Дело № 2-734/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нытва 6 сентября 2022 года
Нытвенский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,
при секретаре Старцевой А.А.,
с участием представителя истца - адвоката Шестакова С.Л., действующего на основании ордера № от 20.04.2022,
представителя ответчика Турбаковой Т.И., действующей на основании доверенности №-д от 28.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щеклеиной М. В. к Администрации Нытвенского городского округа о взыскании возмещения за жилое помещение, признанного аварийным,
у с т а н о в и л:
Щеклеина М.В. обратилась в суд с иском к администрации Нытвенского городского округа, администрации Уральского городского поселения о взыскании с возмещения за изымаемое жилое помещение в сумме 479 300 рублей.
Исковые требования обоснованы тем, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права. Заключением Межведомственной комиссии от 26.04.2018 № <адрес> признан аварийным, что подтверждается Распоряжением Администрации Уральского городского поселения от 03.05.2018 №.
Невыполнение Ответчиком требований ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения и выплате возмещения создает истцу препятствия к осуществлению жилищных прав, нарушает права истца на проживание в благоприятных и безопасных условиях. При этом, техническое состояние строительных конструкций дома по <адрес> свидетельствует об опасности его обрушения, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается Актом обследования помещения от 23.04.2018 №. Согласно правой позиции, изложенной Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том случае, если помещение представляет опасность для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то расселение аварийного дома не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Истец Щеклеина М.В. в судебное заседание не явилась, направила своего представителя.
Представитель истца адвокат Шестаков С.Л. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении к надлежащему ответчику Администрации Нытвенского городского округа, пояснил, что ответчик администрация Уральского городского поселения ликвидирован в связи с реорганизацией. Истец в настоящее время указанным жилым помещением не пользуется по назначению, не проживает в нем, т.к. там проживать опасно для жизни и здоровья. От органа местного самоуправления было требование об освобождении жилого помещения, никаких действий по сносу дома не предпринималось. У истца нет иного имущества, она снимает жилье. Процедура изъятия не возможна, в Распоряжении нет данного пункта. Предполагается, собственникам за свой счет и своими силами снести дом. Земельный участок на кадастровом учете не стоит, изъять его не возможно. У ответчика возникают обязанности по выплате возмещения. Процедура не начата и не может быть завершена, т.к. не было предположения снести дом и установить срок, невозможно изъять земельный участок. Однако имеется угроза жизни и здоровью.
Представитель ответчика администрации Нытвенского городского округа Турбакова Т.И. с исковыми требованиями не согласна, пояснила, что на основании распоряжения многоквартирный <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, до 31.12.2025 сроки установлены по отселению граждан. Сроки не нарушены. Дом не включен в программу по переселению, процедура изъятия не проводилась. Требования заявлены преждевременно. У истца есть помещение для временного проживания, поэтому отсутствует угроза жизни и здоровью в настоящее время. Стоимость жилья истца ответчиком не оспаривается.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч. 1).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч. 6).
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем возмещения за жилое помещение.
Вместе с тем, как указал Верховный Суд РФ, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 ЖК РФ после 01 апреля 2015 года – право на получение возмещения за жилое помещение). Собственник жилого помещения имеет право выбора любого из вышеназванных способов обеспечения его жилищных прав.
В пункте 22 Постановления Пленума ВС РФ № 14 отмечается: в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Таким образом, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для начала соответствующим органом процедуры изъятия и последующего выкупа объектов недвижимого имущества у собственников. Конечная фаза процесса изъятия (выкупа) жилого помещения будет зависеть от собственника такого жилья.
Несоблюдение процедуры, установленной статьей 32 ЖК РФ, которая предшествует изъятию жилого помещения у собственника, исключает возможность удовлетворения требований собственника такого жилого помещения к органу местного самоуправления об изъятии жилого помещения и взыскании выкупной цены за него.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Как следует из материалов дела, собственником комнаты в доме коридорного типа, расположенной по адресу: <адрес>, является Щеклеина М.В. на основании договора мены комнат от 12.08.2015 (л.д. 8, 64-66, 80, 93-94).
Выпиской из ЕГРН от 25.07.2022 подтверждается, что в собственности Щеклеиной М.В. имеется жилое помещение по адресу: <адрес> жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 80).
В акте о (не) проживании от 20.07.2022 указано, что Щеклеина М.В. по адресу: <адрес> не проживала. С 03.05.2018 дом признан аварийным и подлежащим сносу, внутридомовые коммунальные сети отключены, к проживанию не подлежит (л.д. 91).
На основании акта обследования помещения от 25.04.2018, межведомственная комиссия 26.04.2018 г. приняла заключение: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 9-12, 106-109).
