Решение по делу № 2а-1344/2020 от 06.05.2020

Дело № 2а-1344/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Элиста 01 июня 2020 года

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Согдановой Е.Е.,

при секретаре Козловой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нимгировой Бадмы Саналовны к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду,

у с т а н о в и л:

Нимгирова Б.С. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующее. 05.02.2020 г. Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - Министерство) ей отказано в перезаключении договора аренды от 16.05.2016 г. № 388/2016-д/а на земельный участок с кадастровым номером , площадью 712 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства. Отказ мотивирован тем, что на основании распоряжения Министерства от 16.05.2016 г. № 929-р в соответствии с п.п. 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ вышеуказанный земельный участок был представлен Нимгирову Н.Г. в аренду сроком на 3 года однократно для завершения строительства. Основания для перезаключения договора аренды на новый срок без проведения торгов, предусмотренные п.п. 9 п. 2 ст. 39,6, п.п. 3 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ отсутствуют. Истец указывает, что согласно договору аренды земельного участка от 16.05.2016 г. № 388/2016-д/а срок аренды установлен с 16.05.2016 г. по 15.05.2019 г. Дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка от 12.08.2018 г. сведения об арендаторе изложены в новой редакции, арендатором указана Нимгирова Б.С. На арендованном земельном участке расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером , принадлежащий ей на праве собственности. Полагает отказ административного ответчика в предоставлении однократно испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов незаконным, поскольку первоначально земельный участок предоставлен её супругу в 2004 г., после его смерти земельный участок предоставлен ей в аренду без проведения торгов, незавершенный строительством объект зарегистрирован за ней, она имеет исключительное право на заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.

Просит признать незаконным отказ Министерства от 05.02.2020 г. № ОУ-10/526 в предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью 712 кв.м., предназначенного для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика предоставить ей в аренду указанный земельный участок сроком на 3 года.

В судебное заседание административный истец Нимгирова Б.С. не явилась, направив представителя для участия в деле. Представитель административного истца Церенов Б.В. поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика Гахаев Д.В. заявленные требования не признал, указав на законность и обоснованность решения Министерства.

В силу ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ определено, что защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Соответственно, оспаривание решения государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав, выбор, которого предоставлен лицу, обращающемуся за такой защитой.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям РК от 16.05.2016 г. № 929-р, вынесенного в соответствии со ст.ст. 10, 22, п.п. 10 п. 2, п. 5 ст. 39.6, п.п.6 п.8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ о предоставлении Нимгирову Николаю Григорьевичу в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым (условным) номером , площадью 688 кв.м., между Министерством и Нимгировым Н.Г. заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка от 16.05.2016 г. сроком на 3 года, с 16.05.2016 г. по 15.05.2019 г.

Дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка от 12.09.2018 г. сведения об арендаторе изложены в новой редакции, арендатором указана Нимгирова Бадма Саналовна, <данные изъяты>. Согласно п. 2 названного соглашения остальные условия договора оставлены без изменения и сохраняют свою юридическую силу.

13.01.2020 г. Нимгирова Б.С. обратилась в Министерство с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым (условным) номером , площадью 712 кв.м., с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, ссылаясь на расположение на испрашиваемом земельном участке объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , принадлежащий ей на праве собственности.

Письмом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 05.02.2020 г. исх. № ОУ-10/526 Нимгировой Б.С. отказано в перезаключении договора аренды земельного участка от 165.05.2016 г. № 388/2016-д/а, поскольку на основании распоряжения Министерства от 16.05.2016 г. № 929-р в соответствии с п.п. 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ вышеуказанный земельный участок был представлен Нимгирову Н.Г. в аренду сроком на 3 года однократно для завершения строительства. Основания для перезаключения договора аренды на новый срок без проведения торгов, предусмотренные п.п. 9 п. 2 ст. 39,6, п.п. 3 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ отсутствуют. Также указано, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют основания для перезаключения договора аренды от 16.05.2016 г. № 388/2016-д/а на новый срок без проведения торгов, предусмотренные п.п. 9 п. 2 ст. 39.6, п.п. 3 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ.

Рассмотрев решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка в аренду административному истцу на предмет соответствия его закону суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 1 ст. 610 Гражданского кодекса РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Согласно п. 2 ст. 422 Гражданского РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.

Судом установлено, что испрашиваемый административным истцом земельный участок предоставлен в аренду однократно в мае 2016 г., поэтому к возникшим правоотношениям подлежат применению положения земельного законодательства, действующие на дату заключения договора аренды.

Статьей 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

В силу положений п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 10 п. 2 ст. 39.6 главы V.1 ЗК РФ (в редакции действующей с 01.03.2015г.) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 названной статьи.

Пунктом 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:

1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 данного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с данным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

До 01.03.2015 г. пунктом 3 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.

Однако на основании п. 14 ст. 1 Федерального закона от 23.06.2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» п. 3 ст. 22 Земельного кодекса РФ утратил силу с 01.03.2015 г.

Пунктом 21 ст. 1 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс РФ дополнен главой V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Согласно пункту 15 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

С 01.03.2015 г. случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, предусмотрены пунктом 3 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи. Поэтому при отсутствии в совокупности условий пункта 3 и пункта 4 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, арендатор земельного участка не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 3 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:

1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации);

2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

На основании пункта 4 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 ЗК РФ случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 ЗК РФ;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК Земельного кодекса РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Таким образом, арендодатель вправе отказать арендатору земельного участка, находящегося в государственной собственности, в заключении нового договора аренды в преимущественном порядке по истечении срока предыдущего договора аренды. Иные же привилегии предусмотрены пунктами 3, 4 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ и состоят в возможности заключения нового договора аренды земельного участка с арендатором земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды. При этом данное право не носит преимущественного характера.

Не могут быть приняты во внимание доводы стороны административного истца со ссылкой на положения п.п. 10 п. 2 и п. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, п.п. 9 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.20 Земельного кодекса РФ о наличии у неё исключительного права на заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов, поскольку она является собственником расположенного на участке объекта незавершенного строительства.

Подпунктом 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

В соответствии с пунктом 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Вместе с тем объекты незавершенного строительства, в том числе являющиеся объектами недвижимости, не указаны в статьях 39.3 и 39.20 Земельного кодекса РФ наряду со зданиями, сооружениями как объекты, для эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок в собственность или в аренду без проведения торгов.

При таких обстоятельствах, наличие на спорном участке принадлежащего административному истцу на праве собственности, зарегистрированного в установленном порядке, указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ не предполагает ее право на приобретение в собственность или в аренду данного участка без проведения торгов.

Статьей 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (подпункт 1).

Доводы представителя административного истца Церенова Б.В. о том, что земельный участок однократно предоставлялся в аренду супругу административного истца ФИО8, <данные изъяты>, а Нимгирова Б.С. не реализовала свое право на однократное предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов не могут быть приняты судом во внимание, а лишь свидетельствуют о неверном толковании норм земельного законодательства, условий договора аренды и дополнительного соглашения к нему.

Принимая во внимание, что административным истцом реализовано право на однократное предоставление земельного участка как собственнику объекта незавершенного строительства для завершения строительства жилого дома, которое ею не завершено до окончания срока аренды, суд находит оспариваемое Нимгировой Б.С. решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов правомерным и обоснованным. Соответственно оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить земельный участок в аренду не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175,180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых требований Нимгировой Бадмы Саналовны к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий: Е.Е. Согданова

2а-1344/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Нимгирова Бадма Саналовна
Ответчики
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Согданова Елена Евгеньевна
Дело на странице суда
elistinsky.kalm.sudrf.ru
06.05.2020Регистрация административного искового заявления
06.05.2020Передача материалов судье
07.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2020Судебное заседание
07.05.2020Регистрация административного искового заявления
07.05.2020Передача материалов судье
16.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее