Решение по делу № 2а-2676/2021 от 04.10.2021

    Дело № 2а-2676/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Волгоград                                   29 ноября 2021 года

Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Буланцевой О.Ю.,

при секретаре Орловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Межрайонная ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ обратилась в суд с административными исковыми требованиями к ФИО1, в которых просил, с учетом уточнений, восстановить срок для подачи настоящего искового заявления в суд и взыскать с ответчика остаток задолженности по требованиям:

- ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 10.01.2020г. по обязательным взносам на пенсионное страхование в размере 29354 руб., пени в размере 55,04 руб., взносам на обязательное медицинское образование в размере 6884 руб., пени в размере 12,91 руб.;

- ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 02.02.2018г. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 701,25 руб.;

- ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 18.01.2019г. по обязательным взносам на пенсионное страхование в размере 14646,30 руб., пени в размере 1924,87 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 5840 руб., пени в размере 377,58 руб.;

- ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 16.11.2018г. по уплате пени по транспортному налогу в размере 35,10 руб.;

- ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 26.06.2020г. по уплате задолженности по транспортному налогу в размере 405 руб., пени в размере 16,50 руб., а всего 60252,55 руб.

Свои требования мотивирует тем, что ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем с 30.12.2012г. и 21.12.2020г. прекратил предпринимательскую деятельность на основании собственного решения. До момента прекращения предпринимательской деятельности ФИО1 являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом от ДАТА ИЗЪЯТА N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также является плательщиком транспортного налога. В рамках передачи полномочий по администрированию страховых взносов, УПФР в АДРЕС ИЗЪЯТ передало МИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ информацию о числящейся задолженности за ФИО3 На основании представленных сведений о задолженности, в соответствии со ст. 69 НК РФ, в адрес ФИО1 были выставлены требования об уплате недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 18.01.2019г., ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 02.02.2018г., ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 10.01.2020г. Кроме того, ему были направлены налоговые уведомления с расчетом транспортного налога, неисполнение которых явилось основанием для выставления ему требований ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 16.11.2018г. и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 26.06.2020г. Данные требования оставлены налогоплательщиком без исполнения, в соответствии со справкой о состоянии расчетов, задолженность по страховым взносам и пени не погашена в полном объеме. МИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ обратилась к мировому судье судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ с заявлением на выдачу судебного приказа, который был вынесен 22.04.2021г., однако, определением от 17.05.2021г. судебный приказ был отменен.

Представитель административного истца в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд счел возможным рассмотреть дело без участия сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 в период с 30.12.2012г. по 21.12.2020г. являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается Выпиской и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, тем самым являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом от ДАТА ИЗЪЯТА N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Кроме того, ФИО1 является плательщиком транспортного налога.

Статьей 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичная норма содержится в пункте 3.4 ст. 23 НК РФ, согласно которому плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные страховые взносы.

Согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу положений Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 полномочия по администрирования страховых взносов переданы в налоговые органы.

До 01 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

С 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Статья 46 Налогового кодекса РФ предусматривает, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из административного искового заявления в рамках передачи полномочий по администрированию страховых взносов, УПФР в АДРЕС ИЗЪЯТ передало в Межрайонную ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ информацию о числящейся задолженности за ФИО1

На основании представленных сведений о задолженности, в соответствии со ст. 69 НК РФ, в адрес ФИО1 было выставлено требование об уплате страховых взносов:

- ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 10.01.2020г. по обязательным взносам на пенсионное страхование в размере 29354 руб., пени в размере 55,04 руб., взносам на обязательное медицинское образование в размере 6884 руб., пени в размере 12,91 руб.;

- ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 02.02.2018г. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 23400 руб., пени в размере 132,99 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 4590 руб., пени в размере 26,09 руб.;

- ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 18.01.2019г. по обязательным взносам на пенсионное страхование в размере 26545 руб., пени в размере 2069,59 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 5840 руб., пени в размере 407,11 руб.;

ФИО1 частично произведено погашение задолженности, а именно по требованиям ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 18.01.2019г. по обязательным взносам на пенсионное страхование остаток задолженности составил 14646,30 руб., пени 1924,87 руб., на обязательное медицинское страхование 5840 руб., пени 377,58 руб.; по требованию ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 02.02.2018г. остаток задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составил 701,25 руб., пени 132,99 руб., на обязательное медицинское страхование 4590 руб., пени 26,09 руб.

Остальная часть требований оставлена налогоплательщиком без исполнения.

Кроме того, ФИО1 были направлены налоговые уведомления с расчетом транспортного налога, неисполнение которых явилось основанием для выставления ему требований ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 16.11.2018г. по уплате недоимки по транспортному налогу в размере 405 руб. и пени по транспортному налогу в размере 35,10 руб.; ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 26.06.2020г. по уплате задолженности по транспортному налогу в размере 405 руб., пени в размере 16,50 руб.

