сельского поселения (л.д. 19).
Оценив представленные по делу доказательства, суд считает установленным тот факт, что Белов И.А. совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства после смерти ФИО1
В соответствии со ст.ст. 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан лишь при условии невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
Установление судом юридического факта также должно отвечать требованиям ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, исключающей возможность рассмотрения дела в порядке особого производства в случае возникновения спора о праве.
В заявленном требовании об установлении факта принятия наследства спора о праве не усматривается, указанный факт порождает для истца юридические последствия, поскольку позволит вступить в права наследника и он не имеет другой возможности кроме как в судебном порядке установить данный юридический факт, так как им пропущен срок на принятие наследства, предусмотренный ст. 1154 ГК РФ.
На основании ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Учитывая вышеуказанное, право собственности на имущество, принадлежавшее ФИО1, переходит к истцу в соответствии с законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
установить факт принятия Беловым И.А., родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, наследства, открывшегося после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Признать за Беловым И.А. со дня смерти наследодателя право собственности на перешедшие ему в порядке наследования по закону:
-жилой дом, площадью 49,7 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>;
-земельный участок, площадью 2400 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы через Большеуковский районный суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Н. Коршун