Гр.д. №2-2294/2024
УИД: 04RS0021-01-2024-004216-43
Решение в окончательной форме изготовлено 19 августа 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2024 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Помишиной Л.Н., при секретаре Балдановой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2294/2024 по исковому заявлению Прокурора Советского района г. Улан-Удэ к ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», Министерству культуры Республики Бурятия о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Советского района г. Улан-Удэ согласно просил обязать Министерство культуры Республики Бурятия в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: организовать обеспечение оборудования здания Историко-краеведческого центра им. М.Н. Хангалова ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Профсоюзная, 29, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; организовать обеспечение оборудования здания Художественного центра им. Ц.С. Сампилова ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Куйбышева, 29, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу: оборудовать здание Историко-краеведческого центра им. М.Н. Хангалова ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Профсоюзная, 29, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оборудовать здание Художественного центра им. Ц.С. Сампилова ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Куйбышева, 29, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей и выявлены нарушения в деятельности ГАУК РБ «Национальный музей РБ», осуществляющим мероприятия с участием детей. Так, двум объектам Историко-краеведческий центр им. М.Н. Хангалова, Художественный центр им. Ц.С. Сампилова ГАУК РБ по результатам обследования присвоена 2 категория опасности. В нарушение пп. «з» п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности объекты музея не оборудованы системой оповещения работников и посетителей объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании представитель Прокурора Советского района г. Улан-Удэ прокурор Жамбалова Р.С. исковые требования поддержала в полном объеме, нарушения до настоящего времени не устранены.
Представитель ответчика ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия» по доверенности Норбоев А.В. с исковыми требованиями согласился, факт отсутствия истребуемой системы оповещения на объектах подтвердил, отметил, что у музея отсутствуют денежные средства на приобретение системы экстренного оповещения, учредителю подавались заявки.
Представитель ответчика Министерства культуры Республики Бурятия по доверенности Босхолова Т.Б. с заявленными требованиями согласилась, подтвердила, что Министерство является учредителем, ими подана заявка на сентябрьскую сессию Народного Хурала РБ о выделении денежных средств.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46). При этом, исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.
В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 2 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Абзацем седьмым статьи 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ одними из основных начал гражданского законодательства являются, в том числе неприкосновенность собственности, обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебная защита.
В силу пункта 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно части 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются:осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» определяет, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 года № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
В силу пункта 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) согласно подпунктам "а", "в" пункта 17 Требований обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Мероприятия по антитеррористической защищенности объектов (территорий) определены пунктами 20 - 25(2) Требований.
Так, в соответствии с пунктом 20 названных Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Как установлено подпунктом «з» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется, в частности, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В силу пп. 7 п. 2 ст. 5.1 Федерального закона «О противодействии терроризму» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации организует выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
Согласно пунктам 7 и 12 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму.
В силу частей 3 и 3.1 статьи 5, части 2 статьи 5.1 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации организует выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности (то есть состоянию защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующему совершению террористического акта) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Данные положения свидетельствуют о наличии у органов исполнительной власти субъектов РФ обязанности финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму в отношении объектов (территорий), находящихся в собственности субъекта РФ.
В свою очередь ограничение права собственности, в том числе права владения, пользования и распоряжения движимыми и недвижимыми объектами строительства, может быть установлены законом в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что согласно Уставу ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия» названное учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой из республиканского бюджета путем предоставления субсидий и иных не запрещенных законодательством источников.
Согласно п. 1.5 Устава учредителем и собственником имущества учреждения является Республика Бурятия. Полномочия учредителя от имени Республики осуществляетМинистерство культуры Республики Бурятия.
К компетенции учредителя относятся, в том числе финансовое обеспечение деятельности учреждения (п. 3.4, 3.6, 3.7 Устава).
По результатам прокурорской проверки установлено и ответчиками не оспаривалось, что двум объектам ГАУК РБ «Национальный музей РБ» - Историко-краеведческий центр им. М.Н. Хангалова, Художественный центр им. Ц.С. Сампилова ГАУК РБ по результатам обследования присвоена 2 категория опасности.
В нарушение вышеприведенных норм объекты музея не оборудованы системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ 29 декабря 2023 года директору ГАУК РБ «Национальный музей РБ» внесено представление об устранении нарушений закона.
В ответ на представление директор ГАУК РБ «Национальный музей РБ» от 26 января 2024 года, от 11 июня 2024 года уведомил прокурора района о том, что в рамках устранения нарушений 18 января 2024 года Учреждением направлено письмо в адрес Министерства культуры РБ о выделении денежных средств, поскольку за счет собственных средств исполнить представление не представляется возможным. Министерством культуры РБ в рамках подготовки к июньской сессии НХ РФ направлена бюджетная заявка о выделении денежных средств по установке оборудования системы экстренного оповещения, которая была отклонена.
Как указывалось ранее полномочия Учредителя ГАУК РБ «Национальный музей РБ» от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство культуры РБ и из пункта 2.2, 2.3, 3.69.5.3, 3.46 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 сентября 2015 № 490, следует, что задачами Министерстваявляется создание условий для реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, надоступ к культурным ценностям, создание условий для равного развития культур всех проживающих на территории Республики Бурятия народов и иных этнических общностей; совершенствование правового, организационного, экономического механизмов функционирования в установленной сфере деятельности; Министерство организует выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности Республики Бурятия или в ведении Министерства;осуществляет в пределах предоставленных полномочий управление подведомственными учреждениями, осуществляет экономический анализ их деятельности, проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных казенных и бюджетных учреждений, проводит проверки выполнения государственного задания в подведомственных автономных учреждениях, осуществляет контроль за целевым и эффективным расходованием выделяемых им бюджетных средств, содержанием и эффективностью использования находящегося в оперативном управлении государственного имущества.
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
В соответствии со статьей 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
Статьей 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Согласно статье 4 названного Федерального закона государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Так как ГАУК РБ «Национальный музей РБ» осуществляет деятельность, связанную с хранением, выявлением, собиранием, изучением, популяризации и публикации музейных предметов и музейных коллекций, а также осуществление выставочной, просветительной и научно-методической деятельности, организацией мероприятий художественно-методического характера и осуществление культурно-просветительной деятельности в соответствии с государственным заданием Учредителя и не вправе отказаться от его выполнения, а функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство, исковые требования о возложении обязанности по организации обеспечения оборудования рассматриваемых зданий музея системой экстренного оповещения обоснованно предъявляются прокурором также к Министерству культуры РБ наряду сГАУК РБ «Национальный музей РБ», ответственного за содержание заявленных объектов.
При таких обстоятельствах, судом достоверно установлено и стороной ответчиков не оспаривалось, что оснащение системой экстренного оповещения не осуществлено, соответственно, заявленные прокурором Советского района г. Улан-Удэ исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая вопрос о сроке исполнения судебного решения, суд полагает возможным установить ответчикам срок исполнения согласно заявленным прокурором в иске, данные сроки является разумным и справедливым, поскольку в их пределах ответчики должны и могут принять все необходимые меры для исполнения решения суда в полном объеме. В противном случае, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в соответствии со ст. 434 ГПК РФ при предоставлении достаточных доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Советского района г. Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать Министерство культуры Республики Бурятия (ИНН 0323049109) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
организовать обеспечение оборудования здания Историко-краеведческого центра им. М.Н. Хангалова ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Профсоюзная, 29, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
организовать обеспечение оборудования здания Художественного центра им. Ц.С. Сампилова ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Куйбышева, 29, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия» (ИНН 0326495937) в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу:
оборудовать здание Историко-краеведческого центра им. М.Н. Хангалова ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Профсоюзная, 29, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
оборудовать здание Художественного центра им. Ц.С. Сампилова ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Куйбышева, 29, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Л.Н. Помишина