Решение по делу № 2а-112/2019 от 09.10.2019

    ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

    Дело № 3а-112/2019

    УИД 75OS0000-01-2019-000388-43

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    29 ноября 2019 года                                    г. Чита

    Забайкальский краевой суд в составе:

    председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

    при секретаре Бянкиной Т.А.,

    с участием:

    представителей административного ответчика Законодательного Собрания Забайкальского края Калининой Е.В., Дербеневой Р.Г.,

    представителя административного ответчика Губернатора Забайкальского края Вейт А.В.,

    прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Вециной Т.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алферина Р.А. о признании недействующей статьи 7 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» в части отсутствия указаний о сроках формирования и распределения специализированного жилищного фонда во взаимосвязи с количеством лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

    установил:

    Закон Забайкальского края от 18 декабря 2009 № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 315-ЗЗК, Закон Забайкальского края от 18 декабря 2009 № 315-ЗЗК) принят Законодательным Собранием Забайкальского края 16 декабря 2009 года, подписан Губернатором Забайкальского края 18 декабря 2009 года, опубликован в газете «Забайкальский рабочий» от 21 декабря 2009 года № 239-242 (25444-25447). Оспариваемая статья 7 Закона № 315-ЗЗК действует в редакции Законов Забайкальского края от 26 декабря 2012 года № 774-ЗЗК, от 9 апреля 2014 года № 963-ЗЗК, от 25 сентября 2014 года № 1044-ЗЗК, от 3 апреля 2019 года № 1708-ЗЗК, опубликованных в газетах «Забайкальский рабочий» от 28 декабря 2012 года № 248, от 14 апреля 2014 года № 70, от 30 сентября 2014 года № 185, на «Официальном интернет-портале правовой информации» 4 апреля 2019 года (www.pravo.gov.ru).

    Статья 7 Закона № 315-ЗЗК устанавливает дополнительные гарантии прав детей-сирот, лиц из числа детей-сирот на имущество и жилое помещение.

    5 августа 2019 года Алферин Р.А. в лице представителя по доверенности Лиманского Д.В. обратился в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, уточненным 19 августа 2019 года, в котором просит признать недействующей с даты принятия статью 7 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» в части отсутствия указаний о сроках формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда во взаимосвязи с количеством лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, решением суда на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность предоставить ему жилое помещение, однако до настоящего времени решение суда не исполнено. Полагает, что оспариваемая статья 7 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2019 года № 315-ЗЗК противоречит статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку не предусматривает указаний на сроки формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда во взаимосвязи с количеством лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, что позволяет должностным лицам, на которых возложена обязанность обеспечения жильем сирот и приравненных к ним лиц, исполнять требования федерального законодательства по необходимости на свое усмотрение и безнаказанно блокировать исполнение решений. Постановления Правительства Забайкальского края, принятые во исполнение положений Закона № 315-ЗЗК, также не предусматривают указаний на сроки формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда во взаимосвязи с количеством лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Кроме того, административный истец полагает, что оспариваемая норма содержит коррупциогенные факторы, такие как широта дискреционных полномочий и отсутствие или неполнота административных процедур.

    В письменных возражениях представитель Законодательного Собрания Забайкальского края Дорожкова Л.В. в удовлетворении заявленных требований просит отказать. В обоснование своих доводов указывает, что порядок и процедура принятия, правила введения в действие оспариваемого закона соблюдены, часть 1 статьи 7 Закона № 315-ЗЗК носит исключительно бланкетный характер и не содержит конкретных норм, регулирующих порядок формирования и распределения специализированного жилищного фонда в Забайкальском крае, что не свидетельствует о несоответствии указанной статьи федеральному законодательству и не является коррупциогенным фактором. Полагает, что действующим федеральным законодательством не предусмотрена необходимость на уровне субъекта Российской Федерации законодательно закреплять сроки формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда во взаимосвязи с количеством лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Отдельные положения по формированию и распределению специализированного жилищного фонда закреплены в Порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края, утвержденном постановлением Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2013 года № 90.

    Представитель Губернатора Забайкальского края Лепшина Е.А. в письменном отзыве также полагает требования административного истца не подлежащими удовлетворению по доводам, аналогичным в возражениях Законодательного Собрания Забайкальского края, дополнительно указывая, что сроки и порядок формирования специализированного жилищного фонда в Забайкальском крае определены, в том числе в Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденном постановлением Правительства Забайкальского края от 22 января 2013 года № 22.

    В судебное заседание административный истец Алферин Р.А., и его представитель Лиманский Д.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. Алферин Р.А. представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором заявленные требования поддерживал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

    Представители административного ответчика Законодательного Собрания Забайкальского края Калинина Е.В., Дербенева Р.Г. с требованиями административного истца не согласились, поддержали письменные возражения, дали пояснения, аналогичные изложенным, дополнительно пояснили, что сроки и порядок формирования специализированного жилищного фонда в Забайкальском крае содержатся в пунктах 2 (1), 17 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2013 года № 90, и в пункте 4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 22 января 2013 года № 22.

    Представитель административного ответчика Губернатора Забайкальского края Вейт А.В. с требованиями административного истца также не согласилась, поддержала письменный отзыв на административное исковое заявление, дала дополнительные пояснения, аналогичные приведенным представителями Законодательного Собрания Забайкальского края.

    На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и его представителя.

    Выслушав объяснения представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 20 КАС РФ административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции.

    Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 21 КАС РФ.

    Часть 1 статьи 208 КАС РФ наделяет правом обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

    Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 12 февраля 2014 года Алферин Р.А., <Дата> года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края. Решением Центрального районного суда г. Читы от 11 сентября 2018 года на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность предоставить Алферину Р.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 25 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору специализированного найма жилого помещения на территории городского округа «Город Чита».

    Таким образом, Закон Забайкальского края от 18 декабря 2009 № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» непосредственно затрагивает права и интересы административного истца, который в силу части 1 статьи 208 КАС РФ обладает правом на предъявление в суд административного искового заявления о признании указанного закона недействующим.

    Конституция Российской Федерации гарантирует каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Согласно пунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

    Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также – Федеральный закон № 159-ФЗ).

    В соответствии пунктами 1, 9 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

    Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

    Статьей 11 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.

    Таким образом, федеральным законодателем предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Порядок, обеспечивающий своевременное обеспечение детей-сирот такими жилыми помещениями, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При этом установленный законом субъекта порядок не должен ограничивать права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо существенно затруднять реализацию прав, установленных Федеральным законом.

    Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти Забайкальского края дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, с выплатой ежемесячного денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, ежемесячными денежными выплатами на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях регулируются Законом Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей».

    Действуя в пределах своих полномочий, Законодательное Собрание Забайкальского края 16 декабря 2009 года приняло Закон Забайкальского края № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей».

    Названный закон был принят на заседании законодательного органа в двух чтениях при наличии кворума (37 депутатов) большинством голосов от установленного числа депутатов (34 из 50) с соблюдением положений, закрепленных в статьях 25, 26, 30, 50 Устава Забайкальского края, Закона Забайкальского края от 29 октября 2008 года № 68-ЗЗК «О Законах Забайкальского края», что подтверждается выпиской из протокола № 16 от 16 декабря 2009 года, подписан Губернатором Забайкальского края 19 декабря 2009 года и опубликован в печатном издании газете «Забайкальский рабочий» № 239-243 (25444-25447) от 21 декабря 2009 года, вступил в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

    При таком положении, суд находит установленным соблюдение административными ответчиками порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, принятого в пределах имеющихся полномочий.

    Согласно части 1 статьи 7 Закона № 315-ЗЗК детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Забайкальского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

    Порядок формирования специализированного жилищного фонда Забайкальского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Забайкальского края не утвержден. Отдельные вопросы, касающиеся предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края, урегулированы в принятых Правительством Забайкальского края постановлениях:

    постановление Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2013 года № 90 «О Порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края» (далее также – Порядок № 90);

    постановление Правительства Забайкальского края от 22 января 2013 года № 22 «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    Порядок, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2013 года № 90, определяет правила предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края.

    В пунктах 3, 7, 7(1), 14, 16, 17 Порядка № 90 регламентированы действия уполномоченных исполнительных органов государственной власти Забайкальского края по рассмотрению заявлений о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда:

    жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Забайкальского края, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 3);

    решения о предоставлении жилых помещений лицам, включенным в Список, принимает Минсоцзащиты Забайкальского края в соответствии с заявлением лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, о согласии заключения договора найма специализированного жилого помещения, предложенного по определенному адресу места нахождения. Заявление регистрируется в день поступления (пункт 7);

    в случае, если принятие решения о предоставлении жилых помещений осуществляется в отношении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, а также лиц, ранее относившихся к указанным категориям, которые были приняты органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2013 года. Минсоцзащиты Забайкальского края в течение десяти рабочих дней со дня поступления всех документов, указанных в настоящем пункте, в том числе документов, полученных с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия, организует их рассмотрение и принимает решение о предоставлении жилых помещений;

    Минсоцзащиты Забайкальского края в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения: 1) выдает или направляет решение лицу, в отношении которого оно принято; 2) направляет копию решения о предоставлении жилого помещения в Департамент имущества Забайкальского края (пункт 14);

    решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Порядка, является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения (пункт 16);

    заключение договоров найма специализированных жилых помещений осуществляется Департаментом имущества Забайкальского края в течение тридцати рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения. Департамент имущества Забайкальского края в течение десяти рабочих дней со дня заключения договоров найма специализированных жилых помещений направляет их копии в Минсоцзащиты Забайкальского края (пункт 17).

    Из вышеприведенных положений следует, что при достижении возраста 18 лет (иных предусмотренных законом условиях) лица, относящиеся к числу детей-сирот, обращаются в уполномоченный государственный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, которое регистрируется в день поступления. Решение о предоставлении жилого помещения, с учетом положений пункта 7(1), принимается не позднее десяти рабочих дней со дня поступления всех необходимых документов, и в течение десяти дней направляется в Департамент имущества Забайкальского края, которое заключает договор найма специализированного жилого помещения в течение тридцати рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вопросы распределения специализированного государственного жилищного фонда в Забайкальском крае урегулированы названным нормативным правовым актом, а именно постановлением Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2013 года № 90 «О Порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края», принятым во исполнение положений Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК, а не прописаны непосредственно в данном законе, содержащем отсылочную норму, что не свидетельствует о несоответствии статьи 7 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК Федеральному закону № 159-ФЗ или иному федеральному нормативному правовому акту, регулирующему отношения в названной сфере.

    Вместе с тем с доводами административных ответчиков о том, что статья 7 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК имеется отсылочный характер и в части сроков формирования специализированного государственного жилищного фонда во взаимосвязи с количеством лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и данные вопросы урегулированы постановлениями Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2013 года № 90 и от 22 января 2013 года № 22, суд согласиться не может по следующим основаниям.

    Согласно пункту 2(1) Порядка № 90 решение о включении в специализированный жилищный фонд Забайкальского края жилого помещения, построенного и (или) приобретенного в собственность Забайкальского края для предоставления лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, принимается Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в течение тридцати рабочих дней с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве собственности Забайкальского края на соответствующее жилое помещение.

    Департамент имущества Забайкальского края в течение десяти рабочих дней с даты принятия решения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Забайкальского края направляет его копию в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (пункт 17).

    Порядок, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 22 января 2013 года № 22, определяет взаимодействие исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при решении отдельных вопросов формирования специализированного жилищного фонда Забайкальского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В соответствии с пунктами 4, 5, 6, 7, 8 данного Порядка мероприятия по формированию специализированного жилищного фонда осуществляются следующими исполнительными органами государственной власти Забайкальского края: Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края; Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края; Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края; Государственной инспекцией Забайкальского края.

    Минсоцзащиты Забайкальского края: 1) определяет потребность в жилых помещениях по муниципальным образованиям Забайкальского края исходя из количества детей-сирот, которые включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и приобрели право на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда; 2) представляет Департаменту имущества Забайкальского края и Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края информацию, необходимую для осуществления закупки жилых помещений и (или) работ по строительству (участие в долевом строительстве) жилых помещений; 3) ежегодно в установленном порядке оформляет бюджетные заявки на выделение бюджетных ассигнований из краевого бюджета для финансирования мероприятий по приобретению и (или) строительству (участию в долевом строительстве) жилых помещений; 4) осуществляет в установленном порядке действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам; 5) направляет специалистов для участия в проведении экспертизы соответствия жилых помещений, приобретаемых на рынке жилья, условиям государственных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот.

    Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края: 1) на основании информации Минсоцзащиты Забайкальского края о потребности в жилых помещениях, учитывая состояние рынка готового и (или) строящегося жилья, возможность осуществления строительства в соответствующем муниципальном образовании, в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка определяет способ приобретения жилых помещений в собственность края в разрезе муниципальных образований; 2) осуществляет закупку работ по строительству (участие в долевом строительстве) жилых помещений, а также приобретение объектов недвижимого имущества (жилых помещений), которые будут созданы в будущем.

    Департамент имущества Забайкальского края: 1) готовит и вносит в установленном порядке в Правительство Забайкальского края проекты распоряжений Правительства Забайкальского края о приобретении в собственность Забайкальского края жилых помещений на рынке готового жилья; 2) осуществляет через подведомственное государственное казенное учреждение закупку жилых помещений в собственность Забайкальского края и экспертизу соответствия жилых помещений, приобретенных на рынке жилья, условиям государственных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот; 3) регистрирует в установленном порядке право собственности Забайкальского края на приобретенные (построенные) жилые помещения; 4) принимает решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд; 5) направляет копии решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд в Минсоцзащиты Забайкальского края для осуществления в установленном порядке действий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам; 6) определяет порядок проведения экспертизы соответствия жилых помещений, приобретенных на рынке жилья, условиям государственных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот.

    Государственная инспекция Забайкальского края определяет и направляет экспертов для проведения экспертизы соответствия жилых помещений, приобретаемых на рынке жилья, условиям государственных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот.

    Таким образом, проанализировав положения статьи 7 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК, а также принятых во исполнение данного закона постановлений Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2013 года № 90 «О Порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края» и от 22 января 2013 года № 22 «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд приходит к выводу об отсутствии в оспариваемом Законе Забайкальского края четкого правового регулирования порядка формирования специализированного жилищного фонда, поскольку ни оспариваемый закон, ни принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Правительства Забайкальского края не содержат сроков формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, что существенно затрудняет реализацию установленного федеральным законодателем права данной категории граждан на немедленное получение жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет или наступления иных предусмотренных законом оснований.

    Указанные постановления Правительства Забайкальского края лишь содержат отдельные положения, касающиеся сроков включения в специализированный жилищный фонд Забайкальского края жилых помещений, построенных и (или) приобретенных в собственность Забайкальского края, но не содержат норм, регламентирующих сроки формирования специализированного жилищного фонда в целях своевременного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом имеющейся потребности в жилых помещениях.

    Кроме того, с учетом положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и подпункта «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, статья 7 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК содержит такой коррупциогенный фактор как широта дискреционных полномочий ввиду отсутствия сроков формирования специализированного жилищного фонда.

    Отсутствие надлежащего правового регулирования существенно затрудняет реализацию установленного федеральным законодателем права детей-сирот на немедленное получение жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае наступления иных оснований, предусмотренных законом, что противоречит положениям Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ. Так административный истец Алферин Р.А., <Дата> года рождения, включенный 12 февраля 2014 года в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и приобрели право на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда, до 2018 года жилым помещением обеспечен не был, в связи с чем обратился за защитой своих прав в судебном порядке. Вместе с тем решение Центрального районного суда г. Читы от 11 сентября 2018 года о предоставлении Алферину Р.А. жилого помещения до настоящего времени также не исполнено.

    При этом положения постановлений Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2013 года № 90 и от 22 января 2013 года № 22, на которые ссылаются административные ответчики, по мнению суда, не свидетельствуют о достаточном правовом регулировании порядка формирования специализированного государственного жилищного фонда области, поскольку, как указывалось выше, содержат лишь отдельные нормы в данное сфере, как таковой же порядок формирования специализированного жилищного фонда Забайкальского края, устанавливающий своевременное обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, на территории Забайкальского края не утвержден.

    При таком положении суд полагает административные исковые заявления Алферина Р.А. о признании недействующей статьи 7 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» подлежащими частичному удовлетворению, а именно, в той мере, в какой в ней отсутствует указание о сроках формирования специализированного государственного жилищного фонда в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации. В остальной части заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

    Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся, на основании его положений были реализованы права граждан, суд считает возможным признать оспариваемую норму не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.

    В связи с удовлетворением требований о признании части оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с административного ответчика Законодательного Собрания Забайкальского края в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 300 рублей.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    решил:

административное исковое заявление Алферина Р.А. удовлетворить частично.

Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 7 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» в той мере, в какой в ней отсутствует указание о сроках формирования специализированного государственного жилищного фонда в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В остальной части требования Алферина Р.А. оставить без удовлетворения.

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете «Забайкальский рабочий» и на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф ).

Взыскать с Законодательного Собрания Забайкальского края в пользу Алферина Р.А. сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья                                       О.Ч. Цыдендамбаева

    Мотивированное решение составлено 6 декабря 2019 года.

01.09.2020Регистрация административного искового заявления
01.09.2020Передача материалов судье
01.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2020Судебное заседание
19.11.2019Судебное заседание
24.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее