Дело № 2а-255/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Демидов 30 июня 2020 года
Демидовский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Егорова И.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Демидовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области о признании незаконным бездействия в части организации проведения паспортизации автомобильной дороги д. Гласково «ул. Православная», протяженностью 1840 м.; возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Демидовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области о признании незаконным бездействия в части организации проведения паспортизации автомобильной дороги д. Гласково «ул. Православная», протяженностью 1840 м.; возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой Демидовского района во исполнение задания прокураторы области проведена проверка соблюдения Администрацией Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее.
Решением Совета депутатов Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области от 21.09.2012 № 47 утвержден перечень автомобильных дорог по Слободскому сельскому поселению Демидовского района Смоленской области, в который включена, в том числе, дорога местного значения д. Гласково «ул. Православная », протяженностью 1840 м.
В силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность-это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Из ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Частью 4 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» определен перечень основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пп. 4 п 9 Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 г. № 150, определено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В нарушение указанных требований законодательства, паспортизация автомобильной дороги д. Гласково «ул. Православная», протяженностью 1840 м не проведена.
Несоблюдение Администрацией Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области требований законодательства, выразившееся в необеспечении организации паспортизации дорог общего пользования, создает угрозу дезорганизации нормативно установленной безопасности дорожного движения, вследствие чего ведет к нарушению соответствующих прав граждан, проживающих на территории указанного поселения, а также иных лиц, которые могут использовать автомобильные дороги общего пользования поселения, круг которых определить не представляется возможным.
В связи с изложенным, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области в части организации проведения паспортизации автомобильной дороги д. Гласково «ул. Православная», протяженностью 1840 м.; обязать Администрацию Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области в срок до 01.04.2022 организовать проведение паспортизации автомобильной дороги д. Гласково «ул. Православная », протяженностью 1840 м.
Одновременно с подачей административного искового заявления прокурор ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии со статьей 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:
1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;
4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом исполнена обязанность по извещению административного ответчика о наличии спора в суде, созданы условия реализации возможности представления возражений на административный иск.
Копия определения о принятии административного искового заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству с указанием суда на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства направлена в адрес административного ответчика.
По ходатайству административного истца, в отсутствие возражений административного ответчика, определением суда от 29.06.2020 административное дело по административному исковому заявлению прокурора Демидовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области о признании незаконным бездействия в части организации проведения паспортизации автомобильной дороги д. Гласково «ул. Православная », протяженностью 1840 м.; возложении обязанности устранить допущенные нарушения, определено рассмотреть в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства, в соответствии с ч. 4 ст. 292 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Смоленской области от 30.10.2014 № 141-з за сельскими поселениями области закреплен вопрос организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пп. 2 п.2 ст. 7 Устава Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, принятого решением Совета депутатов Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области от 01.11.2005 № 13.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Пунктом 1.1 Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83), утвержденной Минавтодором РСФСР от 05.02.1982, определено, что технический учет и паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Согласно п. 1.2 ВСН 1-83, техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Аналогичные положения содержатся в п.п. 2.11, 2.12 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса РФ №ОС-28/1270-ис от 17.03.2004 года, и закреплены в п.п. 4.2.1, 4.2.2, 9.1 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие с 08.09.2016 приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1004-ст.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатов Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области от 21.09.2012 № 47 утвержден перечень автомобильных дорог по Слободскому сельскому поселению Демидовского района Смоленской области, в который включена, в том числе, дорога местного значения д. Гласково «ул. Православная », протяженностью 1840 м. (л.д.7-9).
16.03.2018 прокуратурой Демидовского района Смоленской области Главе муниципального образования Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области было внесено представление № 02-15/18-52 об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в части паспортизации автомобильных дорог поселения (л.д.10-11).
30.03.2018 Главой муниципального образования Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области направлен ответ прокурору Демидовского района на указанное представление, из которого усматривается, что в 2018году средства на паспортизацию автомобильных дорог в бюджете не заложены, будут заложены -в 2019 году. (л.д.12).
Решением Совета депутатов Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области от 24.12.2019 № 47 утверждены основные характеристики бюджета Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, при этом денежные средства на проведение паспортизации дорог поселения в бюджет заложены не были (л.д.13-16).
В муниципальной программе «Развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области» на 2019 - 2021 годы, утвержденной постановлением Администрации Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области от 09.01.2017 № 2 ( в редакции Постановлений от 14.11.2017 № 58, 07.11.2018 № 31, от 14.12.2018 года № 44, от 06.03.2019 № 13, от 27.05.2019 года № 21, от 02.10.2019 № 32, от 09.10.2019 № 38,от 14.01.202 № 6, от 30.03.2020 № 17), мероприятия по паспортизации дорог также не предусмотрены (л.д.17-19).
Таким образом, судом установлено отсутствие технического паспорта автомобильной дороги д. Гласково «ул. Православная », протяженностью 1840 м., что подтверждает ненадлежащее выполнение административным ответчиком обязанностей по содержанию автомобильных дорог.
Поскольку технический паспорт дороги является единственным документов технического учета дороги и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, бездействие административного ответчика в части проведения паспортизации вышеуказанной автомобильной дороги нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по ней, гарантированные государством и обеспечиваемые путем исполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Демидовского района Смоленской области законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая, что для оформления паспорта автомобильной дороги административному ответчику необходимо провести ряд организационных и технических мероприятий, суд считает необходимым возложить на Администрацию Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области обязанность в срок до 01.04.2022 организовать проведение паспортизации автомобильной дороги д. Гласково «ул. Православная », протяженностью 1840 м.
Суд считает, что указанный срок является разумным и достаточным для выполнения требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования прокурора Демидовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Администрации Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области в части организации проведения паспортизации автомобильной дороги д. Гласково «ул. Православная », протяженностью 1840 м.
Обязать Администрацию Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области в срок до 01 апреля 2022 года организовать проведение паспортизации автомобильной дороги д. Гласково «ул. Православная », протяженностью 1840 м.
Об исполнении решения по настоящемуадминистративномуделу Администрации Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области необходимо сообщить в Демидовский районный суд Смоленской области и прокурору Демидовского района Смоленской области в срок до 01 апреля 2022 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Демидовский районный суд Смоленской области.
Судья И.И. Егоров