Решение по делу № 12-383/2024 (12-1315/2023;) от 18.12.2023

№ 12-383/13-2024 г.

46RS0030-01-2023-011204-47

Р Е Ш Е Н И Е

28 февраля 2024 года г. Курск

Судья Ленинского районного суда г. Курска Аверинова А.Д., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по протесту прокурора округа Папанова С.В. на постановление заместителя главного санитарного врача по Курской области Горчакова Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении Овченникова Серго,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного санитарного врача по Курской области Горчакова Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ в отношении Овченникова С. прекращено.

Не согласившись с данным постановлением, прокурор округа обратился в Ленинский районный суд г. Курска с протестом, в котором просил постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение. При этом указав, что прокуратурой Центрального округа г. Курска были установлены в действиях Овченникова С. признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, в связи с чем ими было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Также указав, что решением Курского областного суда протест прокурора был удовлетворен, дело направлено на новое рассмотрение.

В судебном заседании помощник прокурора ЦАО г. Курска Алексеева К.О. просила удовлетворить протест, указав, что состав правонарушения в действиях Овченникова по ст. 6.4 КоАП РФ подтвержден протоколом изменения шума, который является допустимым доказательством по делу. Аккредитация и лицензия имелись у организации, производимой измерения.

Овченников Серго в судебном заседании просил в удовлетворении протеста отказать, постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

В судебном заседании Долганов С.С. показал, что Овченников Серго регулярно нарушает права на комфортное проживание его семьи в его квартире, тем что громко слушает музыку, которую слышно не только в его квартире, но и на несколько этажей ниже.Он с соседями неоднократно обращался в полицию с 2020 г. по 2024 г.: обращались с коллективными жалобами в администрацию и полицию, произвели замеры шума из квартиры Овченникова, замеры делала аккредитованная организация, оборудование имеет поверку. По шуму протокол замеров передали в Роспотребнадзор, но никаких действий со стороны последней организации предпринято не было.

Заместитель главного государственного санитарного врача по Курской области Горчаков Ю.Н. в судебном заседании показал, что основанием для прекращения производства, в том числе являлось то, что прокурорский надзор в отношении физических лиц не осуществляется, нарушена методика проведения замеров, у лаборатории отсутствует аккредитация, кроме того, Овченников Серго не объект нарушения, т.к. не эксплуатирует здание и не субъект ответственности, т.к. нет санитарных норм. Постановление прокурора вынесено только на основании заявления Долганова с приложенным к нему протоколом. Объектом использования МУ 1844-78 указана только производственная среда. Громкое прослушивание музыки в своей квартире не является нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, и, следовательно, не образует ни состава, ни события административного правонарушения, в связи с чем, в удовлетворении протеста просил отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства, прихожу к следующему.

На основании п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст.24.1, 26.11 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья обязан всесторонне, полно и объективно выяснить обстоятельства дела и разрешить его в соответствии с законом. Событие административного правонарушения, виновность лица в его совершении, обстоятельства, исключающие производство по делу, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела подлежат обязательному выяснению (ст.26.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона № 52-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 39 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Исходя из положений ст. ст. 1.5, 2.1 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статья 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как следует из предоставленных материалов, Долганов С.С. обратился к прокурору Центрального административного округа г. Курска с заявлением, в котором просил привлечь к административной ответственности Овченникова Серго по ст. 6.4 КоАП РФ, предоставив копию протокола исследования уровня шума от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Центрального административного округа г. Курска Луневой С.Ю. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ в отношении Овченникова С., согласно которого ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 21 час. 00 мин. до 21 час. 10 мин. по адресу: <адрес> Овченников Серго нарушены раздел V п.100 (табл. 5.35) СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а именно: установленные уровни звукового давления, дБ-63.1,63.3,63.5 от источника шума-звукового оборудования соседней квартиры превышает максимальный уровень звука (для жилых комнат квартир), предусмотренный с 07 час. до 23 час.

Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача в <адрес> Горчакова Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ в отношении Овченникова С. было прекращено.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 14.08.2023 г. постановление заместителя главного государственного санитарного врача в Курской области Горчакова Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а протест прокурора- без удовлетворения.

Решением судьи Курского областного суда от 27.10.2023 г. постановление заместителя главного государственного санитарного врача в Курской области Горчакова Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 14.08.2023 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по Курской области.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо исходило из того, что протокол исследования уровня шума от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принят в качестве допустимого доказательства по делу. Тем более, что прокурор не наделен полномочиями о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении физических лиц, а также при отсутствии экспертного заключения и, не имея специальных познаний, прокуратура делает вывод о нарушении Овченниковым санитарно-эпидемиологического законодательства.

Ссылки помощника прокурора на наличие решения судьи Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ не являются безусловным основанием для удовлетворения протеста прокурора при рассмотрении настоящего дела.

Утверждение прокурора о принятии протокола проведения измерения шума от ДД.ММ.ГГГГ в качестве доказательств не может быть принято во внимание, поскольку применяемые при проведении измерений МУ 1844-78 распространяются только на проведение измерений и гигиенической оценки шума на рабочих местах, квартира не является рабочим местом. Указанный протокол в силу ст. 26.11 КоАП РФ не может быть признан достоверным и достаточным доказательством по делу. Оценка указанного доказательства дана должностным лицом при вынесении постановления о прекращении производства по делу, оснований для переоценки указанного доказательства не имеется.

В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.Согласно п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре, прокурор возбуждает дела об административных правонарушениях и проводит административное расследование в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими федеральными законами. Как установлено ст. 25 Закона о прокуратуре, прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Федерации. Указанные нормы наделяют прокурора правами, не присущими ни одному из иных органов административной юрисдикции, которые, в отличие от прокурора, вправе привлекать к административной ответственности лишь строго определенный круг субъектов. Так, ст. 28.4 КоАП РФ наделяет прокурора полномочиями по возбуждению любого дела об административном правонарушении, что предполагает возможность привлечения прокурором к ответственности юридических, должностных и физических лиц, в то время как Закон о прокуратуре ограничивает круг субъектов ответственности должностными лицами. Статьей 21 Закона о прокуратуре определен перечень поднадзорных прокуратуре лиц, к ним относятся федеральные органы исполнительной власти, Следственный комитет Российской Федерации, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Физические лица не включены в приведенный перечень. Вместе с тем КоАП РФ к исключительной подведомственности прокурора относит ряд составов административных правонарушений, по которым к ответственности могут быть привлечены граждане, однако, ст. 6.4 КоАП РФ к исключительной подведомственности прокурора не относиться. Тем более, что в соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Согласно пп. «а» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр (далее по тексту - Правила), в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ст. 17 ЖК РФ. Нарушение Правил влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством. Нарушение общественного порядка в доме (мусор на лестнице, ночной шум, порча общего имущества и т.п.) является нарушением Правил и требований жилищного и гражданского законодательства, поскольку нарушает права и законные интересы соседей.

Постановление вынесено полномочным, в соответствии со ст.23.3 КоАП РФ, лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Овченникова допущено не было.

Ввиду того, что правовых оснований для отмены или изменения постановления от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, то и поданный протест удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановлением заместителя главного санитарного врача по Курской области Горчакова Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении Овченникова Серго, оставить без изменения, а протест прокурора - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение 10 дней с момента получения или вручения копии.

Судья

12-383/2024 (12-1315/2023;)

Категория:
Административные
Истцы
Петров С.В. - и.о. прокурора округа
Папанов С.В. - прокурор ЦАО г. Курска
Ответчики
Овченников Серго
Суд
Ленинский районный суд г. Курск
Дело на странице суда
lensud.krs.sudrf.ru
18.12.2023Материалы переданы в производство судье
18.12.2023Истребованы материалы
09.01.2024Поступили истребованные материалы
09.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
04.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2024Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
28.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее