Решение по делу № 2а-633/2017 от 30.01.2017

Мотивированное решение составлено 14 февраля 2017 года

Дело № 2а-633/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,

при секретаре Веселовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

10 февраля 2017 года

административное дело по административному иску Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области к Ярославскому отделу УФССП по Ярославской области, УФССП по Ярославской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя,

у с т а н о в и л:

Администрация Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области обратилась в суд с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя Ярославского отдела УФССП по Ярославской области Чернышовой Л.В. о взыскании исполнительского сбора от 20 января 2017 года незаконным.

В обоснование требований указано, что Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Ярославского областного суда от 04 марта 2016 года было признано незаконным бездействие Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области по освобождению автомобильной дороги местного значения протяженностью 2 км, проходящей в границах от <адрес>, от посторонних предметов, не относящихся к благоустройству дороги. На Администрацию сельского поселения возложена обязанность принять меры по освобождению автомобильной дороги местного значения протяженностью 2 км, проходящей в границах от <адрес>, от посторонних предметов, не относящихся к благоустройству дороги. На основании указанного решения был выдан исполнительный лист ФС № 010327794 от 30.03.2016 года. 21 апреля 2016 года было возбуждено исполнительное производство № 13651/16/76024-ИП в отношении должника Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области. Решение суда должником не исполнено ввиду его неясности. Судебным приставом-исполнителем Ярославского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Чернышовой Л.В. было вынесено Постановление № 76024/16/559034 от 20.01.2017 г. «О взыскании исполнительского сбора», которым с Администрации сельского поселения взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Должником данное постановление получено 20 января 2017 года. Административный истец считает данное постановление незаконным.

Определением суда от 02.02.2017 г. к участию в деле привлечены судебный пристав-исполнитель Ярославского РОСП УФССП по Ярославской области Чернышова Л.В. - в качестве административного ответчика и УФССП России по Ярославской области – в качестве заинтересованного лица (л.д. 1-2).

Дело рассмотрено судом по правилам, установленным главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (далее – КАС РФ).

Представитель административного истца по доверенности Капарулина А.Г. (л.д. 21) поддержала административный иск по основаниям и в объеме заявленных требований.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ярославского РОСП УФССП по Ярославской области Чернышова Л.В. в суде в удовлетворении требования просила отказать.

Заинтересованное лицо УФССП России по Ярославской области в суд своего представителя не направил, представитель заинтересованного лица по доверенности Ефремова Е.С. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении требований административного истца просила отказать.

Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Ярославского областного суда от 04 марта 2016 года было признано незаконным бездействие Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области по освобождению автомобильной дороги местного значения протяженностью 2 км, проходящей в границах <адрес>, от посторонних предметов, не относящихся к благоустройству дороги. На Администрацию сельского поселения возложена обязанность принять меры по освобождению автомобильной дороги местного значения протяженностью 2 км, проходящей в границах от <адрес>, от посторонних предметов, не относящихся к благоустройству дороги.

На основании выданного по решению суда исполнительного листа 30 марта 2016 года судебный пристав-исполнитель Ярославского РОСП Забелина Е.Е. возбудила исполнительное производство №13651/16/76024-ИП. Требованием от 05.07.2016 г. должнику установлен 30-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Требованием от 18.07.2016 г. должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; при этом разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин будет решаться вопрос о составлении протокола об административном правонарушении за неисполнение требований исполнительного производства.

Постановлением от 18 августа 2016 года должнику назначен новый срок исполнения требований до 01.09.2016 г.

Требованием от 20.01.2017 г. судебным приставом-исполнителем Ярославского РОСП Чернышовой Л.В. должнику установлен 15-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; при этом разъяснено, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в установленный срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора влечет административную ответственность по ст. 17.15 КоАП РФ. Копия данного постановления получена Администрацией сельского поселения 20 января 2017 года.

В связи с неисполнением без уважительных причин в установленный срок (до 01.09.2016 г.) решения суда в добровольном порядке, а также не предоставлением должником доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, судебный пристав-исполнитель Ярославского РОСП Чернышова Л.В. 20 января 2017 года вынесла постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Разрешая заявленные требования, суд находит наличие оснований для взыскания исполнительского сбора с должника и отсутствие нарушений требований Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при вынесении оспариваемого административным истцом постановления ввиду следующего.

Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Предусмотренная законом совокупность оснований для удовлетворения требований истца по делу не установлена.

В силу части 1, 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника, в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Из смысла указанных положений следует, что закон предусматривает возможность взыскания исполнительского сбора при наличии совокупности условий: неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и не предоставление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50000 рублей (часть 3 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исходя из материалов дела, основания для взыскания с Администрации Ивняковского сельского поселения исполнительского сбора имелись.

Так, в обоснование доводов своего административного иска о незаконности оспариваемого постановления в связи с исполнением требований исполнительного листа и предоставлением сведений об этом судебному приставу-исполнителю, Администрация Ивняковского сельского поселения сослалась на неисполнимость судебного решения ввиду его неясности, а также на то, что на апелляционное определение судебной коллегии по административным дела Ярославского областного суда от 04.03.2016 г. подана кассационная жалоба ответчиком Ждан Л.М..

Доводы административного истца о неисполнимости решения не могут быть приняты во внимание, поскольку решение суда, на основании которого выдан исполнительный лист, вступило в законную силу; ввиду неясности решения должнику и судебному приставу-исполнителю даны соответствующие разъяснения.

Подача кассационной жалобы по общему правилу не приостанавливает исполнение решения суда, за исключением наличия ходатайства о таком приостановлении, содержащегося в жалобе. Кроме того, на момент рассмотрения дела судом, кассационная жалоба Ждан Л.М. рассмотрена, в передаче дела для рассмотрения в суд кассационной инстанции заявителю отказано.

Согласно ч. 3 ст. 107 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнение требования об освобождении земельного участка (об обязании должника освободить земельный участок) включает в себя освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества должника и запрещение должнику пользоваться освобожденным земельным участком. Снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе.

Исполнение требований исполнительного документа заключается в принятии должником мер по освобождению автомобильной дороги местного значения от посторонних предметов, не относящихся к благоустройству дороги, решением суда на должника не возложена обязанность освободить автомобильную дорогу от посторонних предметов.

Предполагается, что Администрация сельского поселения, как распорядитель земель государственной (неразграниченной) собственности (на момент принятия решения), в рамках исполнения решения суда обязана принять меры к лицу, чье имущество расположено на спорном земельном участке, отнесенном к землям общего пользования. Должник самостоятельно избирает предусмотренные законом порядок и способ исполнения судебного решения. Административным истцом не представлено доказательств того, что им предпринимались меры к исполнению решения суда.

Таким образом, учитывая, что должник доказательств исполнения требований исполнительного документа, равно как и доказательств невозможности его исполнения вследствие непреодолимой силы в службу судебных приставов не представил, судебный пристав-исполнитель имел достаточные правовые основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Размер исполнительского сбора определен в соответствии со статьей 112 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Ш. Сайфулина

2а-633/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Ивняковского сельского поселения
Ответчики
Управление ФССП по ЯМР ЯО
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Дело на странице суда
yaroslavsky.jrs.sudrf.ru
30.01.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.02.2017[Адм.] Передача материалов судье
02.02.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.02.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2017[Адм.] Судебное заседание
14.02.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2017[Адм.] Дело оформлено
24.05.2017[Адм.] Дело передано в архив
10.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее