Решение по делу № 2а-1411/2019 от 10.01.2019

Дело № 2а-1411/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2019 года                                      г. Барнаул Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи: Мальцевой О.А.

при секретаре:                      Абрамовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шипулиной Екатерины Сергеевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю, государственному регистратору прав Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю Курдюмовой Яне Александровне о признании решений незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Шипулина Е.С. обратилась в суд с административным иском, с учетом уточнения указала, что постановлением администрации Центрального района г. Барнаула от 17.10.2018 согласован перевод нежилого помещения (Н1) в жилое по адресу: ...., пом Н1 без проведения работ по перепланировке и переустройству.

В связи с чем, 02.11.2018 Шипулина Е.С. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – Управление) с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности и расположенного по адресу: ....

Осуществление кадастрового учета 14.11.2018 было приостановлено на основании ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Основанием для приостановления послужило непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствие представленных для регистрации документов требованиям действующего законодательства, указано на невозможность осуществления перевода нежилого помещения в жилое. Апелляционной комиссией решение от 14.11.2018 оставлено без изменений.

Решением государственного регистратора прав Курдюмовой Я.А. от 14.02.2019 отказано в государственном кадастровом учете объекта недвижимости в соответствии со ст. 27 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Административный истец полагает указанные решения незаконными и нарушающими ее права и законные интересы, поскольку при обращении с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости к нему были приложены все необходимые документы, установленные законом, обязанности предоставлять иные документы у истца не имелось. Кроме того, в оспариваемом решении не указано каким требованиям не соответствуют представленные документы, вывод о невозможности перевода помещения из нежилого в жилое противоречит закону, поскольку актом административного органа – администрации Центрального района г. Барнаула установлено обратное.

В связи с чем, с учетом уточнения просит признать незаконным решение административного ответчика от 14.11.2018 о приостановлении государственного кадастрового учета, решение от 14.02.2019 об отказе в государственном кадастровом учете; возложить на ответчика обязанность осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: ...., помещение Н1 на основании заявления от 02.11.2018 и приложенных к нему документов.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен государственный регистратор прав Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю Курдюмова Я.А., в качестве заинтересованных лиц администрация Центрального района г. Барнаула, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю.

В судебном заседании представитель административного истца на требованиях настаивал с учетом их уточнения, пояснил, что спорное помещение Н1 является помещением на первом этаже двухэтажного нежилого здания, расположенного по ..... С учетом решения принятого администрацией района о разрешении перевода нежилого помещения в жилое, у ответчика не имелось оснований для отказа в кадастровом учете изменений указанного объекта.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Алтайскому краю в судебном заседании иск не признал, поддержал доводы письменного отзыва на исковое заявление, указал, что государственный кадастровый учет спорного объекта недвижимости в качестве квартиры невозможен, поскольку размещение жилых помещений в нежилом здании противоречит нормам Жилищного кодекса РФ.

Кроме того, при обращении с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости истцом был представлен технический план помещения на оптическом носителе, который не содержал сведений о кадастровом номере здания, в котором расположено помещение, при этом, указан адрес здания, что не предусмотрено Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953.

Иные лица, участвующие в деле в суд не явились, извещены надлежаще. ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю, а также государственным регистратором прав Курдюмовой Я.А. в материалы дела представлены заявления о рассмотрении настоящего дела без их участия.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Согласно ч. 4 ст. 8 указанного Закона в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости, кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости, вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с подп. 6 п. 5 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется без одновременной государственной регистрации прав. При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (подп. 4 п. 2 ст. 15).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Шипулиной Е.С. на праве собственности принадлежит нежилое помещение Н1 общей площадью 338,1 кв.м. в здании по ...., кадастровый .

Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула от 17.10.2018 Шипулиной Е.С. разрешен перевод нежилого помещения Н1 общей площадью 338,1 кв.м. в жилое помещение по адресу: ...., пом. Н1 без проведения работ по перепланировке и переустройству.

02.11.2018 Шипулина Е.С. обратилась в Управление Росреестра по Алтайскому краю (через многофункциональный центр) с заявлением о государственном кадастровом учете изменений указанного объекта недвижимости.