Распоряжением администрации Уральского городского поселения от 03.05.2018 № многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу; собственникам жилых помещений освободить занимаемые жилые помещения; отселение граждан, проживающих в доме, подлежит осуществлению в срок до 31.12.2025 (л.д.13, 95).
На обращение истца Управлением ЖКХ, благоустройства и транспорта администрации Нытвенского городского округа 21.02.2022 дан ответ о том, что распоряжения об изъятии жилого помещения и земельного участка будут оформлены при включении данного многоквартирного дома в краевую программу переселение граждан из аварийного жилищного фонда Нытвенского городского округа (л.д.57).
Уведомлением от 12.07.2022, 17.08.2022 подтверждается, что в ЕГРН отсутствует информация на земельный участок по адресу: <адрес> (л.д. 67).
Из отчета об оценке №, составленного ООО «Экспертиза» следует, что рыночная стоимость комнаты в доме коридорного типа, общей площадью 22,2 кв.м., по адресу: <адрес>, по состоянию на 15.04.2022 округленно составляет 479 300 руб., в т.ч.: жилое помещение с учетом стоимости общего имущества в многоквартирном доме, в т.ч. земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество – 299 400 руб., право требования возмещения убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением, переездом, поиском – 53 900 руб., право требования компенсации за непроизведенный капитальный ремонт с учетом доли приходящейся на оцениваемое помещение – 126 000 руб. (л.д.15-51).
Нытвенским филиалом ГБУ «ЦТИ ПК» представлен технический паспорт на жилой дом по адресу: <адрес> по состоянию на 26.03.1984, сведения о износе жилого дома на апрель 2018 в техническом паспорте отсутствуют, т.к. выхода на жилой дом не было. Процент износа жилого дома указан на последнюю дату выхода на объект (л.д. 68-75). Год постройки дома – 1950.
Также имеется кадастровый паспорт помещения по адресу: <адрес>, от 16.11.2016 г.
В материалы дела представлено постановление администрации Нытвенского городского округа № от 30.07.2021 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нытвенского городского округа» (л.д. 96-105); копия реестра граждан дома, признанного аварийным по адресу: <адрес>, с указанием типа права на помещения; копия постановления администрации Нытвенского городского округа № от 09.09.2020 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, включающей в себя часть кадастровых кварталов» № от 09.09.2020.
Исходя из анализа имеющихся в материалах дела доказательств, признанных судом относимыми и достоверными в их совокупности для разрешения возникшего суд принимает все выше изложенное, а так же учитывает, что согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом РФ, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В силу пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона, под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.
Финансовая поддержка за счет средств Фонда предоставляется при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 указанного выше закона).
Постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2018 года №217-п утверждена региональная адресная программа по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы, в рамках которой утвержден перечень многоквартирных домов, планируемых к расселению.
В рамках исполнения Указа Президента РФ от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» поставлена первоочередная задача по расселению аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года.
В этих целях сформирована новая Региональная программа, утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 29 марта 2019 года «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы».
По сведениям ответчика, многоквартирный <адрес> в <адрес> не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, иных сведений суду не представлено, указанные обстоятельства стороной истца не оспариваются.
Оценивая законность и обоснованность заявленных требований, суд учитывает положения ст. 32 ЖК РФ и разъяснения, содержащиеся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" о том, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Разрешая заявленный иск, суд исходит из того, что многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, не включен в региональную адресную программу, процедура, предшествующая изъятию жилого помещения и земельного участка не проводилась, земельный участок для нужд муниципального образования не изымался, требование о сносе дома собственникам помещений не направлялось, в связи с чем оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности выплатить выкупную цену у суда не имеется. Фактов длительного бездействия администрации Нытвенского городского округа, выразившихся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, не выявлено. Удовлетворение требований о выкупе жилого помещения, принадлежащего Щеклеиной М.В., является преждевременным.
Поскольку процедуры, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, администрацией Нытвенского городского округа не выполнялись, наличие одного факта непригодности жилого помещения для проживания не является основанием для взыскания денежной компенсации за жилое помещение.
Каких либо данных, свидетельствующих о наличии реальной угрозы для жизни и здоровья истца как собственника жилого помещения, в материалы дела не представлено. Истец в указанном жилом помещении не проживает, имеет в собственности иное жилое помещение, доказательств того, что указанная спорная квартира является единственным помещением для проживания истца, суду также не представлено.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать Щеклеиной М. В. в удовлетворении исковых требований о взыскании с администрации Нытвенского городского округа Пермского края возмещения за изымаемое жилое помещение, в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Пищикова
Мотивированное решение составлено 13 сентября 2022 года.