Решение от 29.05.2024 по делу № 33-3457/2024 от 25.04.2024

Дело №33-3457/2024

(в суде первой инстанции дело №2-136/2024; УИД 27RS0014-01-2023-002066-65)

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 мая 2024 года                                      г.Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Гвоздева М.В.,

судей Сенченко П.В., Хуснутдиновой И.И.,

при секретаре Круценке А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании с применением систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Букреевой О.В. в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению «Советско-Гаванская районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края, Министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения Хабаровского края на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 19 февраля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Сенченко П.В., объяснения представителя ответчика Министерства здравоохранения Хабаровского края – Кондратюк К.В., представителя ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения «Советско-Гаванская районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края – Шпортеева А.В., истца Букреевой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Букреева О.В. в интересах несовершеннолетнего Исаченко В.В. обратилась в суд с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению «Советско-Гаванская районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края (далее сокращенное наименование – КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ»), Министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований указала, что ее несовершеннолетний сын ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом с диагнозом: <данные изъяты>. Ребенок компенсирован к инсулину по торговому наименованию «Новорапид» с марта 2022г. В ноябре 2022г. выдан инсулин «Ринфаст», с приемом которого через 2 недели на фоне стабильно высоких сахаров ребенок ушел в мощный кетоацидоз, вследствие чего был госпитализирован в детское отделение больницы в г.Советская Гавань. Согласно выписному эпикризу №06-100/00486 прописан «Новорапид», но врачебной комиссии не было проведено. В декабре 2022г., находясь на стационарном лечении в КГБУЗ ДККБ им. А.К. Пиотровича, установлена инсулиновая помпа, детским врачом-эндокринологом рекомендован инсулин Аспарт (Новорапид). В выписке инсулина «Новорапид» истцом получены отказы, в связи с чем истец вынуждена самостоятельно приобретать в аптеке «Новорапид». Согласно выписному эпикризу из истории болезни КГБУЗ ДККБ им. А.К. Пиотровича, несовершеннолетнему ФИО1 рекомендован самоконтроль гликемии не менее 6-10/6-7 раз в день, по показаниям чаще, определена необходимость в целях самоконтроля гликемии в обеспечении тест-полосками на глюкометр в количестве 150/160/180 шт. на 1 месяц, однако у ребенка наблюдается высокая вариабельность гликемии: количество измерений уровня глюкозы в крови может составлять до 18-20 раз в сутки, с такой частотой самоконтроль гликемии по средствам глюкометра травмирует ребенка. Показания глюкометра отражают уровень глюкозы непосредственно на момент измерения, тогда как система непрерывного мониторинга позволяет спрогнозировать дальнейшие изменения уровня глюкозы. В связи с чем, в целях обеспечения самоконтроля гликемии, своевременного установления вариабельности гликемии, недопущения развития серьезных жизненно угрожающих осложнений, которые могут быть вызваны гликемией, истец вынуждена приобретать за счет собственных средств системы непрерывного мониторинга FreeStyle Libre. КГБУЗ «Советско-Гаванская районная больница» отказано в обеспечении ребенка необходимым медицинским изделием по причине отсутствия последнего в Перечне медицинских изделий, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования включено в Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа. Полагает, что бездействие ответчиков привели к нарушению права ребенка-инвалида на охрану его здоровья, что способствовало нравственным страданиям и переживаниям ребенка. Отказ в предоставлении необходимых медицинских изделий может напрямую повлиять на состояние здоровья ФИО1 поскольку несвоевременное установление вариабельности гликемии, наличия гипокликемии может привести к развитию серьезных жизнеугрожающих осложнений. Указанные обстоятельства свидетельствуют о причинении ФИО1 морального вреда вследствие бездействия ответчика. Просила суд: обязать КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» и Министерство здравоохранения Хабаровского края оформить персонифицированную заявку на Инсулин аспарт по торговому наименованию «Новорапид» и в дальнейшем выдавать его ФИО1 возложить на КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» обязанность выписывать в соответствии с медицинским назначением рецепты на бесплатное получение медицинских изделий - средств диагностики гликемии: датчиков средств непрерывного мониторинга «Freestyle Libre» для ребенка-инвалида ФИО1 до отмены инсулинотерапии; возложить на Министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность организовать бесплатное получение данных медицинских изделий для ребенка-инвалида Исаченко В.В.; взыскать с Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу несовершеннолетнего ФИО1 в лице законного представителя Буреевой О.В. компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.; взыскать с Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Букреевой О.В. компенсацию материального ущерба за приобретение датчиков непрерывного мониторинга «Freestyle Libre» для ребенка-инвалида ФИО1 в размере 20655 руб.

Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 19.02.2024г. исковые требования Букреевой О.В. в интересах несовершеннолетнего ФИО1 удовлетворены: на КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» возложена обязанность организовать бесплатное обеспечение ребенка-инвалида ФИО1 лекарственным препаратом Международное непатентованное наименование «Инсулин аспарт» по торговому наименованию лекарственного препарата «НовоРапид(R)» в дозировке, необходимой для лечения заболевания, путем направления соответствующих персонифицированных заявок на каждый год в Министерство здравоохранения Хабаровского края для своевременного получения лекарственного препарата в аптечной сети, до момента отмены проведения инсулиновой терапии по медицинским показаниям; на Министерство здравоохранения Хабаровского края возложена обязанность обеспечить ребенка-инвалида ФИО1 лекарственным препаратом Международное непатентованное наименование «Инсулин аспарт» по торговому наименованию лекарственного препарата «НовоРапид(R)», в дозировке, необходимой для лечения заболевания, до момента отмены проведения инсулиновой терапии по медицинским показаниям; на КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» возложена обязанность выписывать в соответствии с медицинским назначением рецепты на бесплатное получение медицинских изделий – средств диагностики гликемии: датчиков средств непрерывного мониторинга «Freestyle Libre» для ребенка-инвалида ФИО1 до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям; на Министерство здравоохранения Хабаровского края возложена обязанность организовать бесплатное получение медицинских изделий – средств диагностики гликемии: датчиков средств непрерывного мониторинга «Freestyle Libre» для ребенка-инвалида ФИО1 с Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу несовершеннолетнего ФИО1 в лице законного представителя Букреевой О.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 10000 руб.; с Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу законного представителя ФИО1. - Букреевой О.В. взысканы расходы, понесенные в связи с приобретением медицинских изделий за счет собственных средств в размере 20655 руб.

В апелляционной жалобе ответчик Министерство здравоохранения Хабаровского края просит решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 19.02.2024г. отменить и принять по делу новое судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований. С вынесенным решением ответчик не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Судом первой инстанции не учтено, что для обоснования внесения в сформированную потребность в лекарственных препаратах для обеспечения отдельных (льготных) категорий граждан в 2024 году лекарственного препарата Инсулин аспарт по торговому наименованию Новорапид КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» предоставило в министерство заключение врачебной комиссии №169/12, в котором подтверждена необходимость по жизненным показаниям применения ФИО1 лекарственного препарата Инсулин аспарт по торговому наименованию Новорапид. Таким образом, потребность в этом лекарственном препарате для ФИО1 учтена. Полагает, что установление момента исполнения судебного решения «до отмены проведения инсулиновой терапии по медицинским показаниям» является незаконным и необоснованным, поскольку препятствует лечащему врачу при необходимости корректировать лечение путем замены инсулина на более эффективный. В материалах дела отсутствуют документы, которые в соответствии с действующим законодательством свидетельствуют о наличии у ФИО1 жизненных показаний для применения системы непрерывного мониторинга. Кроме того, судом первой инстанции не дана оценка доводу министерства о том, что в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении мероприятий по обеспечению детей с сахарным диабетом 1 типа системами непрерывного мониторинга глюкозы в рамках реализации федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом» распределены субсидии из федерального бюджета бюджету Хабаровского края. При установлении жизненных показаний у ФИО1 для использования системы непрерывного мониторинга, его обеспечение возможно в рамках федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом». Ввиду отсутствия подтверждения наличия у ФИО1 жизненных показаний для использования системы непрерывного мониторинга Freestyle Libre взыскание стоимости затрат на самостоятельное приобретение медицинских изделий в размере 20655 руб. необоснованно. Также ответчик не согласен с взысканием компенсации морального вреда, т.к. не представлено доказательств подтверждающих причинение ответчиком физических и нравственных страданий ребенку, нарушения его неимущественных прав.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Букреева О.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Хабаровского края оставить без удовлетворения, полагая ее доводы необоснованными. О нуждаемости ребенка в лечении именно препаратом «Инсулин аспарт» подтверждается медицинскими документами - выписным эпикризом из медицинской карты стационарного больного ФИО1 №06-100/00468 КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» и выписным эпикризом из истории болезни №№ КГБУЗ ДККБ им. А.К. Пиотровича.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Хабаровского края – Кондратюк К.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала требования и доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель ответчика КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» – Шпортеев А.В., участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи, пояснил о согласии с апелляционной жалобой ответчика Министерства здравоохранения Хабаровского края.

Истец Букреева О.В., участвующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи, поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статья 330 ГПК РФ определяет, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Наличие нарушений норм процессуального права, влекущих согласно ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловную отмену принятого решения, судом апелляционной инстанции по результатам анализа материалов гражданского дела не установлено.

Из материалов дела следует, что Букреева О.В. является матерью несовершеннолетнего ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении №.

Несовершеннолетнему ФИО1 17.04.2022г. установлена инвалидность категории «ребенок-инвалид» на срок до 01.08.2028г. (до достижения совершеннолетия).

Исаченко В.В. состоит на диспансерном учете в КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» с диагнозом: <данные изъяты>).

Согласно составленной КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» выписке из истории болезни №173 несовершеннолетний ФИО1 находился на лечении в детском отделении в период с 05.03.2022г. по 13.03.2022г., ему впервые поставлен диагноз: <данные изъяты>. Направлен на госпитализацию в КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» имени А.К. Пиотровича.

Согласно выписному эпикризу из истории болезни №2305 КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» имени А.К. Пиотровича, несовершеннолетний ФИО1 находился на стационарном обследовании и лечении в педиатрическом отделении с 13.03.2022г. по 25.03.2022г., установлен диагноз: <данные изъяты>. Рекомендовано, в том числе, самоконтроль гликемии не менее 6-10 р/день, по показаниям – чаще; инсулинотерапия по интенсифицированной схеме в составе Аспарт/Детемир.

Согласно выписному эпикризу из медицинского карты стационарного больного ФИО1 №№ КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ», находился на стационарном лечении в педиатрическом отделении с 23.11.2022г. по 29.11.2022г. с диагнозом <данные изъяты>. Из анамнеза следует, что с марта 2022 года находился на инсулинотерапии (аспарт, детемир), в настоящее время получает п/к детемир (ринфаст). Рекомендовано: инсулинотерапия – ИКД (Новорапид), коррекции по гликемии + ИСД (детемир), с контролем гликемии в динамике.

Согласно выписному эпикризу из истории болезни №№ КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» имени А.К. Пиотровича, ФИО1 находился на стационарном обследовании и лечении в педиатрическом отделении с 13.12.2022г. по 22.12.2022г. с диагнозом: <данные изъяты>. Госпитализирован с целью установки инсулиновой помпы Medtronic по программе ВМП. Рекомендовано ФИО1 в том числе: проведение непрерывной инсулиновой терапии (Аспарт) через инсулиновый дозатор (инсулиновая помпа) «MiniMed Paradigm Veo», самоконтроль гликемии не менее 6-10 р/день, по показаниям – чаще. Потребность на месяц – Аспарт, тест полоски 160 шт. из расчета 6-7 измерений в сутки, учитывая пубертат, вариабельность гликемии. Выдано – помпа «MiniMed Paradigm Veo», устройство для инфузии к помпе тефлоновые (1 упаковка), резервуар для помпы (1 упаковка).

После установки инсулиновой помпы и выписки из КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» имени А.К. Пиотровича 23.12.2022г. несовершеннолетний ФИО1 осмотрен в Консультативно-диагностической поликлинике указанного медицинского учреждения врачом-детским эндокринологом, которым даны рекомендации по применению инсулина Аспарт (Новорапид), тест-полоски 180 шт. на 1 мес. (с учетом частого определения сахара крови, через 2 часа после еды, в 3 часа ночи).

28.06.2023г. Букреева О.В., как законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 обратилась в КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» с заявлением о проведении врачебной комиссии для принятия решения о выписке для ее сына рецепта на инсулин по торговому наименованию Новорапид, направлении соответствующей заявки в Министерство здравоохранения Хабаровского края для обеспечения ФИО1. инсулином Новорапид в количестве 7 шприц-ручек на 1 месяц.