ФИО1 частично произведена оплата задолженности по транспортному налогу по требованию ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 16.11.2018г., остаток задолженности составил 35,10руб. (пени).

Остальная часть требований оставлена налогоплательщиком без исполнения.

Из материалов дела следует, что 22.04.2021г. мировым судьей судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 суммы задолженности по налогам и пени, который 17.05.2021г. был отменен определением мирового судьи судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ.

В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ на суммы задолженности производились начисление сумм пеней.

Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ от ДАТА ИЗЪЯТА N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженности по соответствующим пеням и штрафам, числящихся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Статьей 6 Федерального закона от 28.12.2017 N 436 предусмотрено, что в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимки и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организаций) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 28.12.2017 N 436 передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов." Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога и сбора.

Исходя из ч. 2 ст. 286 КАС РФ, п. 2 ст. 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций налоговым органом может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Разрешая требования административного истца о взыскании с административного ответчика указанных сумм и пени по страховым взносам и транспортному налогу, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок для подачи настоящего искового заявления в суд, поскольку срок для исполнения требования ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 02.02.2018г. был установлен до 22.02.2018г., то есть крайним сроком подачи искового заявления в суд является 22.08.2018г.

Таким образом, административным истцом уже на момент подачи заявления о вынесении судебного приказа был пропущен срок.

С исковым заявлением в Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ истец обратился лишь 04.10.2021г. При этом истцом заявлено о восстановлении процессуального срока на подачу искового заявления в суд.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как обращено внимание Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 30 января 2020 года N 12-О и N 20-О, установленные шестимесячные сроки и моменты начала их исчисления относятся к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлены необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.

При этом в соответствии с частями 4 - 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.

Из изложенного следует, что принудительное взыскание налога с физического лица допускается исключительно в судебном порядке в течение установленных законом сроков, а также при наличии к тому оснований (установленный факт наличия задолженности и др.); произвольное и бессрочное взыскание с налогоплательщика сумм налоговой задолженности, обращение налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа, действующим правопорядком не допускаются.

При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены, о чем указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года N 2465-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации". Установление указанных обстоятельств в силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относится к числу юридически значимых по административному делу, рассматриваемому в порядке главы 32 названного процессуального закона.

Свою просьбу о восстановлении процессуального срока истец мотивирует тем, что на момент истечения шестимесячного срока для подачи заявления о выдаче судебного приказа ФИО1 имел статус индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, ходатайства о восстановлении пропущенного срока взыскатель, обращаясь к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, не заявлял, о наличии предусмотренных законом оснований для этого не указывал и доказательств этому не представлял; в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный срок в установленном порядке мировым судьей не восстанавливался, каких-либо доказательств этому в ходе судебного разбирательства по настоящему делу не установлено; само по себе вынесение мировым судьей судебного приказа в отношении ФИО1 об этом не свидетельствует. Из совокупности собранных доказательств, уважительных причин пропуска данного срока, как и объективных данных об иной дате направления заявления о вынесении судебного приказа мировому судье, не установлено.

При этом суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила и сроки обращения как к мировому судьей о выдаче судебного приказа, так и в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Таким образом, правовых оснований для взыскания данной суммы с административного ответчика не имеется, следовательно, исковые требования административного истца удовлетворению не подлежат, в связи с чем суд считает необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства МИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу, - отказать.

В удовлетворении административного искового заявления МИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по требованиям:

- ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 10.01.2020г. по обязательным взносам на пенсионное страхование в размере 29354 руб., пени в размере 55,04 руб., взносам на обязательное медицинское образование в размере 6884 руб., пени в размере 12,91 руб.;

- ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 02.02.2018г. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 701,25 руб.;

- ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 18.01.2019г. по обязательным взносам на пенсионное страхование в размере 14646,30 руб., пени в размере 1924,87 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 5840 руб., пени в размере 377,58 руб.;

- ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 16.11.2018г. по уплате пени по транспортному налогу в размере 35,10 руб.;

- ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 26.06.2020г. по уплате задолженности по транспортному налогу в размере 405 руб., пени в размере 16,50 руб., а всего на сумму 60252,55 руб., - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья                        О.Ю.Буланцева

2а-2676/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №9
Ответчики
Зятьков Андрей Иванович
Суд
Тракторозаводский районный суд г. Волгоград
Судья
Буланцева Ольга Юрьевна
Дело на сайте суда
trac.vol.sudrf.ru
04.10.2021Регистрация административного искового заявления
04.10.2021Передача материалов судье
04.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее