Рі/Рґ 2-1095/2017
решение составлено
20.11.2017
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г.Верхняя Салда 15 ноября 2017 года
Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего Рсаевой Рћ.Р’.
при секретаре судебного заседания Кислицыной А.С.
с участием прокурора Мартынова А.В.
истца Бакулиной Рќ.Р.
представителей ответчика Распоповой Н.Г., Степановой Н.А.
представителя Управления социальной политики по Верхнесалдинскому району
Тереховой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бакулиной Натальи
Рдуардовны Рє администрации Верхнесалдинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рѕ признании
незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и
исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»
федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Бакулина Рќ.Р. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє администрации Верхнесалдинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚ признать постановление администрации Верхнесалдинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° в„– .... РѕС‚ 13.06.2017 незаконным, обязать восстановить семью РЅР° учете нуждающихся РІ улучшении жилищных условий для предоставления социальной выплаты РЅР° приобретение (строительство) жилья РІ рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015-2020 РіРѕРґС‹ СЃ даты первоначальной постановки РЅР° учет 29.02.2016, Рё РІ СЃРїРёСЃРєРµ участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015-2020 РіРѕРґС‹ СЃ даты первоначального признания участниками подпрограммы 05.03.2016, взыскать расходы РЅР° юридические услуги РІ СЃСѓРјРјРµ 20 000 СЂСѓР±.
Р’ обоснование заявленных требований указала, что ее семья РёР· четырех человек (РѕРЅР°, СЃСѓРїСЂСѓРі Рё РґРІРѕРµ детей) постановлением администрации Верхнесалдинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° в„– .... РѕС‚ 29.02.2016 была признана нуждающейся РІ жилом помещении РІ целях предоставления социальной выплаты РЅР° приобретение (строительство) жилья РІ рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015-2020 РіРѕРґС‹ Рё принята РЅР° учет нуждающихся РІ жилом помещении. РќР° основании постановления администрации Верхнесалдинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РѕС‚ 05.03.2016 в„– .... ее семья была признана участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015-2020 РіРѕРґС‹. Согласно свидетельству Рѕ государственной регистрации права серии <адрес> РѕС‚ 14.01.2004 ей РЅР° праве собственности принадлежало жилое помещение общей площадью <....> РєРІ. Рј., жилой площадью <....> РєРІ. Рј., СЃ кадастровым номером в„– ...., расположенное РїРѕ адресу: <адрес>. Вместе СЃ тем, указанная однокомнатная квартира нуждалась РІ проведении капитального ремонта, условия для проживания являлись неудовлетворительными: жилое помещение РЅРµ отвечало установленным санитарным Рё техническим требованиям, наличие физического РёР·РЅРѕСЃР° квартиры. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ указанными обстоятельствами 21.07.2016 была вынуждена продать указанную квартиру. Денежные средства РѕС‚ продажи квартиры были внесены РЅР° ее банковский счет, данные средства РЅРµ израсходованы, поскольку семья намерена была использовать РёС… вместе СЃ социальной выплатой для приобретения жилого помещения. Между тем, ею было получено постановление администрации Верхнесалдинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РѕС‚ 13.06.2017 в„– ...., согласно которому ее семья была снята СЃ учета нуждающихся РІ жилом помещении РІ целях предоставления социальной выплаты РЅР° приобретение (строительство) жилья РІ рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015-2020 РіРѕРґС‹ Рё исключена РёР· СЃРїРёСЃРєР° участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015-2020 РіРѕРґС‹. РЎ данным решением администрации категорически РЅРµ согласна, считает его необоснованным Рё неправомерным, нарушающим права Рё законные интересы ее молодой семьи. Поскольку причиной отчуждения указанной квартиры послужило ее непригодное для проживания состояние, Р° также