Дело № 2-322/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ребриха, ул. Ленина, 136/1 02 октября 2019 года
Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Серожеевой Г.Ф.,
при секретаре Оробей Ю.В.,
с участием: представителя истца Грибанова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ребрихинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Клочковского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ребрихинского района Алтайского края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, о понуждении ответчика к совершению действий, мотивируя тем, что соответствующим соглашением полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов переданы администрации сельского совета. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления и установлено, что ответчиком не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района ответчику внесено представление, по результатам рассмотрения которого допущенные нарушения не устранены, в том числе до настоящего момента. Со ссылкой на нормы Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.45, 206 ГПК РФ, прокурор просит обязать ответчика создать на территории сельского поселения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и внести их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и требований санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), установив срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - до 31.12.2019.
Представитель истца Грибанов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик и третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Администрация Ребрихинского района Алтайского края, представителя для участия в деле не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика в предыдущем судебном заседании исковые требования признал частично, факт передачи Администрацией района соответствующих полномочий не отрицает, реестр мест накопления твердых коммунальных отходов определен, находится на стадии согласования с органом роспотребнадзора, площадки накопления ТКО не созданы в связи с отсутствием финансовых средств.
Суд на основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) признал возможным провести судебное заседание в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Учитывая что в рассматриваемом случае затрагиваются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, прокурор имеет право предъявить исковые требования на основании положений ст.45 ГПК РФ.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.1 ст.22 данного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в том числе относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Соглашением от <дата> «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения» между Администрацией Ребрихинского района и Администрацией Клочковского сельсовета Ребрихинского района полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов переданы последним с предоставлением соответствующего финансирования на срок с 01.01.2019 по 31.12.2019.
При отсутствии письменного обращения какой-либо из сторон о прекращении действия Соглашения, направленного за один месяц до даты внесения проекта решения о бюджете на рассмотрение представительного органа, Соглашение считается продленным сроком на 1 год (п.3 раздела 5 Соглашения).
Исходя из вышеуказанных положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов включает в себя необходимость создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах), и определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокурором Ребрихинского района Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления и установлено, что схема мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определена, места (площадки) накопления ТКО органами местного самоуправления не созданы, в связи с чем главе сельсовета 26.04.2019 внесено соответствующее представление.
Согласно положениям ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п.4 ст.13.4 указанного Закона).
Согласно п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями п.2.2.3. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88), площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
СанПиН 42-128-4690-88 в установленном порядке не отменялись и действуют в части и в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Следовательно, требование указанных Санитарных правил также в части того, что размещение мест временного хранения отходов, а также периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п.2.2.3 и п.2.2.1), актуально и действует в настоящее время.
В соответствии с п.2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 № 1156, "контейнерная площадка" – это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров (мусоросборника, предназначенного для складирования твердых коммунальных отходов) и бункеров (мусоросборника, предназначенного для складирования крупногабаритных отходов).
Таким образом, понятие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, включает как непосредственно твердые коммунальные отходы, так и крупногабаритные отходы.
Ответчиком не представлены доказательства как согласования размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учреждением санитарно-эпидемиологической службы, так и создания указанных площадок, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Давая оценку установленным по делу обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона и подзаконных нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что ответчиком ненадлежащим образом осуществляются полномочия по участию в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, надлежащие меры по устранению допущенных нарушений, не принимаются.
Несоблюдение ответчиком требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, нарушает права граждан на охрану здоровья и безопасную среду обитания.
Довод представителя ответчика об отсутствии финансовой возможности для исполнения возложенной обязанности не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в данном случае соответствующие полномочия переданы ему на основании соглашения в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вместе с тем, учитывая, что данные полномочия подлежат осуществлению за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет поселения (п.2 раздела 1, п.3 раздела 3, п.2 раздела 4 Соглашения от 19.12.2018), исковые требования подлежат удовлетворению за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Ребрихинского района Алтайского края.
Срок исполнения решения суда суд полагает необходимым установить до 31.12.2019 – в пределах срока действия Соглашения от 19.12.2018, и находит его разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Кроме того, в соответствии со ст.203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения, поэтому, в случае невозможности исполнения возложенных по настоящему решению обязанностей в течение установленного судом срока, у ответчика имеется право для обращения в суд с указанным заявлением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию Клочковского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края создать на территории сельского поселения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и внести их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, требований санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПин 42-128-4690-88), в срок до 31 декабря 2019 года, за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Ребрихинского района Алтайского края.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2019 года.
Председательствующий Г.Ф. Серожеева