ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2023 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Онучиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова Н. Д. к администрации городского округа «Город Волжск» об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
Установил:
Егоров Н.Д. обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Волжск» об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования обосновал тем, что истец относится к числу детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации городского округа «Город Волжск» от ДД.ММ.ГГГГ № он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями. На его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения ответчик сообщил, что жилое помещение будет предоставлено в порядке очередности, где он состоит 15 в общей очереди для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещения специализированного жилого помещения. В нарушение требований законодательства Егоров Н.Д. до настоящего времени жильем не обеспечен.
В судебное заседание истец Егоров Н.Д. не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Хуснутдинова К.В. (по доверенности) исковые требования поддержала, пояснила аналогичное изложенному в иске. Относительно предоставления отсрочки позицию не высказала, поскольку она не согласована с Егоровым Н.Д.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Волжск» Пуртова Д.А. (по доверенности) исковые требования не признала, представила возражения, согласно которым истцом не представлено доказательств об отсутствии у него в собственности жилых помещений не территории Российской Федерации на момент рассмотрения дела. Кроме того, в случае удовлетворения требований просили установить реальный срок исполнения решения суда, поскольку денежные средства на приобретения жилья детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей выделяются из бюджета Республики Марий Эл в виде субвенций. По решениям судов принятым в 2023 года, приобретения жилья указанным лицам, возможно в случае дополнительного финансирования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, что Егоров Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Ф.И.О. лишена родительских прав решения Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ (дело №), сведения об отце отсутствуют (л.д.27, 53-55)
В силу п.8 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ).
01 сентября 2014 года вступил в силу Закон Республики Марий Эл от 28 апреля 2013 года №13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями», которым органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл наделены отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Среди прочих соответствующими отдельными государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления муниципального образования – городской округ «Город Волжск».
По смыслу вышеприведенного п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства указанной категории лиц. Следовательно, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Постановлением администрации МО «Город Волжск» № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Егорова Н.Д. установлена опека (опекуном назначена Ф.И.О., также он поставлен на учет для обеспечения жилым помещением детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.51).
Решением муниципального учреждения «Отдел образования» администрации городского округа «Город Волжск» № от ДД.ММ.ГГГГ Егоров Н.Д. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.60).
До настоящего времени жилое помещение истцу ответчиком не предоставлено.
Из уведомления ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о правах Егорова Н.Д. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на территории Российской Федерации отсутствуют (л.д.31).
При установленных выше обстоятельствах и приведенном правовом регулировании суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела ответчик просил установить реальный срок исполнения решения суда, поскольку денежные средства на приобретения жилья детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей выделяются из бюджета Республики Марий Эл в виде субвенций. По решениям судов принятым в 2023 года, приобретения жилья указанным лицам, возможно в случае дополнительного финансирования.
Исходя из того, что отсутствие финансирования не свидетельствует о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда и учитывая, что при рассмотрении вопроса об отсрочке исполнения судебного решения необходимо учитывать не только интересы должника, но и интересы взыскателя, который относится к особой категории граждан, подлежащей государственной защите (лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в противном случае отсрочка исполнения судебного решения может стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет противоречить не только общим целям правосудия и исполнительного производства, но и нарушать права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации, суд не находит оснований для установления срока исполнения решения суда.
В абзаце 3 пункта 23 постановления Пленума ВС РФ от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что если заявленный иск к казенному учреждению (органу государственной власти, государственному или муниципальному органу) по его денежным обязательствам удовлетворен, то судебные расходы тоже подлежат взысканию непосредственно с указанного ответчика и исполнение судебного акта осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а не за счет казны публично-правового образования.
С учетом признанных судом обоснованными требования, приведенных разъяснений Пленума ВС РФ с администрации городского округа «Город Волжск» подлежат взысканию в пользу истца расходы по государственной пошлине в сумме 300 рублей (л.д.5).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Егорова Н. Д. к администрации городского округа «Город Волжск» об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Город Волжск» (ИНН №) предоставить Егорову Н. Д. (СНИЛС №) благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Взыскать с администрации городского округа «Город Волжск» (ИНН №) в пользу Егорова Н. Д. (СНИЛС №) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.Р.Глухова
Решение принято в окончательной форме:
20 марта 2023 года