дело № 2-788/2021
УИД 56RS0033-01-2021-001207-05
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
25 мая 2021 года г.Орск Оренбургской области
Советский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Курносовой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Плотниковой Ю.С.,
с участием истца Шевченко Г.А.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Орске Оренбургской области - Гаврилова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Галины Александровны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Орске Оренбургской области о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,
установил:
Шевченко Г.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что 24 августа 2020 года умер <данные изъяты> ФИО4 Она не знала о своем праве обратиться в УПФР в г. Орске Оренбургской области о выплате средств пенсионных накоплений сына. Кроме того, в связи с введенными ограничениями, связанными с распространением новой короновирусной инфекции, не могла своевременно обратиться в пенсионный орган. При этом ответчик не известил ее о праве на пенсионные накопления сына. Просит суд восстановить ей пропущенный срок для обращения в УПФР в г. Орске Оренбургской области с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений застрахованного лица ФИО4, умершего 24 августа 2020 года.
В судебном заседании истец Шевченко Г.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика УПФР в г. Орске Оренбургской области Гаврилов М.В., действующий на основании доверенности №15 от 28 сентября 2020 года, возражал против удовлетворения заявленных требований по причине отсутствия у истца уважительных причин пропуска срока обращения за получением средств пенсионных накоплений.
Исследовав доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что Шевченко Г.А. является <данные изъяты> ФИО4, родившегося ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о смерти серии II-РА №821036 следует, что ФИО4 умер 24 августа 2020 года, о чем отделом ЗАГС <данные изъяты> 28 августа 2020 года составлена актовая запись №.
Согласно сведений реестра наследственных дел, размещенных на интернет-сайте Федеральной нотариальной палаты, наследственное дело после смерти ФИО4 не открывалось.
Судом установлено, что ФИО4 являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования.
До дня смерти ФИО4 воспользоваться своим правом на получение выплат накопительной части из средств пенсионных накоплений не успел, так как пенсионером ко дню смерти не являлся. При жизни с заявлением о порядке распределения средств пенсионных накоплений в пенсионный орган не обращался.
Шевченко Г.А. с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений ФИО4в УПФР в г. Орске Оренбургской области не обращалась, поскольку пропустила шестимесячный срок, установленный для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, что явилось причиной обращения в суд с настоящим иском.
Пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» устанавливает правопреемникам умершего застрахованного лица шестимесячный срок для обращения в Пенсионный фонд России за выплатой средств пенсионных накоплений. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 24 октября 2013 года № 1546-О, пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» направлен на обеспечение возможности своевременной реализации предоставленного правопреемникам умершего застрахованного лица права, гарантирует определенность и стабильность правового положения участников отношений по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, приведенными в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым указанного пункта (абзац второй пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ).
Восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
Следовательно, при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.
Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.
В обоснование уважительности причин пропуска срока истец ссылалась на отсутствие информации о возможности реализации права на получение пенсионных накоплений, а также на введение ограничений, связанных с соблюдением мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, введенных на территории субъекта Российской Федерации (режим самоизоляции).
Незнание о наличии у умершего данных пенсионных накоплений и о предусмотренной законом возможности их получения не может являться уважительной причиной пропуска срока для подачи заявления о выплате средств пенсионных накоплений, поскольку нормативные акты, регламентирующие порядок получения правопреемниками пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, опубликованы в средствах массовой информации и являются общедоступными, истец, в силу своего возраста и уровня образования, могла такую информацию получить своевременно.
Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года № 112-ук «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» на территории Оренбургской области установлены ограничения, связанные с обеспечением самоизоляции на дому до особого распоряжения только для лиц старше 65 лет. Указанные ограничения действовали до 31 августа 2020 года. Шевченко Г.А. по состоянию на дату смерти ФИО4 исполнилось <данные изъяты>. Следовательно, указанные ограничения не распространялись на истца и не являлись препятствием для своевременного обращения в УПФР РФ.
Поскольку уважительные причины пропуска срока, неразрывно связанные с личностью Шевченко Г.А., отсутствуют, доказательств наличия в установленный шестимесячный срок обстоятельств, в силу которых она была лишена возможности обратиться с таким заявлением, истцом не представлено, оснований для восстановления пропущенного истцом срока не имеется, поскольку истцом не представлены надлежащие доказательства, указывающие на уважительность причин пропуска срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений.
Довод иска о том, что пенсионный орган был обязан известить правопреемника умершего лица о возможности получения пенсионных накоплений, и неисполнение пенсионным органом своей обязанности повлекло пропуск истцом срока на обращение за выплатами, является несостоятельным по следующим причинам.
В силу части шестой статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить конкретных лиц из числа лиц, указанных в части 7 настоящей статьи, или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства. Такое заявление может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается страховщику с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». При отсутствии указанного заявления средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, подлежащие выплате родственникам умершего застрахованного лица, указанным в части 7 настоящей статьи, распределяются между ними в равных долях. Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок. Порядок обращения правопреемников за выплатами средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат и порядок расчета сумм выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 711, выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и результата их инвестирования), правопреемникам по заявлению производится в соответствии с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, поданным застрахованным лицом в территориальный орган Фонда по месту его жительства.
В случае подачи застрахованным лицом более одного заявления о распределении средств пенсионных накоплений к рассмотрению принимается заявление, которое имеет более позднюю дату подачи.
При отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений производится выплата этих средств правопреемникам по закону первой очереди, а при их отсутствии - правопреемникам по закону второй очереди.
В соответствии с пунктом 9 названных Правил территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников по заявлению о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
При наличии информации о правопреемниках по закону территориальный орган Фонда принимает меры по их извещению.
Извещение правопреемников осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее 10 дней со дня получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица. Форма извещения правопреемников утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Таким образом, обязанность пенсионного органа извещать правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений возникает лишь при условии того, что застрахованное лицо подавало при жизни заявление о наличии таких правопреемников и о распределении между ними средств, а доказательств того, что ФИО4 при жизни обращался в пенсионный орган с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений и того, что территориальный орган располагал информацией о правопреемниках умершего по закону, не представлено, следовательно, он не имел возможности и обязанности принять меры по извещению истца о необходимости получения средств пенсионных накоплений.
Исходя из вышеуказанных норм права, вопреки мнению истца, у ответчика отсутствовала обязанность по уведомлению истца о реализации права на получение средств пенсионных накоплений, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ФИО4 обращался в пенсионный орган по своему месту жительства с заявлением о распределении средств его пенсионных накоплений, а также то, что ответчик обладал информацией о наследниках по закону. В отношении правопреемников по закону обязанность пенсионного органа по информированию предусмотрена лишь при наличии информации о них.
Поскольку истец обратилась в суд с настоящим иском спустя более чем семь месяцев после смерти сына, при этом не представила доказательств того, что срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений был пропущен ею по уважительным причинам, которые носили исключительный характер и были связаны с личностью правопреемника, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>