Дело № 2-2442/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2021 года г. Челябинска
Калининский районный суд г.Челябинска в составе:
председательствующего Пшеничной Т.С.
при секретаре Флоринцеве М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску открытого акционерного общества «МРСК Урала» к Маховой М.С. о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «МРСК Урала» обратилось в суд с иском к ответчику о расторжение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №, взыскании судебных расходов, указав, что 21 января 2020 года между сторонами был заключён договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно условиям которого истец принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения необходимого для электроснабжения объекта: нежилого помещения, расположенного по адресу: (адрес). В техусловиях для присоединения являющихся неотъемлемой частью договора и приведённых в приложении к нему, стороны определили условия присоединения. Ответчиком не выполнены мероприятия по технологическому присоединению согласно техусловиям. Истец в рамках реализации мероприятий по технологическому присоединению заключил с подрядной организацией договор комплекса проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. Согласно экспертного заключения выяснилось, что до участка заявителя по пути проектируемой трассы отсутствуют административные земли общего пользования. На запрос о согласовании прохождения проектируемой кабельной линии от председателя ГСК №7 предоставлен отказ в согласовании. От собственников соседних участков также поступили отказы в согласовании прохождении кабельной линии в границах их участков. На основании вышеизложенного истец не имеет возможности осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств спорного объекта.
В судебном заседании представитель истца Куликова И.В., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Ответчик Махова М.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований
Представитель третьего лица Гаражно-строительного кооператива № 7: Севостьянов В.В. в судебном заседании пояснил, что земля находящаяся под гаражом ответчика находится в аренде, не были оформлены в установленном порядке документы и не совершены некоторые действия. Ответчик действий не совершила. Есть возможность снабдить электричеством ответчика, но от ГСК. Гаражный бокс зарегистрирован на другое лицо, ввиду чего он отказал в проведении электричества.
Представитель третьего лица ООО ПКП «ФинстройИнвест», Управления Федеральной Антимонопольной службы по Челябинской области в судебном заседании участия не приняли, извещены надлежащим образом.
Суд в силу ч. 2.1 ст. 113, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя истца, ответчика, представителя третьего лица ГСК №7, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21 января 2020 года между ОАО «МРСК Урала» и Маховой М.С. заключён договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условию которого сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя. Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: (адрес). Точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям, располагается на расстоянии не далее 25 м. от границы участка заявителя, на котором располагаются присоединяемые объекты заявителя. Технические условия № от 09 января 2020 года являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложениях. Срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения настоящего договора. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения.
24 декабря 2020 года в адрес ответчика истцом было направлено письмо о расторжении договора с указанием на то, что в ходе реализации договора ТП подрядной организации были проведены проектно-изыскательные работы и подготовлено заключение о том, что строительство кабельной линии 0,23 кВ невозможно, в связи с отказом в согласовании прохождения трассы кабельной линии по территории земельных участков, принадлежащих иным собственником, а также ввиду отсутствие альтернативных вариантов технологического присоединения вашего объекта в соответствии с реализация договора технологического присоединения не представляется возможным.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Договор может быть расторгнут судом при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона (пункт 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (здесь и далее - в редакции от 21 декабря 2018 г., далее - Правила присоединения) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 в соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и устанавливают порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия***
В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил присоединения).
К заявителям, на которых распространяется действие абзаца второго пункта 3 Правил присоединения, относятся, в частности, физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (пункт 14).
Из Правил присоединения следует, что на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).
При этом из подпункта "б" пункта 25 и подпункта "б" пункта 25 (1) Правил присоединения следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей.
Сопоставление перечня содержащихся в подпункте "б" пункта 25 и подпункте "б" пункта 25 (1) Правил присоединения мероприятий с пунктом 28 тех же правил, определяющим критерии наличия технической возможности технологического присоединения, приводит к выводу о том, что эти мероприятия, по существу, направлены на обеспечение технической возможности технологического присоединения.
Таким образом, в силу приведенных положений Закона об электроэнергетике и Правил присоединения обеспечение технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к сетевой организации заявителя является неотъемлемой частью обязанностей сетевой организации по соответствующему публичному договору.
В соответствии с пунктом 6 Правил присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В силу пункта 16.3 Правил присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Подпунктом "г" пункта 25 (1) Правил присоединения установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14 данных правил, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Таким образом, в отношении лиц, указанных в пункте 14 Правил присоединения, обратившихся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, к которым относится Махова М.С., сетевая организация обязана заключить договор технологического присоединения, неотъемлемой частью которого является обязанность сетевой организации по обеспечению технических условий технологического присоединения.
Следовательно, на ОАО «МРСК Урала» лежала обязанность не только по совершению мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора присоединения, но и совершению действий по обеспечению технических условий технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами по вопросу исполнения мероприятий по технологическому присоединению.
При этом, заключая договор технологического присоединения, сетевая организация обладала сведениями, необходимыми для реализации обязанностей по данному договору, и самостоятельно согласовала технические условия.
Как следует из иска и установлено судом, ОАО «МРСК Урала» обязанность по осуществлению технологического присоединения в установленный договором срок не исполнена, присоединение энергопринимающих устройств ответчика к электрическим сетям не произведено до настоящего времени.
Данный факт подтверждается и постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы Челябинской области от 04 августа 2021 года №
Обращаясь с иском в суд, ОАО «МРСК Урала» ссылается на наличие оснований, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу названной статьи обстоятельствами, влекущими возникновение у стороны права требовать досрочного расторжения договора, следует считать конкретные факты, наступление которых стороны не могли предвидеть при заключении договора, то есть не зависящие от их воли и усмотрения.
Следовательно, при определении наличия или отсутствия возможности исполнения сетевой организацией договора технологического присоединения по причине, не зависящей от обязанной стороны, исследованию и оценке подлежат обстоятельства, связанные с совершением сетевой организацией действий по обеспечению технических условий технологического присоединения.
Как следует из пояснений представителя ГСК №7, возможность технологического присоединения есть, но ввиду того, что ответчик не является членом ГСК, не уплачивает взносы, он отказал. Данный факт подтверждается письмом № от 02 ноября 2020 года, из которого следует, что в предоставлении согласования прохождения проектируемой кабельной линии 0,23 кВ. председатель ГУС №7 – Севастьянов В.В. отказывает, так как Махова М.С. не является членом ГСК №7 и не предоставлены правоустанавливающие документы на гаражный бокс №99 участок №3 по ул.Механическая.
Суд полагает, что ОАО «МРСК Урала» имело возможность предпринять все необходимые меры для урегулирования отношений с третьими лицами, в том числе с ГСК №7 и иные меры, которые позволили бы обеспечить исполнение договора на технологическое присоединение. Представленные письма об отказе в согласовании технологического присоединения объекта заявителя не подтверждают, что ОАО «МРСК Урала» исчерпаны все возможности для исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенного между сторонами.
Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░