учитывая, что денежные средства РѕС‚ продажи квартиры РЅРµ израсходованы, РєСЂРѕРјРµ того, принимая РІРѕ внимание то обстоятельство, что основания, которые послужили для постановки семьи РЅР° учет нуждающихся РІ улучшении жилищных условий Рё признания участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015-2020 РіРѕРґС‹ РІ действительности РЅРµ были утрачены, так как семья РІСЃРµ также нуждается РІ жилом помещении, полагает, что решение, выраженное РІ постановлении администрации РѕС‚ 13.06.2017 в„– ...., подлежит отмене, Р° семья восстановлению РЅР° учете нуждающихся РІ улучшении жилищных условий Рё РІ качестве участников указанной подпрограммы. РќР° обращение Рє ответчику СЃ требованием восстановить семью РЅР° учете нуждающихся РІ улучшении жилищных условий для предоставления социальной выплаты РЅР° приобретение (строительство) жилья РІ рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015-2020 РіРѕРґС‹ СЃ даты первоначальной постановки РЅР° учет - 29.02.2016 Рё РІ СЃРїРёСЃРєРµ участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015-2020 РіРѕРґС‹ СЃ даты первоначального признания участниками подпрограммы - 05.03.2016, был получен отказ, РёР· которого следует, что ее семья РЅРµ может состоять РЅР° учете нуждающихся РІ улучшении жилищных условий, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем оснований для включения семьи РІ СЃРїРёСЃРѕРє молодых семей-участников подпрограммы РЅРµ имеется. РЎ данной позицией категорически РЅРµ согласна. Р’РІРёРґСѓ указанных обстоятельств обратилась РІ Верхнесалдинскую РіРѕСЂРѕРґСЃРєСѓСЋ прокуратуру СЃ жалобой, РІ которой просила провести проверку правомерности действий администрации. РР· ответа Верхнесалдинской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ прокуратуры РѕС‚ 28.08.2017 следует, что решение администрации Рѕ снятии семьи СЃ учета нуждающихся РІ улучшении жилищных условий Рё исключения РёР· СЃРїРёСЃРєР° участников подпрограммы является незаконным, существенно нарушает законные права Рё интересы семьи РІ сфере жилищных правоотношений. Как следствие, постановление администрации 13.06.2017 в„– .... подлежит отмене.
Р’ судебном заседании Бакулина Рќ.Р. заявленные требования Рё РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, поддержала, СЃСѓРґСѓ также пояснила, что РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ жилое помещение, собственником которого РѕРЅР° являлась, РЅРµ признавалось непригодным для проживания. Однако, РѕРЅР° обращалась РІ Р–РРЈ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ неоднократным затоплением квартиры РІ сентябре 2015 РіРѕРґР°, что также подтверждается актом, подписанным соседями. Квартира была продана Р·Р° <....> СЂСѓР±., денежные средства, вырученные РѕС‚ продажи, внесены РЅР° вклад, открытый РІ РџРђРћ <....> РЅР° ее РёРјСЏ. Данные денежные средства планировалось использовать вместе СЃ социальной выплатой для приобретения жилого помещения. РќР° учет нуждающихся семья была поставлена РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что семья была обеспечена площадью жилого помещения РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ члена семьи менее учетной РЅРѕСЂРјС‹. РџСЂРё продаже квартиры Р·Р° консультацией РІ администрацию РЅРµ обращалась, так как РЅРµ думала, что наступят такие последствия, поскольку РЅРµ считала СЃРІРѕРё действия незаконными. Р’ настоящее время фактически проживают РІ съемной квартире, РІСЃРµ члены семьи регистрацию имеют РїРѕ месту пребывания РІ разных адресах – СЃСѓРїСЂСѓРі СЃ сыном РїРѕ РѕРґРЅРѕРјСѓ адресу, РѕРЅР° СЃ дочерью – РїРѕ РґСЂСѓРіРѕРјСѓ. До продажи квартиры РѕРЅР° СЃ детьми была зарегистрирована РІ принадлежащей ей квартире, СЃСѓРїСЂСѓРі – Сѓ матери. Ей РЅРµ разъяснялось Рѕ том, что РѕРЅР° РЅРµ имела права отчуждать принадлежащее ей РЅР° праве собственности жилое помещение, либо Рѕ том, что после продажи Рё приобретения РёРЅРѕРіРѕ аналогичного РїРѕ площади жилого помещения Рё предоставления подтверждающих документов, РѕРЅР° РЅРµ была Р±С‹ исключена РёР· участников подпрограммы.
