Председательствующий по делу Дело №33-1848/2024
Судья Дугарова Б.Д. (№ дела в суде 1-й инст. 2-119/2024)
УИД 75RS0019-01-2024-000039-41
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Чайкиной Е.В., Радюк С.Ю.,
при секретаре Мокиной М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 04 июня 2024 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сретенского района в защиту интересов Федоровой М. В. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности, компенсации морального вреда, судебных расходов,
по апелляционной жалобе главы администрации муниципального района «Сретенский район» Закурдаева А.С.
на решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 21 февраля 2024 г. (с учетом определения об устранении описки от 20 марта 2024 г.), которым постановлено:
«исковое заявление прокурора Сретенского района в защиту интересов Федоровой М. В. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (ИНН 7519002725, КПП 751901001) в пользу Федоровой М. В., <Дата> года рождения, паспорт №, выдан отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> <Дата>, недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с сентября 2022 года по декабрь 2023 года в размере 96 463, 92 рублей, с учетом НДФЛ.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (ИНН 7519002725, КПП 751901001) в пользу Федоровой М. В., <Дата> года рождения, паспорт №, выдан отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> <Дата> компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Сретенская средняя общеобразовательная школа №» (ИНН 7519002725, КПП 751901001) в пользу Федоровой М. В., <Дата> года рождения, паспорт №, выдан отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> <Дата> расходы, связанные с оплатой по договору оказания услуг в размере 1 000 рублей.
В случае недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (ИНН 7519002725, КПП 751901001) обязать администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края (ИНН 7519000157, ОГРН 1027500743610) профинансировать денежными средствами муниципальное общеобразовательное учреждение «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (ИНН 7519002725, КПП 751901001) для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Федоровой М. В., <Дата> года рождения, паспорт № выдан отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> <Дата>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».
Заслушав доклад судьи Епифанцевой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сретенского района обратился в суд с иском в интересах Федоровой М.В., указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства.
По результатам проведенной прокуратурой района проверки исполнения трудового законодательства в МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа №1» установлено, что в нарушение законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, возникающие при осуществлении педагогической деятельности, Федоровой М.В., работающей в должности учителя начальных классов неверно производилось начисление и выплата дополнительной надбавки за классное руководство, поскольку указанный вид компенсационной выплаты включался ответчиком в размер заработной платы, общая сумма которой не превышала минимальный размер оплаты труда.
Согласно представленному расчету, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября 2022 года по сентябрь 2023 года составляет 80 827,76 руб., включая НДФЛ.
В соответствии с уставом МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» учредителем и собственником имущества является муниципальный район «Сретенский район». Функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального района «Сретенский район» исполняет администрация муниципального района «Сретенский район». Выплата заработной платы осуществляется в рамках отношений, регулируемых трудовым законодательством, в связи с чем, администрация муниципального района «Сретенский район» должна обеспечить финансирование подведомственного учреждения на данные цели. В целях защиты трудовых прав Федоровой М.В. по договору возмездного оказания услуг от 08.11.2023 произведен расчет выплат за классное руководство, стоимость услуг по договору составила 1 000 руб.
С учетом уточненных исковых требований прокурор просил суд взыскать с МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» в пользу Федоровой М.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с сентября 2022 года по декабрь 2023 года в размере 96 463,92 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а также судебные расходы в размере 1 000 рублей; возложить обязанность на МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» производить в дальнейшем с даты вынесения решения суда начисление и выплату заработной платы, вознаграждение за классное руководство Федоровой М.В. раздельно, без включения вознаграждения за классное руководство в состав минимального размера оплаты труда; произвести расчет задолженности по заработной плате исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство, без включения вознаграждения за классное руководство в состав минимального размера оплаты труда, с января 2024 года до даты вынесения решения суда по настоящему делу, а сумму задолженности выплатить Федоровой М.В.; возложить обязанность на администрацию муниципального района «Сретенский район» профинансировать МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» при выплате задолженности по заработной плате Федоровой М.В., в случае отсутствия денежных средств у МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (л.д. 2-7, 103-104).
Судом постановлено приведенное выше решение с учетом определения об устранении описки (л.д. 183-199, 206-207).
В апелляционной жалобе глава муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Закурдаев А.С. просит отменить решение суда в части возложения обязанности на администрацию муниципального района «Сретенский район» профинансировать денежными средствами МОУ «Сретенская СОШ № 1», признать в качестве соответчика Министерство образования и науки Забайкальского края и обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать МОУ «Сретенская СОШ №1» для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Федоровой М.В.
В жалобе приводит доводы о том, что заработная плата педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций финансируется из бюджета Забайкальского края. Выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций регулируются Законом Забайкальского края от 10.07.2020 № 1843-ЗЗК «О выплатах денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций» и Законом Забайкальского края от 09.04.2014 № 964 ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края.
В соответствии со ст. 15 (1) Закона Забайкальского края от 09.04.2014 № 964 в случае, если месячная заработная плата работников краевых учреждений по основной работе при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда с учетом всех выплат, предусмотренных действующим законодательством (за исключением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате, установленных в соответствии с федеральным и региональным законодательством), ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, работникам краевых учреждений производится доплата до уровня минимального размера оплаты труда с учетом положений, установленных абзацем третьим настоящей статьи. Доплата производится в пределах утвержденного фонда оплаты труда работников краевых учреждений. В случае если бы выплаты за классное руководство выплачивались сверх МРОТ, данные начисления будут за пределами утвержденного фонда оплаты труда. Приказом Министерства образования и науки Забайкальского края от 24.01.2024 № 4 внесены изменения в части выплат за вознаграждение за классное руководство.
В соответствии с п. 12.3.2 Постановления Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 192 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края» Министерство образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам включая расходы на оплату труда (л.д. 208-211).
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора района Паздникова И.А. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения (л.д. 238-239).
Материальный истец Федорова М.В., представители ответчиков МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа №1», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, третьего лица Министерства образования и науки Забайкальского края, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили. Федорова М.В. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, о чем направила заявление.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, выслушав представителя процессуального истца прокурора Непианиди А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таких оснований при рассмотрении настоящего дела по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно части 1 статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть первая статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу положений абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзацев второго и седьмого части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ч. 1 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу положений ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе запрещение дискриминации в сфере труда и обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В статье 1 Закона Забайкальского края от 16.07.2020 N 1843-ЗЗК (в ред. от 29.06.2023 г.) "О выплате ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования" установлено, что в период с 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2025 года педагогические работники государственных и муниципальных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (далее - государственные и муниципальные образовательные организации), имеют право на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство в размере, установленном частью 1 статьи 2 настоящего Закона края.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Забайкальского края от 16.07.2020 N 1843-ЗЗК определен размер ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, который составляет 5 667 рублей (но не более двух выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в двух и более классах).
С 01.07.2023 г. в соответствии с изменениями, внесенными Законом Забайкальского края от 29.06.2023 N 2222-ЗЗК размер ежемесячного денежного вознаграждения увеличен до 5 667 рублей.
На ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций производится начисление районного коэффициента, действующего на территории Забайкальского края, и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 2 Закона Забайкальского края от 16.07.2020 N 1843-ЗЗК).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» № 37 от 16.08.1985 г. Федорова М.В. принята воспитателем группы продленного дня с 15.08.1985 г. (л.д. 28).
На основании трудового договора № 50 от 01.10.2017 г., заключенного между Федоровой М.В. в МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1», Федорова М.В. приняла на себя выполнение трудовых обязанностей в должности учителя начальных классов, классное руководство, индивидуальное обучение (л.д. 14-17).
На основании дополнительного соглашения от 22.09.2022 г. к трудовому договору в пункт 2.6 раздела 2 Условия оплаты труда работникавнесены изменения, а именно ставка исходя из отработанного времени – 13927,83 руб.; категория 15 % - 2089,18 руб.; надбавка за выслугу лет 25 % - 3481,96 руб.; классное руководство 25% - 1063,58 руб.; проверка письменных работ 15 % - 1139,55 руб.; заведование кабинетом 5% - 379,85 руб., индивидуальное обучение 20 % – 1266,17 руб.; надбавка за высокие результаты труда 10% - 1392,78 руб.; районный коэффициент и северная надбавка – 17318,63 руб., итого в месяц – 42059,53 руб. (л.д. 18).
В пункт 2.6 раздела 2 дополнительного соглашения от 01.09.2023 г. к трудовому договору в условия оплаты труда работникавнесены изменения, а именно: ставка исходя из отработанного времени 35 ч. – 17727,50 руб.; категория 15 % - 2659,13 руб.; надбавка за выслугу лет 25 % - 4431,88 руб.; классное руководство 25% - 1276,38 руб.; проверка письменных работ 10 % - 1 443,53 руб.; заведование кабинетом 5% - 455, 85 руб.; индивидуальное обучение 20 % - 1620,80 руб.; надбавка за высокие результаты труда 10 % - 1772,75 руб.; гарантированная персональная доплата – 848,90 руб., районный коэффициент и северная надбавка – 16118,35 руб., итого в месяц 48355,06 руб. (л.д. 19).
