Дело №2-9227/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2016 года
Подольский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Невской Е.В.
при секретаре Казаковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного комиссариата Московской области к Ненастину С. В. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат Московской области обратились в суд с иском к ответчику о взыскании переплаченной ему суммы пенсии в размере <данные изъяты> за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивируют тем, что Ненастин С.В. был уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, приказом начальника Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. с ДД.ММ.ГГГГ ответчик исключен из списков личного состава воинской части. С ДД.ММ.ГГГГ ответчику была назначена пенсия по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ. ответчик был ознакомлен с условиями назначения и порядком выплаты пенсии, в частности, что получатель пенсии обязан сообщить в Сбербанк России по месту получения пенсии и в военный комиссариат при зачислении его на военную службу, в кадры МВД, ФСБ, МЧС, пограничные войска или налоговую полицию, в таможенные органы. ДД.ММ.ГГГГ в отдел военного комиссариата Московской области по городу Чехов и Чеховскому району поступила выписка из приказа №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ. Регионального Таможенного управления организации силового обеспечения о принятии на службу в таможенные органы Ненастина С.В. на должность главного инспектора отделения таможенной охраны (объект «Госпиталь») отдела таможенной охраны № службы таможенной охраны ФТС России. После совместной проверки с Региональным Таможенным управлением организации силового обеспечения, военный комиссариат Московской области, как орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, прекратил выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в период, когда ответчик не сообщил о поступлении на службу в таможенные органы, образовалась переплата пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.Восстановление на службе Ненастина С.В. произошло ДД.ММ.ГГГГ, а известно военному комиссариату об этом стало лишь ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ненастина С.В. было направлено письмо с просьбой возместить, причиненный государству материальный ущерб. До настоящего времени сумма неправомерно полученной пенсии ответчиком не возвращена, в связи с чем, истец вынужден обратиться с иском в суд.
Истец -Военный комиссариат Московской области, представитель по доверенности в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик - Ненастин С. В. в судебном заседании требования не признал.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со статьей 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997г. N114-ФЗ (ред. от 25.11.2013г.) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона №114-ФЗ Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.
В силу статьи 50 Федерального закона от 21.07.1997г. N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Федеральным законом «О службе в таможенных органах РФ» (п.1 ст.50) предусматривается, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей».
Согласно статье 56 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 62 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.
В случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсии или пособия оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В судебном заседании установлено, что подполковник Ненастин С.В. был уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, приказом начальника Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части.
ДД.ММ.ГГГГ Ненастин С.В. обратился в отдел военного комиссариата Московской области по городу Чехов и Чеховскому району с письменным заявлением о назначении пенсии по выслуге лет.
С ДД.ММ.ГГГГ Ненастину С.В. была назначена пенсия по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
ДД.ММ.ГГГГ в отдел военного комиссариата Московской области по городу Чехов и Чеховскому району поступила выписка из приказа №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ. Регионального Таможенного управления организации силового обеспечения о принятии на службу в таможенные органы Ненастина С.В. на должность главного инспектора отделения таможенной охраны (объект «Госпиталь») отдела таможенной охраны № службы таможенной охраны ФТС России (л.д.8).
После проверки военный комиссариат Московской области, как орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, прекратил выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Однако образовалась переплата пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ввиду того, что восстановление на службе Ненастина С.В. произошло ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ненастина С.В. было направлено письмо с просьбой возместить, неосновательно полученную сумму пенсии.
Добровольно ответчик не возместил государству, причиненный недобросовестным поведением материальный ущерб.
В силу требований статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Удовлетворяя исковые требования суд исходил из того, что рассматриваемая пенсия назначается и выплачивается после увольнения военнослужащих со службы.По смыслу статьи 6 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в ее взаимосвязи с положениями статей 13, части первой статьи 14 и статьи 53 Закона, увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии.Конкретизируя это условие, часть вторая стати 6 Закона предусматривает, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу или на службу в органах внутренних дел,в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Правовая норма, содержащаяся в ч.2 статьи 6 указанного Закона о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая таможенные органы.
Из материалов дела следует, что Ненастин С.В. был уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, после чего обратился в военный комиссариат с письменным заявлением о назначении пенсии по выслуге лет.
В заявлении (п. 16) ответчик указал, что с условиями выплаты пенсии он ознакомлен и принял на себя обязанность при наступлении обстоятельств, лишающих его права на дальнейшее получение пенсии или уменьшения ее размера (зачисление, в т.ч. на службу в таможенные органы) немедленно сообщить в Сбербанк России по месту получения пенсии и в пенсионный отдел военного комиссариата по месту жительства, переполученные по своей вине суммы обязался возвратить в полном объеме(л.д.12).
Ответчику назначена пенсия по линии Министерства обороны РФ.
Позже ответчик был принят на службу в таможенные органы РФ и назначен на должность главного инспектора отделения таможенной охраны службы таможенной охраны ФТС России.
ДД.ММ.ГГГГ П. была прекращена выплата пенсии и направлено уведомление о возмещении образовавшейся незаконного начисленной пенсии, т.к. в ходе проведенного расследования установлено, что ответчик проходит службу в региональном таможенном управлении.
Размер выплаченного пенсионного обеспечения П. по линии МО РФ за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>.
Применительно к п. 3 статьи 1109 ГК РФ полученные ответчиком денежные суммы пенсионного обеспечения за период, в течение которого он проходил службу в таможенном органе, являются неосновательным обогащением ответчика.
При этом каких-либо изъятий из закрепленного в статье 6 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусмотрено.
Правовая норма, содержащаяся в ч. 2 статьи 6 указанного Закона, о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая таможенные органы.
Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ 2004 г. "По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", указано, что действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, Федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации" (п. 2 ст. 44) и "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (п. 1 ст. 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей. Аналогичное правило закреплялось ст. 17 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" (признан утратившим силу Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ) в отношении сотрудников налоговой полиции.
В Определении №-О от ДД.ММ.ГГГГ, Конституционный Суд РФ указал на равенство возможностей в выборе и связанные с этим выбором правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах.Разъяснив, что правовые позиции, изложенные Постановлении Конституционного Суда РФ 2004 г. "По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в равной степени распространяются на всех уволившихся со службы лиц,которые впоследствии вновь вернулись либо поступили на службу, при этом выраженные правовые позиции и выводы сохраняют свою силу.
Таким образом, поступление ответчика на службу в таможенный орган влекло приостановление выплаты назначенной пенсии за выслугу лет.
В силу статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Органы пенсионного обеспечения Министерства обороны РФ не решают вопросы трудоустройства пенсионеров и, соответственно, не могут в отсутствие заявления пенсионера, поступившего на работу, решать вопросы о приостановлении выплаты пенсии.
В силу особенностей государственной службы все обращения должностных лиц по инстанции, влекущие распорядительные действия, предусмотрены в форме рапорта (заявления).
Поскольку назначение пенсии, прекращение и приостановление ее выплаты носят заявительный характер, то сообщение о трудоустройстве, влекущее приостановление выплаты пенсии, также предусматривает письменную форму, что вытекает из системного толкования норм материального права.
При обращении с заявлением о назначении пенсии, ответчик собственноручно подписал обязательство о том, что в случае поступления на службу, он обязан сообщить об этом компетентному лицу.
А следовательно, действуя добросовестно, ответчик должен был сообщить о своем зачислении на службу в таможенные органы.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
При таких обстоятельствах, учитывая, что право на получение данного вида пенсии может быть реализовано гражданином только при условии оставления им соответствующей службы, о чем ответчик знал,суд приходит к выводу о том, что он, вследствие недобросовестного поведения, неосновательно приобрел денежные средства в размере пенсий,полученных в рассматриваемый период времени, а потому удовлетворяет заявленные требования и взыскивает с Ненастина Сергея Владимировича денежные средства в размере <данные изъяты>.
Доводы ответчика о том, что Законом не предусмотрена обязанность военного пенсионера лично сообщать о факте поступления и прохождения другого вида государственной службы, не может быть принята судом в качестве основания к отказу в иске. Действительно, законом, регулирующим спорные правоотношения не предусмотрена такая обязанность, однако данная обязанность вытекает из принципа добросовестности поведения их участников, поскольку при подаче заявления ответчик принял на себя обязательство уведомить истца, в случае наступления обстоятельств, указанных в п.16 Заявления.
Ответчик просил применить к спорным правоотношениям срок исковой давности.
В силу п. 1 статьи 200 ГК РФ по общему правилу течение срока исковой давности начинается не со дня нарушения права, а с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Материалами дела установлено, что о незаконной выплате пенсии военному комиссариату МО стало известно только после получения результатов проведенного расследования ДД.ММ.ГГГГ.При этом, доказательств, опровергающих доводы истца, суду не представлено.
Таким образом, поскольку, исковое заявление подано в пределах трехлетнего срока исковой давности, суд не находит правовых оснований для применения к спорным правоотношениям срока исковой давности.
В силу требований статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет, в связи с чем, с ответчика в доход бюджета Городского округа Подольск подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
Принимая во внимание представленные доказательства, оценив их в совокупности, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного комиссариата Московской области к Ненастину С. В. о взыскании неосновательного обогащения,- удовлетворить.
Взыскать с ФИО14 года рождения, уроженца <адрес>, в пользу Военного комиссариата Московской области в доход федерального бюджета денежную сумму в размере <данные изъяты>.
Взыскать с ФИО15 года рождения, уроженца <адрес>, государственную пошлину в доход бюджета Городского округа Подольск Московской области в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий подпись Е.В. Невская