Представитель ответчика Распопова Рќ.Р“. заявленные требования РЅРµ признала, СЃСѓРґСѓ пояснила, что РІ соответствии СЃ Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат РЅР° приобретение (строительство) жилья Рё РёС… использования, утвержденными Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 17.12.2010 в„– .... «О федеральной целевой программе «Жилище» РЅР° 2015-2020 годы», РїРѕРґ нуждающимися РІ жилых помещениях понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления РїРѕ месту РёС… постоянного жительства нуждающимися РІ жилых помещениях после 1 марта 2005 РіРѕРґР° РїРѕ тем Р¶Рµ основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации для признания граждан нуждающимися РІ жилых помещениях, предоставляемых РїРѕ договорам социального найма, РІРЅРµ зависимости РѕС‚ того, поставлены ли РѕРЅРё РЅР° учет РІ качестве нуждающихся РІ жилых помещениях. Рстец была признана нуждающейся РІ жилом помещении РЅР° основании представленных ею документов РїСЂРё подаче заявления, Рё РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РѕРЅР° была признана участником программы. РџСЂРё определении для молодой семьи СѓСЂРѕРІРЅСЏ обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи РїРѕ договорам социального найма, Рё (или) жилых помещений Рё (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи РЅР° праве собственности. Жилое помещение, расположенное РїРѕ адресу: <адрес>, принадлежавшее истцу РЅР° праве собственности, РЅРµ признано непригодным для проживания, РєСЂРѕРјРµ того РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 210 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если РёРЅРѕРµ РЅРµ предусмотрено законом или РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј. Рстец РЅРµ представила доказательств того, что была вынуждена продать жилое помещение РІ РІРёРґСѓ обстоятельств непреодолимой силы, помещение, требуемое ремонта, РЅРµ является таковым обстоятельством. Таким образом, истец целенаправленно лишил себя единственного принадлежащего РЅР° праве собственности жилого помещения путем его продажи. Р’ соответствии СЃ пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации граждане снимаются СЃ учета РІ качестве нуждающихся РІ жилых помещениях РІ случае утраты РёРјРё оснований, дающих РёРј право РЅР° получение жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма. РР· предоставленного истцом РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи жилого помещения РѕС‚ 21.07.2017 свидетельствует факт РѕР± изменении оснований для постановки РЅР° учет Рё действия истца РїРѕ продаже жилого помещения, РІ котором РѕРЅР° была обеспечена жилой площадью, Р° также ее добровольный отказ РѕС‚ права пользования жилым помещением привели Рє ухудшению ею жилищных условий, вследствие чего РѕРЅР° была снята СЃ учета нуждающихся РІ жилом помещении Рё исключена РёР· СЃРїРёСЃРєР° участников подпрограммы. Для участия РІ подпрограмме РІ целях использования социальной выплаты РІ соответствии СЃ подпунктами "Р°" - "Рґ" пункта 2 Правил молодая семья подает РІ орган местного самоуправления РїРѕ месту жительства документы, РІ том числе, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся РІ жилых помещениях. Повторное обращение СЃ заявлением РѕР± участии РІ подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных пунктом 22 настоящих Правил. Р’ полномочия жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РЅРµ РІС…РѕРґРёС‚ установление наличия умысла РІ действиях гражданина РїРѕ ухудшению жилищных условий СЃ целью получения СЃСѓР±СЃРёРґРёР№.
Представитель ответчика Степанова Н.А. заявленные требования не признала, суду пояснила, истец была поставлена на учет по ст. 51 ЖК РФ, поскольку имела в собственности квартиру, но суммарная площадь жилого помещения на одного члена семьи составляла менее 15 кв.м. Каждый год, до 01 сентября проводятся проверки, а после утверждается список участников программы. По условиям программы, после продажи своей квартиры истец мог приобрести равноценное по площади жилье, или даже двухкомнатную квартиру с использованием семейного (материнского) капитала, предоставили бы документы и продолжали состоять в очереди, поскольку адрес жилого помещения не имеет значения, было бы внесено изменение в постановление администрации в части указания адреса принадлежащего истцу жилого помещения. Также по условиям программы предусмотрено получение субсидии на погашение ипотечного кредита. Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено несколько оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, и возможность поменять основания для постановки в любое время законом не предусмотрено. При постановке на учет в соответствии с регламентом в обязательном порядке разъясняются все последствия совершения каких-либо действий, предлагается в случае возникновения вопросов обращаться за из разъяснениями. В настоящее время в связи с отчуждением квартиры, истец утратила основания, по которым она была поставлена на учет.
Представитель Управления социальной политики РїРѕ Верхнесалдинскому району считает заявленные требования РЅРµ подлежащими удовлетворению, СЃСѓРґСѓ пояснила, что семья истца была поставлена РЅР° учет нуждающихся РІ улучшении жилищных условий РІ соответствии СЃ Рї.2 С‡.1 СЃС‚.51 Р–Рљ Р Р¤. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что Бакулина Рќ.Р. продала принадлежащее ей РЅР° праве собственности жилое помещение, РіРґРµ были зарегистрированы несовершеннолетние дети, считает, что СЃРІРѕРёРјРё действиями истец добровольно ухудшил СЃРІРѕРё жилищные условия. Доводы истца Рѕ непригодности жилья для проживания РЅРµ нашли своего подтверждения, жилое помещение было продано РїРѕ рыночной стоимости. Р’ соответствии СЃ семейным кодексом родители несут ответственность Р·Р° принимаемые РёРјРё решения, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РІ действиях администрации нарушений РЅРµ имеется.
Рсследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих РІ деле, мнение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, полагавшего заявленные требования обоснованными Рё подлежащими удовлетворению, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п.1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.3); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.4).
В силу ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Материалами дела установлено, что истец Бакулина Рќ.Р. состоит РІ браке СЃ Бакулиным РЎ.Рђ СЃ Рґ.Рј.Рі. (Р».Рґ.14), имеют несовершеннолетнего сына Рћ., Рґ.Рј.Рі. РіРѕРґР° рождения (Р».Рґ.15). РЈ Бакулиной Рќ.Р. также имеется несовершеннолетняя дочь Рќ., Рґ.Рј.Рі. РіРѕРґР° рождения (Р».Рґ.13).
Бакулина Рќ.Р. являлась собственником однокомнатной квартиры общей площадью <....> РєРІ.Рј, жилой площадью <....> РєРІ.Рј., расположенной РІ <адрес> (Р».Рґ.16, 17). Р’ данном жилом помещении зарегистрированы: СЃ Рґ.Рј.Рі. – собственник Бакулина Рќ.Р., СЃ Рґ.Рј.Рі. – дочь Рќ., СЃ Рґ.Рј.Рі. – сын Рћ. (Р».Рґ.). РЎСѓРїСЂСѓРі Бакулин РЎ.Рђ. зарегистрирован СЃ Рґ.Рј.Рі. РїРѕ настоящее время РІ <адрес>, также РІ квартире зарегистрированы отец Рњ., мать Рђ., сестра Р‘. (Р».Рґ.20). Собственником данного жилого помещения является Рђ. (Р».Рґ.).
Р’ заявлении РѕС‚ 26.01.2016 Рѕ признании молодой семьи нуждающейся РІ жилых помещениях РІ целях предоставления социальных выплат РЅР° приобретение жилья РІ рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015-2020 РіРѕРґС‹, поданном РІ администрацию Верхнесалдинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°, бланк которого был заполнен Бакулиной Рќ.Р. собственноручно, указано, что ее семья состоит РёР· четырех человек, РІ том числе сам заявитель Бакулина Рќ.Р., ее СЃСѓРїСЂСѓРі Бакулин РЎ.Рђ., дети Рћ., Рќ., указаны фактический адрес проживания: <адрес>, адрес регистрации: <адрес> (Р».Рґ.).
Постановлением Администрации РѕС‚ 29.02.2016 в„– .... Бакулина Рќ.Р. РІ составе семьи РёР· четырех человек, включая СЃСѓРїСЂСѓРіР° Рё несовершеннолетних детей, РЅР° основании Рї. 2 С‡.1 СЃС‚. 51 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации принята РЅР° учет нуждающихся РІ жилом помещении РІ целях предоставления социальных выплат РЅР° приобретение жилья РІ рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015-2020 РіРѕРґС‹. Основанием для постановки РЅР° учет явилось признание семьи обеспеченной общей площадью жилого помещения РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ члена семьи менее учетной РЅРѕСЂРјС‹ (Р».Рґ. 12).
Постановлением Администрации от 05.03.2016 № .... семья Бакулиной из четырех человек признана участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (л.д.11).
22.09.2016 утвержден список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату по Верхнесалдинскому городскому округу в 2017 году», в количестве 73 молодых семей. Семья Бакулиной значится в списке под номером 63 (л.д.).
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № .... "О федеральной целевой программе "Жилище", участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 6).
Постановлением администрации Верхнесалдинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РѕС‚ 13.06.2017 в„– .... семья Бакулиной Рќ.Р. РІ составе четырех человек, включая СЃСѓРїСЂСѓРіР° Рё детей, снята СЃ учета граждан, нуждающихся РІ улучшении жилищных условий, исключена РёР· СЃРїРёСЃРєР° участников Подпрограммы РЅР° 2015 - 2020 РіРѕРґС‹, изъявившей желание получить социальную выплату. Основанием для снятия семьи СЃ учета Рё исключения РёР· числа участников Подпрограммы послужило то обстоятельство, что 21.07.2016 Бакулина Рќ.Р. продала принадлежащую ей РЅР° праве собственности квартиру, расположенную РІ <адрес>, то Рµ РІ соответствии СЃ Рї.2 С‡.1 СЃС‚.56 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (Р».Рґ.25-26).
Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № .... участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, в том числе признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 7 Правил.
В соответствии с указанным п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы" дополнен п. 7 указанных Правил, согласно которому при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· содержания С‡. 1 СЃС‚. 51 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕРґРЅРёРј РёР· условий признания гражданина нуждающимся РІ жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ члена семьи менее учетной РЅРѕСЂРјС‹.
При этом согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· указанного, РІ состав семьи Бакулиной Рќ.Р. для целей участия РІ Подпрограмме РІС…РѕРґСЏС‚ Бакулина Рќ.Р., СЃСѓРїСЂСѓРі Бакулин РЎ.Рђ., несовершеннолетние дети Рћ., Рќ., Рё уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся РІ жилом помещении должен быть определен РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи РїРѕ договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих РёРј РЅР° праве собственности.
РџСЂРё рассмотрении СЃРїРѕСЂР° СЃСѓРґРѕРј установлено, что жилое помещение, расположенное РІ <адрес>, принадлежало РЅР° праве собственности Бакулиной Рќ.Р., РІ квартире были зарегистрированы собственник, дети собственника РІ качестве членов семьи собственника, соответственно, РїСЂРё определении СѓСЂРѕРІРЅСЏ обеспеченности общей площадью жилого помещения ответчиком правомерно были учтены общие площади жилых помещений, принадлежащих Бакулиной Рќ.Р.