Уведомлением Управления от 14.11.2018 осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено на срок до 14.02.2019 в соответствии с п.п. 5,7 части 1 статьи 26 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", указано, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, форма и (или) содержание документа, предоставленного для осуществления государственного кадастрового учета не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а именно:

- технический план не соответствует пп.6 п. 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 (в ред. от 01.11.2016), в разделе «Характеристика объекта недвижимости» не указан кадастровый номер здания, в котором расположено помещение, при этом указан адрес здания, что не предусмотрено требованиями;

-помещение, в отношении которого представлено заявление, расположено в здании, которое по своему назначению является нежилым зданием. Постановка жилых помещений (квартир) в нежилом здании не допускается. Заявление о смене назначения на многоквартирный дом в орган регистрации не поступало.

Шипулиной Е.С. предложено в целях устранения причин приостановления изменить назначение здания с кадастровым номером 22:63:050260:77 на многоквартирный дом; обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технического плана с учетом выявленных замечаний.

Решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права при Управлении Росреестра по Алтайскому краю от 11.12.2018 решение о приостановлении от 14.11.2018 признано обоснованным, заявление Шипулиной Е.С. отклонено. Тем самым досудебный порядок обжалования решения органа государственной регистрации о приостановлении осуществления кадастрового учета соблюден.

Уведомлением Управления Росреестра по Алтайскому краю от 14.02.2019 Шипулиной Е.С. отказано в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в силу ст. 27 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета).

Указано, что из поступившего ответа администрации Центрального района г. Барнаула следует, что акт о смене назначения здания с кадастровым номером 22:63:050260:77, в котором расположено спорное помещение Н1 не принимался, постановка жилых помещений (квартир) в нежилом здании не допускается.

Кроме того, не устранены нарушения пп.6 п. 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 в части не указания в техническом плане объекта недвижимости сведений о кадастровом номере здания.

В соответствии с положениями ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7).

В силу положения ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении(статья 18 Закона). К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Из материалов дела следует, что для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости (изменения назначение помещения с кадастровым номером с «нежилое» на «жилое», вида помещения – «квартира») Шипулиной Е.С. был представлен пакет документов, состоящий из: заявления о государственном кадастровом учете от 02.11.2018 и технического плана помещения на оптическом компакт – диске.

Согласно представленного Управлением Росреестра технического плана помещения, приложенного Шипулиной Е.С. к заявлению о государственном кадастровом учете от 02.11.2018 указанный документ не соответствует Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, а именно в разделе «Характеристики объекта недвижимости» не указан кадастровый номер здания, в котором расположено помещение, при этом указан адрес здания, что не предусмотрено.

Подпунктом 6 п. 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" предусмотрено, что в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются следующие сведения о соответствующих объектах недвижимости:

- кадастровый номер иного объекта недвижимости, в пределах которого расположено здание, сооружение, помещение.

В графе "3" строки "6" раздела "Характеристики объекта недвижимости" указывается кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, если объектом недвижимости является помещение, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната (в квартире), если объектом недвижимости является комната (в квартире).

Таким образом, указание в разделе «Характеристики объекта недвижимости» технического плана помещения кадастрового номера здания является обязательным, в связи с чем, документы, представленные заявителем для осуществления государственного кадастрового учета, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что технический план помещения был представлен Шипулиной Е.С. 02.11.2018 на оптическом компакт – диске, был загружен в программный комплекс приема-выдачи документов и возвращен заявителю. По результатам изучения технического плана помещения государственным регистратором было установлено его несоответствие пдп. 6 п. 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953. Какие-либо изменения в технический план Управлением Росреестра по Алтайскому краю самостоятельно не вносились.

В этой связи, представленный истцом в материалы дела технический план помещения с указанием в нем кадастрового номера здания не учитывается, поскольку не соответствует техническому плану, приложенному Шипулиной Е.С. к заявлению от 02.11.2018, а значит, не исключает возможности внесения в него изменений заявителем после обращения в орган регистрации. В настоящее время исследовать сам компакт – диск, представленный в орган регистрации, не представляется возможным, поскольку таковой был возвращен заявителю.