На основании приказа МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» № 177 от 01.09.2022 г. Федорова М.В. принята на работу учителем начальных классов с продолжительностью рабочего времени 33 ч. в неделю. (л.д. 29).
Приказом МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» № 61 ОД от 01.09.2022 г. Федоровой М.В. назначено классное руководство 14 чел. (л.д. 30-32).
Согласно приказа МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» № 55 ОД от 01.09.2023 г. Федоровой М.В.назначено классное руководство 15 чел. (л.д. 33-35).
Как следует из представленных в дело расчетных листков, доплата за классное руководство включалась работодателем в состав той части заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда (л.д. 36-49, 112-114).
Считая права Федоровой М.В. неправильным начислением заработной платы нарушенными, прокурор обратился в суд с иском о взыскании задолженности по заработной плате, которая, по мнению прокурора, образовалась в связи с тем, работодатель включал в состав минимальной заработной платы истицы доплату за классное руководство.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку классное руководство не входит в должностные обязанности педагогического работника, то осуществление классного руководства является для Федоровой М.В. дополнительной работой и поэтому должно оплачиваться отдельно с учетом районного регулирования оплаты труда. Проанализировав и приняв во внимание представленный стороной истца расчет, суд первой инстанции взыскал в пользу истца указанные в нем суммы.
В этой связи суд удовлетворил требования истца в части возложения субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения по выплате задолженности перед работником на администрацию муниципального района «Сретенский район» как учредителя организации.
Рассматривая исковые требования о возложении обязанности на МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» произвести расчет задолженности по заработной плате исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство, без включения вознаграждения за классное руководство в состав минимального размера оплаты труда, с января 2024 года до даты вынесения решения суда по настоящему делу, выплаты задолженности Федоровой М.В., также возложении обязанности производить начисление и выплату в дальнейшем с даты вынесения решения суда, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в данной части, ссылаясь на отсутствие доказательств того, что в дальнейшем выплата заработной платы будет производиться с нарушением действующего законодательства.
Придя к выводу о нарушении трудовых прав истца, судом первой инстанции удовлетворены требования о взыскании компенсации морального вреда, а также судебных расходов по составлению расчета к иску.
Поскольку решение суда обжалуется администрацией муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края только в части возложения обязанности на администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края профинансировать денежными средствами муниципальное общеобразовательное учреждение «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Федоровой М.В., решение суда будет проверено судебной коллегией только в данной части.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы стороны ответчика о необходимости привлечения к участию в деле в качестве ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края и возложения на него обязанности профинансировать задолженность по выплате заработной платы перед материальным истцом, судебная коллегия считает их несостоятельными, как основанными на неверном толковании норм материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
В соответствии с частью 12 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (пункт 1 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ответственность учреждения по своим обязательствам имеет особенности, которые определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также требованиями ряда специальных федеральных законов, регулирующих деятельность тех или иных некоммерческих организаций.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В частности, пункт 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет ограниченную ответственность учреждения, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом; при недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 данного Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Бюджетное учреждение, в силу пункта 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Вышеуказанное означает, что соответствующий собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица оказывает ему денежную помощь. Деятельность учреждения полностью или частично финансируется собственником (учредителем) посредством передачи учреждению денежных средств или закрепления за ним иного имущества на праве оперативного управления. При недостаточности этих средств обязанности, вытекающие из трудовых отношений, в частности по заработной плате, иным выплатам, связанным с трудовыми правоотношениями, возлагаются дополнительно на собственника (учредителя) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии Уставом МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа №1» учреждение имеет тип бюджетное, учредителем и собственником его имущества является Муниципальный район «Сретенский район» (л.д. 50-53).
Согласно Устава муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края принятого решением Совета муниципального района «Сретенский район» №47-РНП от 20.12.2011 г., администрация муниципального района осуществляет полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений (пункт 5 статьи 42 Устава) (л.д. 95-100).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (утратил силу с 1 января 2023 г.) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данная норма сохранилась с введением в действие Федерального закона от 21 декабря 2021 г. №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (пункт 27 части 1 статьи 44).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Забайкальского края от 11.07.2013 N 858-ЗЗК "Об отдельных вопросах в сфере образования" обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), и определение нормативов финансового обеспечения указанных государственных гарантий;
В Забайкальском крае исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, а также распорядителем бюджета края в этой части является Министерство образования и науки Забайкальского края (Постановление Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 192 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края").
Министерство образования и науки Забайкальского края в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (п.12.3.2. Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 192).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 N 81 "О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" определены нормативы финансового обеспече░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 04.06.2024 ░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░. 327.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░. 44 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2021 ░░░░ № 16 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░». ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░ №1», ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2024 ░. (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░ 2024 ░.) ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ -░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░ 2024 ░.