В соответствии с п.п.18, 19 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства, в том числе, документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства, в том числе, выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома при незавершенном строительстве жилого дома; документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
РР· материалов дела следует, что 21.07.2016 Бакулина Рќ.Р. продала Р’. принадлежащую ей квартиру, расположенную РІ <адрес> (Р».Рґ.). РЎ 21.09.2016 Бакулина Рќ.Р. Рё ее дочь Рќ. зарегистрированы РІ <адрес> (Р».Рґ.), сын Рћ. зарегистрирован СЃ отцом РїРѕ <адрес> (Р».Рґ.91).
Документов, свидетельствующих о том, что фактически имело место отчуждение жилого помещения с одновременным приобретением другого жилого помещения, суду не представлено. Доводы истца о наличии на ее счету вырученных от продажи денежных средств суд не принимает во внимание. Как установлено материалами дела и не оспаривалось истцом, квартира была отчуждена за <....> руб., тогда как на счет внесено <....> руб. (л.д.22-23).
Доводы истца Рѕ том, что отчужденное жилое помещение РїРѕ <адрес> находилось РІ состоянии малопригодном для проживания, РЅРµ подтверждены материалами дела. Как РЅРµ оспаривала сама истец РІ судебном заседании, РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ жилое помещение РЅРµ признавалось непригодным для проживания. Заявок Рѕ затоплении квартиры РЅРё РІ аварийно-диспетчерской службе, РЅРё РІ Р–РРЈ РЅРµ зафиксировано (Р».Рґ.82).
Таким образом, РІ случае распоряжения РІ июле 2016 РіРѕРґР° Бакулиной Рќ.Р. находящимся Сѓ нее РІ собственности помещением СЃ одновременным приобретением РґСЂСѓРіРѕРіРѕ жилого помещения СЃ сохранением намерения состоять РЅР° жилищном учете РІ целях использования социальной выплаты, ее действия РїРѕ отчуждению квартиры РЅРµ были Р±С‹ расценены ответчиком как утрата основания РЅР° получение социальной выплаты или намеренное ухудшение жилищных условий.
Уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения определяется жилыми помещениями, принадлежащими молодой семье, что предусмотрено п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы.
РџСЂРё этом, СЃСѓРґ обращает внимание РЅР° то, что РЅР° момент принятия оспариваемого постановления Администрации РѕС‚ 13.06.2017 оснований считать семью Бакулиной Рќ.Р. обеспеченной общей площадью жилого помещения для постоянного проживания РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ члена семьи менее учетной РЅРѕСЂРјС‹, РЅРµ имелось. Основания для учета ранее имевшегося РІ собственности семьи жилого помещения Сѓ ответчика отсутствовали РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ продажей указанного жилого помещения.
Принимая РІРѕ внимание, что семья истца РІ 2016 РіРѕРґСѓ была обоснованно признана нуждающейся РІ улучшении жилищных условий Рё включена РІ число участников целевой программы РїРѕ обеспечению жильем молодых семей РЅР° основании Рї. 2 С‡.1 СЃС‚. 51 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° также учитывая отсутствие доказательств Рѕ непригодности для постоянного проживания объекта, который находился РІ собственности Бакулиной Рќ.Р., СЃСѓРґ РЅРµ усматривает незаконности РІ действиях ответчика, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем заявленные требования РЅРµ подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Р’ удовлетворении исковых требований Бакулиной Натальи Рдуардовны Рє администрации Верхнесалдинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рѕ признании незаконным решения Рѕ снятии СЃ учета нуждающихся РІ улучшении жилищных условий Рё исключении РёР· СЃРїРёСЃРєР° участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015-2020 РіРѕРґС‹ – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ Рћ.Р’.Рсаева