Учитывая изложенное, выводы государственного регистратора прав о не соответствии требованиям законодательства Российской Федерации (пдп. 6 п. 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953) содержания документа (технического плана), представленного для осуществления государственного кадастрового учета обоснованы, что в силу п. 7 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.

Кроме того, в силу ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения, под которыми признаются изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом, в соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

В соответствии с пунктом 6 раздела 1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Из приведенных норм закона следует, что возможность расположения жилого помещения в виде квартиры в нежилом здании, не являющимся многоквартирным жилым домом не предусмотрена действующим законодательством. Иное свидетельствует о его непригодности для проживания.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что здание по .... в .... с кадастровым номером 22:63:050260:77 общей площадью 641,4 кв.м. имеет назначение: нежилое здание, наименование: цех, административное здание, количество этажей – 2, а значит нахождение в нем жилых помещений (квартир) не предусмотрено. В этой связи кадастровый учет жилых помещений (квартир) в нежилом здании действующим законодательством не допускается.

Отсутствие сведений о смене назначения здания с кадастровым номером 22:63:050260:77 на многоквартирный жилой дом является препятствием для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости и, соответственно, в силу п. 5 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.

Учитывая изложенное, решение государственного регистратора прав о приостановлении осуществления кадастрового учета на срок до 14.02.2019 является законным.

Поскольку в течение срока приостановления заявителем не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, изложенные в уведомлении от 14.11.2018, государственным регистратором прав Управления Росреестра по Алтайскому краю было обосновано отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

При этом, заявитель в силу ч. 1 ст. 194 ГК РФ был обязан обеспечить устранение причин приостановления не позднее 13.02.2019 (включительно).

Учитывая изложенное, оснований для признания незаконным решения об отказе в государственной регистрации от 14.02.2019 , основанного на положениях ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не имеется.

Наличие постановления администрации Центрального района г. Барнаула, разрешающего перевод нежилого помещения в жилое, не имеет правового значения для разрешения вопроса о правомерности решений органа Росреестра с учетом установленных обстоятельств по настоящему спору.

То обстоятельство, что представленное истцом уведомление от 14.11.2018 по форме не соответствует уведомлению о приостановлении осуществления кадастрового учета, истребованному у административного ответчика, правового значения не имеет, поскольку таковое не является копией оригинала, не содержит подписи уполномоченного лица, а значит правовых последний не создает.

Ссылка административного истца на письмо Министерства экономического развития РФ от 24 апреля 2017 г. N ОГ-Д23-4974 не учитывается, поскольку указанный орган не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства РФ, а также практики его применения.

Вместе с тем, следует отметить, что в качестве основных сведений об объекте недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения виде жилого помещения (квартира). Данные сведения подлежат внесению на основании заявления собственника такого помещения в силу подп. 4 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Поскольку квартира является составляющей частью многоквартирного жилого дома, то учет таковой в нежилом здании является невозможным. Указанное, в том числе, не противоречит позиции, изложенной в письме Министерства экономического развития РФ от 24 апреля 2017 г. N ОГ-Д23-4974.

С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств у суда отсутствуют основания для признания оспариваемых решений Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю от 14.11.2018 о приостановлении государственного кадастрового учета и от 14.02.2019 об отказе в государственном кадастровом учете. В этой связи оснований для возложения на ответчика обязанности осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: ...., помещение Н1 на основании заявления от 02.11.2018 и приложенных к нему документов не имеется и не входит в компетенцию суда.

В связи с изложенным, требования административного истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Шипулиной Екатерины Сергеевны – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Мальцева

2а-1411/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Шипулина Екатерина Сергеевна
Ответчики
Управление Росреестра по АК Курдюмова Яна Александровна
Управление Росреестра по АК
Другие
Администрация Центрального района г.Барнаула
ФГБУ ФКП Росреестра по Алтайскому краю
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии г. Москва
Неделин Денис Анатольевич
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация административного искового заявления
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
10.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее