Дело № 2-4305/2022 УИД 77RS0002-02-2022-004881-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Сочи 15 ноября 2022 года
Мотивированное решение изготовлено: 22 ноября 2022 года.
Адлерский районный суд г. Сочи в составе
Председательствующего судьи Федорова Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО5
с участием представителя истца помощника Сочинского транспортного прокурора – ФИО6
представителя ответчика – ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сочинского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Сочинский транспортный прокурор обратился в суд к ОАО «РЖД» с иском об обязании совершить определенные действия.
В обоснование своих требований указала, что Сочинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о беспрепятственном доступе маломобильных групп населения, в том числе лиц пожилого возраста, с ограниченными возможностями, инвалидов, пешеходов с колясками и детей, к объекту транспортной инфраструктуры – пассажирской платформе остановочного пункта «Известия» Северо-Кавказской региональной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее – Дирекция пассажирских обустройств), в ходе которой установлено невыполнение мероприятий, направленных в первую очередь на создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры, нарушает права и законные интересы не только указанной категории граждан, но и иных граждан и маломобильных групп населения, в том числе лиц пожилого возраста, с ограниченными возможностями, пешеходов с колясками и детей. С целью устранения указанных нарушений требований законодательства о беспрепятственном доступе маломобильных групп населения к объекту транспортной инфраструктуры - пассажирской платформе остановочного пункта «Известия», Сочинской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Дирекции пассажирских обустройств вносилось представление об устранении указанных нарушений законодательства, однако, до настоящего времени конкретных мер с целью устранения отмеченных нарушений закона не принято.
Бездействие ОАО «РЖД» в лице Дирекции пассажирских обустройств, нарушает требования ч. 1 ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ, согласно которой организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц.
Нарушения закона о защите прав инвалидов не относятся к конструктивным особенностям остановочной платформы или его капитальной реконструкции, но при этом препятствуют в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения пользоваться предоставляемыми перевозчиками услугами, что нарушает их права и интересы на равное с другими участие в жизни общества.
С учетом того, что отсутствие специальных устройств на платформе, существенно нарушает права пассажиров, имеющих инвалидность, на получение услуги по перевозке железнодорожным транспортом в надлежащих условиях, истец просит обязать ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской региональной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить в полном объёме допущенные нарушения, выразившиеся в невыполнении требований о создании беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к железнодорожной пересадочной пассажирской платформе «Известия» путём: оборудования платформы ровным не скользким покрытием в соответствии с требованиями п. 5.1.11 СП 59.13330.2016; установления ширины пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках в соответствии с требованиями п.п. 5.1.5, 5.1.7 СП 59.13330.2016; приведения в соответствии с требованиями п.п. 5.1.11, 5.1.14, 5.1.15 СП 59.13330.2016 толщины шва в перекрытии из плит, съезда/заезда с площадки и уклона, а также поручней пандуса; оборудования на посадочной площадке в зоне ожидания, места для инвалида-колясочника в соответствии с требованиями п. 6.1.5 СП 59.13330.2016.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, указывая, что работы по капитальному ремонту платформы поводились в 2007, 2013 годах, до введения в действие законодательства о создании беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам инфраструктуры, представила возражения не исковое заявление.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» (далее – Закон № 18-ФЗ) перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах. Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии, соответствовать требованиям градостроительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Согласно ст. 80.1 Закона № 18-ФЗ перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ), социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона № 181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Статья 15 Закона № 181-ФЗ устанавливает, что организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры, беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты транспортной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 № 689-О-О вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Пункт 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ) устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессом эксплуатации, в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона № 384-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 384-ФЗ Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона № 384-ФЗ.
Согласно п. 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1252, в указанный перечень включен Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Министерством строительства Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр (далее - СП 59.13330.2016).
Согласно пункту 1.2 СП 59.13330.2012 и пункту 4.1 СП 59.13330.2016 требования названных документов необходимо учитывать при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».
Под «разумным приспособлением» понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (статья 2 Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, пункт 3.38 СП 59.13330.2016).
В соответствии с п. 5.1.7 СП 59.13330.2016, ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях сложившейся застройки в затесненных местах допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пешеходного пути движения до 1,2 м. При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,0х1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках.
Продольный уклон путей движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, не должен превышать 5%, поперечный - 2%.
Согласно п. 5.1.10 СП 59.13330.2016, тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, следует размещать на расстоянии 0,8-0,9 м до препятствия, доступного входа, начала опасного участка, перед внешней лестницей и т.п. Глубина предупреждающего указателя должна быть в пределах 0,5-0,6 м и входить в общее нормируемое расстояние до препятствия. Указатель должен заканчиваться до препятствия на расстоянии 0,3 м. Указатели должны иметь высоту рифов 5 мм.
Вокруг отдельно стоящих опор, стоек или стволов деревьев, расположенных на путях следования, вместо типовых предупреждающих указателей допускается применять сплошное круговое предупредительное мощение, укладку плоских приствольных решеток с расстоянием между внешним и внутренним диаметрами не менее 0,5 м или обустройство круговых тактильно-контрастных указателей глубиной 0,5-0,6 м.
Пунктом 5.1.11 СП 59.13330.2016 предусмотрено, что покрытие пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН.
Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.
В соответствии с пп. 5.1.14, 5.1.15 СП 59.13330.2016, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон - не круче 1:20 (5%).
При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН.
На путях движения к сооружениям временной инфраструктуры в горной местности на перепадах высот 3,0 м и более допускается применение пандусов ненормативной длины для обеспечения доступных путей движения и эвакуации инвалидов и МГН при наличии сопровождающих лиц.
Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5х1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5х1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.
Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости.
Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах ±0,03 м.
При проверке железнодорожной пересадочной пассажирской платформы «Известия» установлено, что вопреки требованиям ч. 1 ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ, п.п 5.1.7, 5.1.10, 5.1.11, 5.1.14, 5.1.15 СП 59.13330.2016 отсутствуют: тактильно-контрастный предупреждающий указатель; ровное твердое не скользкое покрытие; ширина пути составляет менее 2,0 м., что не соответствует установленным требованиям; не соответствуют установленным требованиям толщина шва в перекрытии из плит, съезд/заезд с площадки, уклон и поручни пандуса; на посадочной площадке в зоне ожидания отсутствует место для инвалида – колясочника.
В судебном заседании установлено, что по результатам проведенной Сочинской транспортной прокуратурой проверка соблюдения требований законодательства о беспрепятственном доступе маломобильных групп населения, в том числе лиц пожилого возраста, с ограниченными возможностями, инвалидов, пешеходов с колясками и детей, к объекту транспортной инфраструктуры – пассажирской платформе остановочного пункта «Известия» Северо-Кавказской региональной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» установлено невыполнение мероприятий, направленных на создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры.
Направленное Сочинской транспортной прокуратурой 14.05.2021 в адрес Дирекции пассажирских обустройств представление об устранении указанных нарушений законодательства оставлено без удовлетворения. Конкретных мер с целью устранения выявленных нарушений закона ответчиком не принято.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Как указано в ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно требований ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
При этом доводы ответчика не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания и опровергаются материалами дела, а так же установленными в судебном заседании обстоятельствами.
На основании исследования и оценки в совокупности представленных сторонами доказательств, суд приходит к убеждению, что ответчиком требования законодательства о беспрепятственном доступе маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры не исполнены, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан и маломобильных групп населения, в том числе лиц пожилого возраста, с ограниченными возможностями, пешеходов с колясками и детей.
При таком положении суд считает, что исковые требования Сочинского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.
Поскольку согласно ст. 89 ГПК РФ, ст. 333.36 НК истец при подаче иска освобожден от уплаты государственно пошлины, то возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела, осуществляется по правилам ст. 103 ГПК РФ за счет ответчика, а также в порядке и размерах, предусмотренных ст.ст. 333.19 – 333.20 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 5.1.11 ░░ 59.13330.2016;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. 5.1.5, 5.1.7 ░░ 59.13330.2016;
- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. 5.1.11, 5.1.14, 5.1.15 ░░ 59.13330.2016 ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░/░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 6.1.5 ░░ 59.13330.2016.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░