Решение по делу № 2а-2779/2021 от 01.04.2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 июня 2021 года г. Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре Поповой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2779/2021 (УИД 38RS0001-01-2021-001857-07) по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области к СОС о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области обратилась в суд административным иском о взыскании задолженности по обязательным платежам, указав в обоснование требований, что СОС в 2014-2015 году являлась владельцем транспортного средства, недвижимого имущества. СОС начислены транспортный налог, налог на имущество физических лиц, направлены налоговые уведомления. В связи с несвоевременной уплатой налога, в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налогов и пени. В установленные в требовании сроки налогоплательщик сумму задолженности не погасил. Инспекция обращалась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание налогов и пени. Мировым судьей судебного участка г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области выдан судебный приказ, который отменен определением в связи с поступившими возражениями от ответчика. Административный истец, обращаясь с иском, просит взыскать с ответчика задолженность по обязательным платежам в общей сумме 3 221,09 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Ангарску не явился, извещен надлежаще.

Административный ответчик СОС в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции. Заявлений и ходатайств суду не направила, возражений по иску не приносила.

Суд, изучив материалы дела, материалы приказного производства, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу установлений ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Частью 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, …, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 363 Налогового кодекса РФ регламентируется порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В силу пункта 3 указанной статьи налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», утратившего свою силу с 01.01.2015 года, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строение, помещения и сооружения (ст. 2 Закона).

Исчисление налогов на строения, помещения, сооружения производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (ст. 5 Закона).

На основании п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» уплата налога производится не позднее 01 ноября.

Согласно части 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно части 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, должен выплатить в случае уплаты суммы налога … в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Судом установлено:

СОС в 2014-2015 годах являлась собственником:

недвижимого имущества – квартира, расположенная по адресу: ...

транспортного средства – <данные изъяты>, регистрационный знак , мощностью двигателя 105 л/с (2014-2015), <данные изъяты>, регистрационный знак мощностью двигателя 128 л/с.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из сведений о регистрации прав на недвижимое имущество, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Иркутской области, а также выпиской из сведений РЭО ГИБДД г. Ангарска, предоставленных на основании п.4 ст.85 гл.14 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с действующим законодательством ИФНС по г. Ангарску Иркутской области правомерно произвело начисление ответчику:

- за 2014 год транспортного налога в сумме 998,00 рублей, налога на имущество физических лиц в сумме 96,00 рублей. Административному ответчику направлено налоговое уведомление от ** о необходимости оплатить налог по сроку оплаты 01.10.2015;

- за 2015 год транспортного налога в сумме 2 113,00 рублей, налога на имущество физических лиц в сумме 111,00 рублей. Административному ответчику направлено налоговое уведомление от ** о необходимости оплатить налог по сроку оплаты 01.12.2016 года;

Своевременно в полном объеме налоги уплачены не были. По истечении сроков для уплаты налогов ИФНС по г. Ангарску Иркутской области направило ответчику требование об уплате налогов и пени:

- от ** об уплате транспортного налога за 2014 в сумме 998,00 рублей, налога на имущество за 2014 в сумме 96,00 рублей, со сроком уплаты 10.12.2015;

- от ** об уплате транспортного налога за 2015 в сумме 2 113,00 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 14,09 рублей, со сроком уплаты 07.02.2017.

В силу п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Поскольку установлено и подтверждено материалами дела, что налоговые уведомления и требования об уплате налогов и пени были направлены ответчику заказными письмами, то процедура направления налоговых извещений считается соблюденной.

В установленный срок налогоплательщик сумму задолженности, указанную в требованиях, не погасил.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с абзацем 3, 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в заявлением), заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

19.10.2017 административный истец обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика суммы недоимки по налогам и пени. Мировым судьей 26 судебного участка выдан судебный приказ от 19.10.2017 о взыскании с ответчика обязательных платежей за 2013- 2015 в сумме 4 509,36 рублей.

С размером подлежащих уплате налогов ответчик ознакомлен, 10.12.2020 года вышеуказанный судебный приказ отменен в связи с подачей ответчиком возражений относительно исполнения приказа. Однако мер по урегулированию спора ответчиком не предпринято.

Рассматривая вопрос соблюдения сроков при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа, суд, проанализировав материалы приказного производства а- приходит к выводу, что заявителем был пропущен срок для предъявления заявления.

Оснований для заявления в порядке приказного производства требований о взыскании обязательных платежей за 2012-2013 года у налогового органа не имелось, т.к. согласно ст.59 НК РФ, ч.1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 29.12.2017 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ). Таким образом, налоговый орган утратил основания для взыскания в судебном порядке задолженности по обязательным платежам по требованиям от ** (2013 год на сумму 1 094,00 рублей), по требованию от ** (за 2011-2013 на сумму 3 188,32 рублей) как по безденежным. Кроме того, на момент выставления требования от **, со сроком исполнения **, сумма задолженности превышала 3 000,00 рублей, следовательно, заявление о выдаче судебного приказа по данному требованию могло быть подано не позднее **, чего налоговым органом сделано не было.

Также, налоговым органом пропущен срок для подачи заявления о взыскании задолженности по обязательным платежам за 2014-2015 год. При этом суд учитывает, что общая сумма, подлежащая взысканию за указанный период, превысила 3 000,00 рублей в момент выставления требования по задолженности за 2015 год от **, со сроком исполнения **, и составила 3 221,09 рублей.

Таким образом, за взысканием недоимки за 2014-2015 года в порядке приказного производства административный истец был вправе обратиться в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога от **, т.е. по 07.08.2017 года (07.02.2017+6месяцев=07.08.2017)

Вместе с тем, налоговым органом заявление о выдаче судебного приказа подано 19.10.2017, с пропуском срока, установленного законом, доказательств уважительности пропуска данного срока материалы дела не содержат. Также не представлено доказательств направления заявления о выдаче судебного приказа до 07.08.2017. В связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Не влияет на выводы суда об отказе в иске то обстоятельство, что административный истец обратился в Ангарский городской суд в соответствии с положениями п.3 ст. 48 НК РФ, т.е. в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. При этом, суд учитывает, что административным истцом пропущен установленный основной шестимесячный срок для предъявления заявления о взыскании недоимки по налогам и сборам, дальнейшее соблюдение иных сроков не влечет восстановление указанного срока.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано истцом в суд с пропуском шестимесячного срока, установленного для подачи заявления о взыскании налогов и сборов, пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска, следовательно, в удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области к ответчику о взыскании недоимки по налогам надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области к СОС о взыскании налога на имущество за 2014 в сумме 96,00 рублей, транспортного налога за 2014-2015 в сумме 3 111,00 рублей, пени по транспортному налогу за 2015 в сумме 14,09 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья М.В. Ягжова

Мотивированное решение по делу изготовлено 21 июня 2021 года.

2а-2779/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по г.Ангарску Иркутской области
Ответчики
Сухонос Олеся Сергеевна
Суд
Ангарский городской суд Иркутской области
Судья
Ягжова М. В.
Дело на странице суда
angarsky.irk.sudrf.ru
01.04.2021Регистрация административного искового заявления
01.04.2021Передача материалов судье
02.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2021Подготовка дела (собеседование)
30.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2021Судебное заседание
15.06.2021Судебное заседание
21.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2021Дело оформлено
26.07.2021Дело передано в архив
15.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее