Решение по делу № 2а-3459/2021 от 28.10.2021

57 RS0023-01-2021-005056-21

2а-3459/2021

Р Е Ш Е Н И Е

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2021 года г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,

при секретаре Карнюшкиной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Кульчикова Е.Д. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области о признании решений незаконными

УСТАНОВИЛ:

Кульчиков Е.Д. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее- Управление Росреестра по Орловской области) о признании решений незаконными, в обоснование которого указал, что им на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГ, заключенного с Сеничевым И.Г. приобретен дом, по адресу: <...> на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.

Договор купли- продажи дома удостоверен председателем исполкома Хотынецкого поселкового Совета народных депутатов Орловской области. Право собственности административного истца на жилой дом зарегистрировано ДД.ММ.ГГ

ДД.ММ.ГГ в целях внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее- ЕГРН) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости- земельном участке, по адресу: <...> представителем административного истца подано заявление к которому приобщены решение <...> народного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГ, договор купли- продажи от ДД.ММ.ГГ, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ, постановление администрации поселка <...> от ДД.ММ.ГГ №***.

ДД.ММ.ГГ административный истец обратился в Управление Росреестра по Орловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, содержащим просьбу о совместном рассмотрении с заявлением от ДД.ММ.ГГ, к которому приобщены те же документы, что и к заявлению от ДД.ММ.ГГ

В соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГ Управление Росреестра по Орловской области отказало во включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных документах сведений, позволяющих считать объект недвижимости ранее учтенным. Заявление же административного истца от ДД.ММ.ГГ административным ответчиком на основании уведомления от ДД.ММ.ГГ оставлено без рассмотрения в связи с непредоставлением документа об уплате государственной пошлины.

Административный истец считает решения Управления Россреестра по Орловской области незаконными, нарушающими его права.

Ссылаясь на обстоятельства, установленные приобщенным к заявлению решением Хотынецкого районного народного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГ, действующее на момент принятия решения суда законодательство, указывает, что до продажи дома Кульчикову Е.Д. прежний собственник владел земельным участком на праве бессрочного (постоянного пользования) на основании решения Хотынецкого райисполкома от ДД.ММ.ГГ, в связи с чем при переходе права собственности на дом к административному истцу перешло и право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком.

    Также, ссылаясь на положения статей 49, 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», полагает, что поскольку право постоянного (бессрочного пользования) на земельный участок возникло одновременно с приобретением дома, право собственности на который зарегистрировано 08 мая 2002 г., государственная пошлина за государственную регистрацию возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не уплачивается на основании подпункта 8 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ (далее- НК РФ).

    На основании изложенного, просил суд признать незаконным решение Управление Росреестра по Орловской области об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости- земельном участке, по адресу: <...>, обязать административного ответчика включить в ЕГРН сведения о ранее учтенном объекте недвижимости; признать незаконным решение Управление Росреестра по Орловской области о возврате заявления Кульчикова Е.Д. о государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, без рассмотрения; обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию права собственности Кульчикова Е.Д. на земельный участок, по адресу: <...>.

     В судебном заседании представитель административного истца Кульчиков Д.Е. поддержал административные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в административном иске и письменном отзыве на возражение административного ответчика, согласно которому считает неверным вывод административного ответчика об отсутствии документов необходимых для кадастрового учета земельного участка, поскольку с заявлением представлено решение Хотынецкого районного народного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГ, согласно которому земельный участок предоставлен С.И.Г. на основании решения Хотынецкого райисполкома от ДД.ММ.ГГ

    Также ходатайствовал о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей и почтовых расходов в размере <данные изъяты> рублей.

    Административный истец Кульчиков Е.Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще.

    Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Орловской области Фадеева Т.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, представила возражение на административное исковое заявление.

Согласно возражению, в результате проведения правовой экспертизы установлено, что в ЕГРН отсутствует информация о земельном участке, расположенном по адресу: <...>. Документ, содержащий сведения о том, что земельный участок, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, является ранее учтенным, отсутствовал. Из отдела поселковой работы администрации <...> также представлен ответ об отсутствии информации в отношении земельного участка, что свидетельствует и об отсутствии ранее осуществленного учета земельного участка.

    С учетом изложенного, на основании части 8 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственным регистратором принято решение об отказе во включении сведений о ранее учетном объекте недвижимости в ЕГРН.

     Также указала, что заявителем, в нарушение статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не была произведена оплата государственной пошлины на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, в связи с чем административным ответчиком принято решение о возврате прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения.

При этом позицию административного истца, представившего в орган регистрации постановление администрации поселка Хотынец от ДД.ММ.ГГ №*** как документ, подтверждающий ранее возникшее право на земельный участок, считает несостоятельной.

В связи с чем просит суд отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Административный соответчик государственные регистраторы прав Управления Росреестра по Орловской области Машкарина А.В., Чергик Л.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Представитель заинтересованного лица администрации Хотынецкого района Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Кульчикова Е.Д. по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее- КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами.

Аналогичные положения закреплены в части 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются положениями этого федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», а также Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» государственным органом, осуществляющим полномочия по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав, ведению Единого государственного реестра недвижимости и предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы.

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся среди прочего проверка действительности поданных заявителем документов, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (часть 3 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей (пункт 1 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 4 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно пункту 4 статьи 7 названного Федерального закона орган регистрации прав вносит в ЕГРН сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статьей 14 данного Федерального закона также предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5).

В случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 указанного закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено названным Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости (часть 5 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно части 1 статьи 49 указанного Федерального закона документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются: акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Частью 9 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГ представитель Кульчикова Е.Д. Кульчиков Д.Е. обратился в Управление Росреестра по Орловской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <...> части внесения сведений о ранее учтенном объекте. В соответствии с описью документов, принятых для оказания государственной услуги, к заявлению представлены свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...>; договор купли- продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГ, удостоверенный исполкомом Хотынецкого поселкового Совета народных депутатов <...> по условиям которого Кульчиков Е.Д. приобрел у С.И.Г. жилой дом, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.; постановление главы администрации поселка Хотынец Орловской области № 69 от 22 апреля 2002 г. «О приватизации земельного участка в собственность Кульчикову Е.Д.» которым постановлено приватизировать земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.; решение <...> народного суда <...> от ДД.ММ.ГГ по гражданскому делу по иску С.И.Г. к С.С.Т. о признании завещания недействительным которым, в том числе, С.И.Г. признан собственником домовладения, расположенного в <...>, и в котором имеется указание на наличие в деле решения Хотынецкого райисполкома от ДД.ММ.ГГ о выделении земельного участка для строительства жилого дома С.И.Г.

Пунктом 2 Порядка и сроков направления органом регистрации прав запросов о представлении документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него, утвержденного, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 марта 2016 г. № 89 (далее- Порядок), предусмотрено, что запрос о представлении документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него (далее - запрос), направляется в органы, осуществляющие хранение сведений и документов, в случае отсутствия сведений о таком ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН или если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости и (или) необходимости получения дополнительной информации о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении в орган регистрации прав заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости без приложения к нему документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» <1>, либо при наличии оснований для отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 8 статьи 69 Закона.

В соответствии с пунктом 4 Порядка, запросы направляются в отношении ранее учтенных земельных участков в орган государственной власти, орган (органы) местного самоуправления, на территории которых находится объект недвижимости.

ДД.ММ.ГГ должностным лицом Управления Росреестра по Орловской области направлен межведомственный запрос в администрацию Хотынецкого района Орловской области и администрацию поселка Хотынец о предоставлении копии документа, подтверждающего ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости, либо устанавливающий или подтверждающий право на него и представленный соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...>, предоставленного С.И.Г. или Кульчикову Е.Д. в пользование.

ДД.ММ.ГГ администрацией <...> дан ответ №***, согласно которому отсутствует запрашиваемая информация в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...>

Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН в случаях, предусмотренных частью 8 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Пункт 2 части 8 статьи 69 указанного Федерального закона устанавливает, что орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.

По результатам рассмотрения заявления и представленных документов, ДД.ММ.ГГ государственным регистратором права Управления Росреестра по Орловской области Машкариной А.В. принято решение в форме уведомления №*** об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости земельном участке, расположенном по адресу: <...>, на основании части 8 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», поскольку в представленных документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства с учетом приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о законности принятого должностным лицом Управления Росреестра по Орловской области решения об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке, поскольку Кульчиковым Д.Е. при подаче заявления о государственной регистрации права не представлен документ, содержащий сведения о том, что земельный участок, о государственном кадастровом учете которого подано заявление, является ранее учтенным, соответствующий пункту 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», части 1 статьи 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и такие сведения не представлены по запросу административного ответчика органом местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости- администрацией Хотынецкого района Орловской области.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что доводы представителя административного истца и представленное в их подтверждение решение <...> народного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГ по гражданскому делу по иску С.И.Г. к С.С.Т. о признании завещания недействительным, также не является правоустанавливающим или правоудостоверяющим документом на земельный участок, в отношении которого подано заявление о государственном кадастровом учете, поскольку судебным актом не признавалось право собственности или иное вещное право на земельный участок. Само решения Хотынецкого райисполкома от ДД.ММ.ГГ о выделении земельного участка для строительства жилого дома, указание о котором содержится в решении суда, заявителем представлено не было. Следовательно, приобщенные к заявлению документы и полученные на основании межведомственного запроса сведения не влекут возможность внесение в ЕГРН сведений о названном земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости.

В связи с чем суд приходит к выводу о том, что поскольку решение государственного регистратора права Управления Росреестра по <...> соответствует пункту 2 части 8 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», является обоснованным, не нарушает норм действующего законодательства, следовательно правовых оснований для удовлетворения административного иска Кульчикова Е.Д. в рассматриваемой части не имеется.

Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГ представителем Кульчикова Е.Д. Кульчиковым Д.Е. подано заявление в адрес административного ответчика о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок для совместного рассмотрения с его заявлением от ДД.ММ.ГГ, к которому приложены документы, являющиеся приложением к заявлению от ДД.ММ.ГГ

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина уплачивается в следующих размерах- за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта для физических лиц - 2 000 рублей.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимости.

При этом представителем Кульчиковым Д.Е. при обращении ДД.ММ.ГГ не был приобщен документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права.

Вместе с тем, как указано выше, заявителем ни при подаче заявления от ДД.ММ.ГГ, ни при подаче заявления от ДД.ММ.ГГ не представлен документ, подтверждающий предоставление земельного участка и ранее возникшее, до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право в отношении этого земельного участка.

Часть 3 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, возвращаются без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

Поскольку Кульчиковым Е.Д. не была произведена оплата государственной пошлины, на основании указанной нормы Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственным регистратором права Ч.Л.Н. ДД.ММ.ГГ принято решение в форме уведомления о возврате заявления о государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, без рассмотрения.

Приобщенное к заявлениям постановление администрации поселка <...> №*** от ДД.ММ.ГГ «О приватизации земельного участка в собственность Кульчикову Е.Д.», издано после введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Довод представителя административного истца со ссылкой на положения пункта 1 части 2 статьи 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», по мнению суда, в рассматриваемом случае не свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных подпунктом 8 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ, для освобождения Кульчикова Е.Д. от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права.

В связи с чем, суд приходит к выводу и о законности принятого должностным лицом Управления Росреестра по Орловской области решения о возврате прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения, поскольку принятое решение соответствует требованиям Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно статье 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами.

Частью 1 статьи 111 КАС РФ определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса.

Поскольку в удовлетворении административных исковых требований Кульчикова Е.Д. отказано, требование о взыскании понесенных судебных издержек также не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Кульчикова Е.Д. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области о признании решений незаконными оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в Орловский областной суд.

Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГ

    Председательствующий Т.Н.Горбачева

2а-3459/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кульчиков Евгений Дмитриевич
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области
Другие
Администрация Хотынецкого района Орловской области
Кульчиков Дмитрий Евгеньевич
Суд
Советский районный суд г. Орел
Судья
Горбачева Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
28.10.2021Регистрация административного искового заявления
01.11.2021Передача материалов судье
01.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2021Подготовка дела (собеседование)
18.11.2021Подготовка дела (собеседование)
18.11.2021Рассмотрение дела начато с начала
18.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
09.12.2021Судебное заседание
23.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее