Дело № 2а-738/2020
22RS0№-70
решение в окончательной форме изготовлено 08.12.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2020 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи О.В.Галкиной,
при секретаре И.А.Наумовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Князева Александра Александровича к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, заместителю начальника Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ об оспаривании решения в части,
УСТАНОВИЛ:
Князев А.А. обратился в суд с административным иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, заместителю начальника Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ об оспаривании решения в части, указывая на следующее. 11.05.2018 он был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Решением № 714 от 24.07.2020 ему была предоставлена жилищная субсидия в размере 4012305 рублей. При расчёте жилищной субсидии жилищным органом незаконно было учтено 42 кв.м. общей площади жилого помещения, на которое военнослужащий и члены его семьи реализовали право на обеспечение жилыми помещениями посредством выдачи жилищного сертификата, полученного им в 2001 году. Решение жилищного органа о предоставлении субсидии в части уменьшения размера жилищной субсидии не соответствует требованиям абз. 14 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», а также положениям ст. 53, 57 ЖК РФ. Просит признать это решение незаконным и отменить в части, обязав произвести перерасчёт и выплату жилищной субсидии в полном объёме.
В судебном заседании административные истец Князев А.А. и его представитель Кожа Н.М. поддержали доводы административного иска в полном объёме, пояснив аналогично изложенному в административном исковом заявлении.
Представитель ФГКУ «Центрегионжильё» Абрашкин В.Ю. возражал относительно административного иска, указывая на то, что ранее Князевым А.А. уже было реализовано право на жильё путем реализации государственного жилищного сертификата, в связи с чем размер жилищной субсидии определяется с учётом ранее предоставленного жилого помещения. В административном иске просил отказать.
Иные стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были надлежащим образом извещены.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела Князев А.А. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, первый контракт с Министерством обороны Российской Федерации заключен им 04.06.1993, т.е. до 01.01.1998.
17.10.2001 он был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, 24.04.2002 им на состав семьи из двух человек получен государственный жилищный сертификат серии В2501 №. С использованием государственного жилищного сертификата 02.07.2002 Князевым А.А. приобретён в долевую собственность с супругой жилой дом; на основании договора купли-продажи от 17.07.2002 указанный жилой дом отчужден.
07.06.2003 Князев А.А. заключил новый брак, от которого имеются двое несовершеннолетних детей.
С 28.08.2003 Князев А.А. возобновил службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем на период прохождения военной службы ему с семьей предоставлена служебная квартира, о чем с ним заключен договор найма служебного жилого помещения от 23.07.2009.
В период прохождения военной службы решением начальника отделения (территориального, г. Барнаул) ФГКУ «Центррегионжилье» от 26.02.2018 Князев А.А. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по учетной категории «очередник по избранному месту жительства - г. Барнаул» составом семьи 4 человека с 29.01.2018.
Приказом командующего 41 общевойсковой армией по личному составу от 11.05.2018 № 32 Князев А.А. уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании пп. «а» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; на момент увольнения выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации составила 25 лет 1 месяц (календарная).
Решением заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжильё» Аношиным Д.С. от 24.07.2020 Князеву А.А. была предоставлена жилищная субсидия на приобретение (строительство) жилого помещения (жилых помещений) на состав семьи из четырёх человек из расчёта норматива общей площади жилого помещения 30 кв.м. с учётом общей площади жилых помещений, полученных от Министерства Обороны Российской Федерации, на которую в результате совершения гражданином, уволенным с военной службы, действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которых произведено отчуждение, в размере 42 кв.м.
С указанным решением Князев А.А. не согласен в части, полагает, что необоснованно учтена площадь жилого помещения, приобретённая им в результате реализации государственного жилищного сертификата, в размере 42 кв.м., поскольку в связи с изменениями в закон «О статусе военнослужащих» данные обстоятельства не подлежат учёту в связи с истечением пятилетнего срока.
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законами, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абз. 1). Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» (абз. 3).
Пунктом 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно п. 16 указанной статьи при предоставлении гражданам субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 названного Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (абз. 1).
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации (абз. 2). Во исполнение данного предписания закона Правительство Российской Федерации постановлением от 03.02.2014 № 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Абзацем 4 п. 4 Правил расчета субсидии установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 данных правил, уменьшается:
на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Содержание названной нормы указывает на то, что для военнослужащих и членов их семей, претендующих на получение жилищной субсидии, возможна реализация социальной гарантии, в том числе и с учетом их обеспеченности жилыми помещениями, принадлежащими им на праве собственности. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
При таких обстоятельствах приобретённая на средства предоставленного Князеву А.А. государственного жилищного сертификата, а в последствии проданная квартира в <адрес> <адрес> подлежит учёту при предоставлении субсидии на приобретение жилья, следовательно, вывод должностного лица об учёте указанной жилой площади при предоставлении жилищной субсидии является правомерным, и не нарушает право административного истца на получение жилищной субсидии предусмотренной ФЗ «О статусе военнослужащих», размер которой был определен с учетом действий по распоряжению жильем, ранее полученным от государства.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, требования абз. 1 п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения основаны на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных ФЗ «О статусе военнослужащих», в том числе на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья; эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан на обеспечение жильем в общем порядке в соответствии с ЖК РФ, в том числе с учетом требований ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ (определение от 26.03.2020 № 613-О).
Доводы административного истца о том, что с учетом внесенных в ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» изменений жилищная субсидия должна была быть предоставлена без учёта ранее предоставленного жилья, не состоятельны.
Федеральным законом от 02.12.2019 № 416-ФЗ «О внесении изменений в ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» действительно внесены изменения в абз. 13 п. 1 ст. 15 Закона, а также п. 1 ст. 15 Закона дополнен абзацем 14.
Однако данные изменения касаются военнослужащих-граждан, впервые самостоятельно реализуемых свое право на жилое помещение в порядке установленного ФЗ «О статусе военнослужащих». При этом жилые помещения, полученные ими при обеспечении в качестве членов семьи других военнослужащих или граждан до их поступления на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, учитываются при признании их нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», с учетом ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 226 - 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Князева Александра Александровича об оспаривании в части решения заместителя начальника Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ Д.С.Аношина № 714 от 24 июля 2020 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Алейский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.В.Галкина