Дело № 5-74/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Северобайкальск 07 мая 2020 года
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Болдонова А.И., при секретаре Макарове Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении:
Петухова К.А., <данные изъяты>,
привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении, 07 апреля 2020 г. в 17 часов, находясь в <адрес>, Петухов К.А. в период возникновения угрозы распространения инфекции COVID-2019, представляющей опасность для окружающих и осуществления на территории Республики Бурятия ограничительных мероприятий, не выполнил противоэпидемические мероприятия, тем самым нарушил законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно, покинул место своего проживания при отсутствии жизненной необходимости в период действия на территории РБ Указа Главы Республики Бурятия от 13.03.2020 г. № 37, пунктом 1.6. которого постановлено не покидать места проживания гражданам РФ, находящимся на территории Республики Бурятия. Петухов К.А. в состоянии алкогольного опьянения находился в общественном месте.
Действия Петухова К.А. квалифицированы административным органом по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебное заседание Петухов К.А. не явился, извещен надлежащим образом по телефону, номер которого указан Петуховым К.А. в протоколе и объяснении, что подтверждается телефонограммой, заявлений, либо ходатайств им не представлено. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела в совокупности, приходит к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Вместе с тем, в материалах дела не представлено сведений о том, что Петухов К.А. относится к перечисленной категории лиц, и что им не были выполнены соответствующие предписания (постановления) или требования органа (должностного лица).
Тем самым, предложенная должностным лицом квалификация действий Петухова К.А. по ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ, исходя из имеющихся материалов, своего подтверждения не находит.
При этом в силу разъяснений, приведенных в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Исходя из совершенных Петуховым К.А. действий, они подпадают под административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Так, частью 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 41, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации на территории Республики Бурятия, главой Республики Бурятия принят Указ от 13.03.2020 г. № 37, в котором указан ряд ограничений для перемещения граждан РФ, находящихся на территории Республики Бурятия.
В том числе в п.1.6 Указа (в редакции Указа от 05.04.2020 г.) лицам, находящимся на территории Республики Бурятия по 30 апреля 2020 г. включительно, не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Республики Бурятия, в случае, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом; выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов; а также при следовании к близким родственникам из числа лиц, указанных в пункте 1.4 настоящего указа, в случае доставки им на дом продуктов питания (лекарственных препаратов), ухода на дому за лежачими, тяжелобольными близкими родственниками, смерти (гибели) близких людей и иных случаях крайней необходимости.
Ранее на территории Республики Бурятия Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 07.02.2020 г. N 72-р и Указом Главы Республики Бурятия от 13.03.2020 г. N 37 в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) был введен режим повышенной готовности.
Также Республика Бурятия определена территорией, на которой предусматривается комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 г. N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В судебном заседании установлено, что 07 апреля 2020 года в 17 часов Петухов К.А. покинул место своего проживания, находился возле дома <адрес>, в состоянии алкогольного опьянения, был остановлен сотрудниками полиции, тем самым нарушил правила поведения, установленные пунктом 1.6 Указа Главы Республики Бурятия от 13.03.2020 года № 37 (в редакции Указа Главы РБ от 05.04.2020 г.), при введении на территории Республики Бурятия режима повышенной готовности.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными материалами дела, протоколом об административном правонарушении, рапортами УУП ОП по Северо-Байкальскому району Ефремовой А.Э., полицейским ОВО Вавиловым Д.Л., протоколом об административном правонарушении, составленным в отношении Петухова К.А. 07.04.2020 г. по ст. 20.21 КоАП РФ, постановлением по делу об административном правонарушении в отношении Петухова К.А. от 08.04.2020 г. по ст. 20.21 КоАП РФ, объяснением Петухова К.А.
Доказательств тому, что необходимость нахождения Петухова К.А. в указанном выше месте была вызвана исключительным случаем, приведенным в п.1.6 Указа Главы Республики Бурятия № 37, суду не представлено.
Таким образом, действия Петухова К.А. подлежат квалификации по ч. 1 ст.20.6.1 КоАП РФ, как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
При этом суд учитывает, что защита здоровья неопределенного круга лиц является одной из мер обеспечения общественной безопасности, то есть ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ имеют единый родовой объект, а наказание, предусмотренное ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, не превышает пределов наказания, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, в связи с чем, исходя из п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5, препятствий для переквалификации действий Петухова К.А. не имеется.
При назначении наказания в качестве обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, не установлено.
Принимая во внимание личность Петухова К.А., его имущественное и семейное положение, исходя из принципов справедливости, обстоятельств совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, суд считает необходимым применить к нему меру административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Данная мера наказания, по мнению суда, будет отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
По указанным обстоятельствам, оснований для применения к Петухову К.А. административного наказания в виде предупреждения судом не установлено.
Оснований для освобождения Петухова К.А. от административной ответственности либо для прекращения производства по делу судом также не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Петухова К.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Республике Бурятия (ОП по Северо-Байкальскому району Респ. Бурятия), КПП 032601001, ИНН 0323055529, код ОКТМО 81645000, номер счета получателя платежа 40101810600000010002 в Отделении НБ по Республике Бурятия, БИК 048142001, наименование платежа: штраф, КБК 18811601061010003140, УИН 18880403200020144934.
Разъяснить обязанность уплаты административного штрафа в 60-дневный срок и представления копии документа, подтверждающего его уплату в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ.
Разъяснить, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении 60 дней, постановление будет направлено судебному приставу исполнителю для взыскания суммы штрафа в принудительном порядке и привлечения к ответственности в соответствии с ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Резолютивная часть оглашена в судебном заседании 07 мая 2020 года.
в мотивированной форме постановление вынесено 07 мая 2020 года.
Судья: А.И. Болдонов