На указанное обращение дан ответ КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» от 04.07.2023г., в котором сообщено об отсутствии в выписке из КГБУЗ ДККБ им А.К. Пиотровича информации о назначении инсулина по международному непатентованному наименованию «Инсулин аспарт», назначение «Новорапид» не сопровождается указанием на наличие нежелательных побочных реакций и невозможность синонимической замены, в связи с чем рекомендована повторная госпитализация в КГБУЗ ДККБ им А.К. Пиотровича с целью формирования законодательно утвержденного пакета документов для обоснования персонифицированной заявки на закупку препарата «Инсулин аспарт» по торговому наименованию «Новорапид» в министерство здравоохранения Хабаровского края.

Согласно заключению врачебной комиссии КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» №121/16 от 03.07.2023г. указывается о нуждаемости ФИО1 в госпитализации в профильное отделение КГБУЗ ДККБ им А.К. Пиотровича для подтверждения невозможности синонимической замены препарата «Новорапид» на другие аналоги препарата «Инсулин аспарт», оформления соответствующего заключения врачебной комиссии для формирования извещения о нежелательной реакции или отсутствии терапевтического эффекта лекарственного препарата.

Согласно ответу Министерства здравоохранения Хабаровского края от 11.09.2023г. на обращение Букреевой О.В., направленное в Администрацию Президента РФ, сообщено, что заключение врачебной комиссии о назначении ФИО1 лекарственного препарата (инсулина) по торговому наименованию для осуществления закупки препарата исключительно определенного торгового наименования в министерство не поступало, по результатам проведенной процедуры закупки для обеспечения отдельных льготных категорий граждан в 2023 году в аптечную сеть по условиям заключенного контракта поставляются лекарственные препараты с МНН «Инсулин аспарт» по торговым наименованиям «Росинсулин Аспарт Р» и «РинФаст», в плановых заявках по торговому наименованию «НовоРапид» заявлен не был. По данным КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» при формировании заявки на дополнительное льготное лекарственное обеспечение на 2024 год на ФИО1 будет заявлен препарат «Новорапид» в соответствии с рекомендуемой потребностью.

Согласно заключению врачебной комиссии КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» №№ от 04.09.2023г. Исаченко В.В. нуждается в препарате «Новорапид» р-р в/в и п/к шприц-ручки 100МЕ/мл3мл №5 по жизненным показаниям. Потребность в сутки 68 е., в месяц 2108 ед, в год 25296 ед, всего 85 пенфилов, 17 упаковок в год.

30.11.2023г. Букреева О.В. обращалась в КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» с заявлением о проведении врачебной комиссии для принятия решения о выписки для ее сына рецепта на инсулин по торговому наименованию Новорапид с направлением соответствующей заявки в министерство здравоохранения Хабаровского края для индивидуального обеспечения ФИО1 инсулином Новорапид в количестве 7 шприц-ручек на 1 месяц.

На указанное обращение дан ответ КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» от 05.12.2023г., в котором сообщено об оформлении персонифицированной заявки на препарат «Инсулин аспарт» по торговому наименованию «Новорапид» и соответствующее решение врачебной комиссии направлено в министерство здравоохранения Хабаровского края, однако, может не учитываться при проведении государственных закупок.

04.12.2023г. Букреева О.В. обратилась в КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» с заявлением о проведении врачебной комиссии для принятия решения о выписке рецептов на датчики к системе флеш-мониторирования глюкозы Abbott FreeStyle Libre.

На указанное обращение дан ответ КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» от 07.12.2023г., в котором сообщено, что система непрерывного мониторинга глюкозы крови, включая датчики Abbott FreeStyle Libre, не входит в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019г. №2406-р, в связи с чем обеспечение системой НМГ по рецептам бесплатно, даже по решению врачебной комиссии, не представляется возможным.

Букреевой О.В. согласно кассовым чекам от 05.12.2023г. на сумму 5071 руб., 11.12.2023г. на сумму 5442 руб., 17.12.2023г. на сумму 10142 руб. приобретены 4 датчика FreeStyle Libre системы Flash мониторинга глюкозы, всего на общую сумму 20655 руб.

Согласно заключению врачебной комиссии КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» №8 от 28.12.2023г. принято решение об обеспечении ФИО1 датчиками системы чрезкожного мониторирования глюкозы Abbott FreeStyle Libre, количество на год – 180 (смена 1 раз в 14 дней).

Суд первой инстанции, разрешая заявленные Букреевой О.В. в интересах несовершеннолетнего ФИО1 исковые требования, руководствуясь положениями ст.ст. 2, 7, 18, 41 Конституции РФ, ст.ст. 4, 7, 16, 29, 37, 38, 43, 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.ст. 6.2, 6.3 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ст.ст. 2, 13 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018г. № 3053-р, Постановления Правительства РФ от 01.12.2004г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», Распоряжения Правительства РФ от 12.10.2019г. №2406-р, Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, Приказа Минздрава России от 22.01.2021г. № 22н «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)», Распоряжения Правительства РФ от 22.11.2023 №3285-р, Постановления Правительства РФ от 22.11.2023 №1958, Положения о министерстве здравоохранения Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.07.2007 №149-пр, учитывал, что на ответчиков возложена обязанность по обеспечению за счет бюджета граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих заболеваний, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врачей бесплатно, оценивая представленные в материалы дела доказательства, установив, что согласно сформированной КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» заявке на дополнительное льготное лекарственное обеспечение на 2024 год заявлен лекарственный препарат «Инсулин аспарт» по торговому наименованию «НовоРапид», но не усматривается оформление персонифицированной заявки на ребенка-инвалида ФИО1 этого лекарственного препарата, пришел к выводам о о возложении на ответчиков обязанности обеспечить ФИО1 бесплатно лекартсвенным препаратом «НовоРапид(R)». Учитывая, что стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021 №22н, включает медицинскую услугу исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, Клиническими рекомендациями «Сахарный диабет 1 типа у детей» также предусмотрено использование непрерывного мониторирования глюкозы (НМГ) для снижения гипогликемии и вариабельности гликемии, увеличения времени в целевом диапазоне, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что отказ в обеспечении ФИО1 системой НМГ не соответствует нормам Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», отсутствие заключения врачебной комиссии не может являться основанием для вывода о об отсутствии необходимости применения ребенком-инвалидом системы НМГ, т.к. представленными в материалы дела документами подтверждена нуждаемость несовершеннолетнего в в исследовании уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, в связи с чем полагал, что ФИО1 использующий систему НМГ FreeStyle Libre, имеет право на бесплатное обеспечение средствами диагностики гликемии – датчиками к указанной системе НМГ для улучшения качества жизни ребенка, обязанность по обеспечению этими медицинскими изделиями ответчиками не исполнена, ввиду чего удовлетворил исковые требования в этой части, возложив на медицинское учреждение обязанность выписывать датчики к системе НМГ FreeStyle Libre, а на Министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность организовать бесплатное получение данных медицинских изделий. С учетом выводов о праве ФИО1 на получение датчиков в системе НМГ FreeStyle Libre, обязанность по обеспечению которыми не исполнена, суд первой инстанции полагал понесенные Букреевой О.В. расходы на самостоятельное их приобретение в размере 20655 руб. убытками, взыскав эту сумму расходов с ответчика Министерство здравоохранения Хабаровского края. Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, руководствуясь положениями ст.ст. 151, 1101 ГК РФ и указанными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснениями, суд первой инстанции ввиду допущенного нарушения права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения изделиями медицинского назначения и лекарственными препаратами полагал о наличии оснований для компенсации причиненного морального вреда, которую взыскал с ответчика Министерство здравоохранения Хабаровского края в размере 10000 руб., удовлетворив это требование.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований не согласиться с принятым решением об удовлетворении исковых требований, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам нуждаемости ФИО1 по жизненным показаниям в обеспечении лекарственным препаратом и расходными материалами (периодическими заменяемыми датчиками) к системе НМГ, что предусматривает их бесплатное обеспечение за счет бюджетных средств, что подтверждено решениями врачебных комиссий, доказательства фактического исполнения которых не представлено.

Так, согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15.09.1990г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 ст. 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 ст. 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006г., вступила в силу для Российской Федерации 25.10.2012 г. (далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "г" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 ст. 7 данной конвенции).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 Федерального закона от 24.07.1998г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.1998г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции РФ приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в РФ, является Федеральный закон от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в РФ основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторирования состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством РФ исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством РФ источники (ст. 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004г. № 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. №890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством РФ, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством РФ случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены в том числе инвалиды.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство РФ утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения внесены инсулины и их аналоги.

Согласно п. 5 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н, назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанные в соответствии с п. 14 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, либо по торговым наименованиям.

Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018г. №3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

В Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, поименованы иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе. Такие медицинские изделия, как система непрерывного мониторирования глюкозы с расходными материалами к ней (датчики), в названные перечни не включены.

Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства РФ от 28.12.2023г. № 2353 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее также – Федеральная программа).

Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, которым оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III Федеральной программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний и состояний (перечень содержится в этом разделе), в том числе при болезнях эндокринной системы.

Согласно разделу V Федеральной программы обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством РФ отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с п. 3, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

На территории Хабаровского края в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2023г. № 595-пр утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Территориальная программа Хабаровского края).

Территориальная программа, как и Федеральная программа, предусматривает перечень заболеваний и состояний (в числе которых болезни эндокринной системы), оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно (раздел 4 Территориальной программы).

В разделе II Перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (приложение № 6 к Территориальной программе), поименованы следующие изделия медицинского назначения: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка. Системы непрерывного мониторирования глюкозы и датчики к ним, в названном перечне не указаны.

Из пункта 2 постановления Правительства Хабаровского края от 31.12.2023г. №595-пр следует, что обеспечение контроля за выполнением Территориальной программы Хабаровского края возложено на министерство здравоохранения Хабаровского края совместно с Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования.

Между Министерством здравоохранения РФ и Правительством Хабаровского края заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету субъекта РФ из федерального бюджета от 15.12.2023г. №056-09-2023-436, согласно которому предусмотрено выделение субсидии в целях софинансирования расходных обязательств Хабаровского края по обеспечению детей с сахарным диабетом 1 типа системами непрерывного мониторинга глюкозы.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в том числе в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1); в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (пункт 2), с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 4).

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021г. № 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), в подразделе 2.2 которого (лабораторные методы исследования) раздела 2 (Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением) исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования (код медицинской услуги - A09.05.023.001) включено в стандарт, усредненный показатель частоты предоставления составляет 0,855 (т.е. эта медицинская услуга предоставляется в 85,5% случаев).

Согласно одобренным Министерством здравоохранения РФ «Клиническим рекомендациям «Сахарный диабет 1 типа у детей» применение НМГ рекомендовано у пациентов при: HbA1c выше индивидуального целевого показателя; тяжелых гипогликемиях (>= 1 раза за последний год); высокой вариабельности гликемии независимо от уровня HbA1c; частых эпизодах легкой гипогликемии; выраженном снижение качества жизни; у детей с СД1 младше 4-х лет (в связи с возрастными ограничениями к использованию ФМГ); у детей, которые не могут сообщить о симптомах гипо- или гипергликемии и у детей с нарушением восприятия гипогликемии для снижения риска гипогликемии.

В ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержатся положения о том, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Хабаровского края в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в РФ является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья граждан являются в том числе средства бюджетов субъектов РФ.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание в том числе инвалидам, страдающим заболеванием «сахарный диабет» (социально значимым заболеванием), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта РФ (в данном случае за счет средств бюджета Хабаровского края) лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение названных лиц лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Следовательно, предоставление лицу, страдающему заболеванием «сахарный диабет» (социально значимое заболевание), лекарственных препаратов и медицинских изделий, не входящих в программу государственных гарантий, а также лекарственных препаратов по торговому наименованию осуществляется бесплатно, если решением врачебной комиссии ему по жизненным показаниям рекомендовано использование этих лекарственных препаратов и медицинских изделий. Такая правовая позиция по толкованию норм материального права неоднократно указывалась Верховным Судом РФ (например, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.10.2023 № 58-КГ23-13-К9).

Согласно заключению врачебной комиссии КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» №169/12 от 04.09.2023г. установлена нуждаемость несовершеннолетнего ФИО1 в инсулине по торговому наименованию «Новорапид» по жизненным показаниям, что в силу положений действующего федерального и краевого законодательства влечет соответствующие обязанности ответчиков по обеспечению бесплатного получения ФИО1 этого лекарственного препарата.

При этом, доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции о необходимости возложения на ответчиков обязанности по обеспечению бесплатного получения ФИО1. этого лекарственного препарата ввиду того, что потребность ФИО1 в инсулине по торговому наименованию «Новорапид» уже учтена на основании заключения врачебной комиссии №169/12 от 04.09.2023г., не свидетельствуют о незаконности решения суда первой инстанции в части возложения обязанности по обеспечению лекарственным препаратом и наличии оснований для его отмены в этой части, поскольку доказательств фактического обеспечения ФИО1. после принятия заключения врачебной комиссии требуемым по жизненным показаниям лекарственным препаратом на момент разрешения заявленных требований ответчиками в материалы дела не представлено, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в части обеспечения лекарственным препаратом у суда первой инстанции не имелось.

Вопреки доводам апелляционной жалобы установление решением суда исполнения этих обязанностей до отмены проведения инсулинотерапии по медицинским показаниям не препятствует коррекции инсулинотерапии в установленном порядке, замене при необходимости в процессе лечения установленного инсулина на иной. Эти доводы основаны на ошибочном толковании исполнения решения суда, в т.ч. не учитывают положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, установление срока исполнения не противоречит содержанию заключения врачебной комиссии №169/12 от 04.09.2023г.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения оснований для обеспечения ФИО1 системой непрерывного мониторирования глюкозы (далее - НМГ) не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам. Вопреки этим доводам в материалы дела (л.д.86) представлено заключение врачебной комиссии КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» №8 от 28.12.2023г., которой принято решение об обеспечении ФИО1 датчиками системы чрезкожного мониторирования глюкозы Abbott FreeStyle Libre (смена 1 раз в 14 дней), наличие которого влечет обязанность льготного обеспечения ребенка-инвалида в установленном порядке этим медицинским изделием.

По доводам апелляционной жалобы о возможности обеспечения несовершеннолетнего системой НМГ в рамках реализации федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом» судебная коллегия учитывает, что получение Хабаровским краем субсидий из федерального бюджета на софинансирование обязательств и утверждение распоряжением Министерства здравоохранения Хабаровского края от 04.03.2024г. №236-р Правил организации обеспечения системой НМГ детей в возрасте от2-ъ до 17 лет включительно с установленным диагнозом сахарный диабет I типа не исключают возможности принятия врачебной комиссией на основании п. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ соответствующего решения и необходимости исполнения такого решения.

При этом, учитывая фактическое наличие в материалах дела заключения врачебной комиссии №8 от 28.12.2023г., ошибочные суждения суда первой инстанции о необходимости обеспечения ФИО1 подлежащими периодической замене датчиками к используемой им системе НМГ FreeStyle Libre и в отсутствие заключения врачебной комиссии не привели к принятию неверного по существу решения суда, в связи с чем с учетом положений ч. 6 ст. 330 ГПК РФ не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда в этой части.

С учетом подтверждения решением врачебной комиссии фактически имевшейся у несовершеннолетнего необходимости обеспечения датчиками к системе НМГ, льготного предоставления которых за счет бюджетных средств не было организовано, судебная коллегия полагает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о несогласии с взысканием понесенных расходов на самостоятельное приобретение этих медицинских изделий в размере 20655 руб., поскольку их несение Букреевой О.В. при указанных обстоятельствах необеспечения ими несовершеннолетнего являлось вынужденным в целях восстановления его нарушенного права, что свидетельствует о праве на их возмещение с учетом положений ст. 15 ГК РФ.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда судебная коллегия полагает основанными на неверном применении норм права к фактическим обстоятельствам. Выводы суда первой инстанции о наличии права на возмещение компенсации морального вреда соответствует положениям ст.ст. 150, 151, 1101 ГК РФ и разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022г. N 33 "О практике применения судами норм компенсации морального вреда".

Исходя из предназначения социального государства, каковым является Российская Федерация, механизмы охраны жизни и здоровья, медицинской помощи и социальной защиты, предусмотренные законодательством, должны позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами конституционно гарантированных прав, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что медицинская помощь и социальное обеспечение граждан неразрывно связаны с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

В силу указанных положений ст.ст. 7, 41 Конституции РФ и ст.ст. 150, 151 ГК РФ жизнь и здоровье, права на их охрану, на медицинское и социальное обеспечение, отнесены к защищаемым нематериальным благам, нарушение которых свидетельствует о причинении гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) и влечет возложение на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

Учитывая нарушение гарантированных Конституцией РФ прав ФИО1 на охрану жизни и здоровья, на надлежащее медицинское и социальное обеспечение, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о наличии оснований для компенсации морального вреда, размер которого учитывает обстоятельства нарушения прав, объем и характер физических и нравственных страданий, требования разумности и справедливости.

Иных доводов, подлежащих оценке судом апелляционной инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводам о том, что предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                 

░░░░░                                        

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 03.06.2024░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-3457/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Букреева Олеся Вячеславовна
Информация скрыта
Ответчики
Министерство Здравоохранения Хабаровского края
КГБУЗ Советско-Гаванская районная больница
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Сенченко Павел Васильевич
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
26.04.2024Передача дела судье
29.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее