56RS0018-01-2024-007545-70
2-5519/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 18 сентября 2024 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Плясуновой А.А.,
при секретаре Колесниковой Е.Е.,
с участием прокурор Ленинского района г. Оренбурга Каипова Р.Р.,
истца Спожакина В.В.,
представителя ответчика Белоусовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спожакина Виктора Васильевича к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области» о взыскании материального стимулирования, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Спожакин В.В. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что ... между Военным комиссариатом Оренбургской области и Спожакиным В.В. заключен трудовой договор N, в соответствии с которым истец принят на работу, на должность .... Срок действия договора - срочный, на период с ... по ... По окончании срока договор был продлен на бессрочный срок.
На основании приказа от ... N переведен на должность ...
... приказом N на ...) Спожакина В.В. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за:
- ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотренных трудовым договором, должностной инструкцией, приказом N;
- непредставление анализа несения дежурства в ...); отсутствие организации работы по реализации приказа N и контроля за его выполнением.
... приказом N ...) Спожакин В.В. уволен с занимаемой должности за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором (и.п. 2.1,2.2), должностной инструкции (раздел II, IV); невыполнение указаний военного комиссара Оренбургской области от ... N.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от ... исковые требования Спожакина В.В. удовлетворены частично. Признан незаконным приказ военного комиссара Оренбургской области от ... N об увольнении Спожакина В.В. по N Трудового кодекса Российской Федерации. Спожакин В.В. восстановлен на работе в федеральном казенном учреждении «Военный комиссариат Оренбургской области» в должности ...) с ....
Приказом от ... Спожакин В.В. восстановлен на работе.
... Спожакин В.В. уволен по собственному желанию.
В связи с незаконным увольнением Спожакину В.В. не выплачено дополнительное материальное стимулирование, причинен моральный вред.
Просит суд взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» в свою пользу дополнительное материальное стимулирование в размере 129 600 рублей, компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 120 000 рублей.
В судебном заседании истец Спожакин В.В. требования поддержал, указал, что у ответчика отсутствовали основания для лишения его премии, поскольку премия выплачивалась ежемесячно с учетом финансирования, следовательно, должны были оцениваться результаты работы за месяц. После восстановления на работе по решению суда истец дисциплинарных взысканий не имел.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» Белоусова Т.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований возражала, указала, что пунктом 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. Начисление дополнительного материального стимулирования зависит от усмотрения работодателя, эффективности и результативности труда работника. Размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, выделенных на эти цели. К дополнительному стимулированию не представляются лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей. Приказом Военного комиссара Оренбургской области от ... N Спожакин В.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Не согласившись с приказом, Спожакин В.В. обжаловал его в суд, однако в удовлетворении требований было отказано. Приказом Военного комиссариата ... от ... N Спожакин В.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания, а приказом Военного комиссара ... от ... N в виде выговора. Решением суда в удовлетворении требований Спожакину В.В. о признании незаконными вышеуказанных приказов было отказано. Спожакин В.В. был уволен приказом N от ..., дисциплинарные взыскания не были сняты, в связи чем оснований для выплаты материального стимулирования за период с ... по ... не было. Полагала, что по требованиям о компенсации морального вреда пропущен срок обращения в суд.
Суд, заслушав заключение помощника прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению частично, объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать трудовую дисциплину; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
Согласно части первой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью первой статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (часть вторая статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда может включать помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, что предполагает определение ее размера, условий и периодичности выплаты (премирования) в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах и иных нормативных актах, содержащих нормы трудового права, то есть премия, которая входит в систему оплаты труда и начисляется регулярно за выполнение заранее утвержденных работодателем показателей, является гарантированной выплатой, и работник имеет право требовать ее выплаты в установленном локальном нормативном акте, коллективном договоре размере при условии надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
При разрешении споров работников и работодателя по вопросу наличия задолженности по выплате премии юридически значимым обстоятельством является определение правовой природы премии: входит ли премия в систему оплаты труда, являясь при этом гарантированной выплатой, или эта премия не относится к числу гарантированных выплат, является одним из видов поощрения работника за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к дискреции (полномочиям) работодателя.
Поскольку трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем премий работникам, при определении правовой природы премий подлежат применению положения локальных нормативных актов, коллективных договоров, устанавливающие систему оплаты труда, а также условий трудовых договоров, заключенных между работником и работодателем.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации премия является поощрительной выплатой.
В силу положений ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право в предусмотренном порядке устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.
По смыслу ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившееся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение вышеприведенного Указа Президента Российской Федерации издан приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010), которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие указанным лицам (далее - Порядок).
Пункт 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам службы (работы) за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.
Согласно п. 7 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направленных на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала вооруженных сил РФ, утвержденного Приказом Министра Обороны РФ от 26 июля 2010 год № 1010, конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
В соответствии с п. 6 Порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, производится в отношении командиров (начальников, руководителей) воинских частей (организаций Вооруженных сил) на основании приказов вышестоящих командиров (начальников, руководителей)
Согласно пп. «в» п. 8 приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда третьих лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ» на дополнительное материальное стимулирование командиров (начальников, руководителей) и их заместителей используются денежные средства фонда денежного довольствия (фонда оплаты труда), выделенного на дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала - в зависимости от занимаемой должности с применением коэффициента - до 4 к расчетной сумме для должности начальника (руководителя) структурного подразделения организации Вооруженных Сил.
Пунктом 11 Приказа от 26 июля 2010 года № 1010 предусмотрено, что не представляются к дополнительному материальному стимулированию: лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей.
В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от ... суда установлено, что на основании приказа от ... N Спожакин В.В. принят на работу в ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» на должность ... с заключением трудового договора от ... N.
Приказом в ФКУ «Военный комиссариат ...» от ... N Спожакин В.В. с ... переведен на должность ... с ним заключено дополнительное соглашение от ... N к трудовому договору от ... N, которым внесены изменения в соответствующие пункты трудового договора, касающиеся наименования занимаемой истцом должности.
Приказом в ФКУ «Военный комиссариат ...» от ... N Спожакин В.В. уволен по п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ.
Решением Оренбургского областного суда от ... Спожакин В.В. восстановлен на работе в федеральном казенном учреждении «Военный комиссариат Оренбургской области» в должности военного комиссара (Саракташского и ...ов ...) с ....
Решение вступило в законную силу ....
С ... Спожакин В.В. приступил к исполнению обязанностей в должности военного комиссара (Саракташского и ...ов ...).
Приказом военного комиссара ... от ... N Спожакин В.В. уволен с ... по п.5 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда ... от ... признан незаконным приказ военного комиссара ... от ... N об увольнении Спожакина В.В. по п.5 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Спожакин В.В. восстановлен на работе в ФКУ «Военный комиссариат ...» в должности военного комиссара (Саракташского и ...ов ...) с ....
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданкам делам Оренбургского областного суда от ..., определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ... решение Ленинского районного суда ... от ... оставлено без изменения.
Выпиской из приказа военного комиссара ... от ... N «О премировании гражданского персонала военного комиссариата ...» подтверждено, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ... N в пределах доведенного указаниями начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по центральному военному округу» ... N дсп объема бюджетных средств на эти цели приказано выплатить гражданскому персоналу военного комиссариата ... премию по итогам работы за август 2023 года (с учетом применяемого к заработной плате районного коэффициента) в размерах согласно приложению N к этому приказу.
Согласно п. 2 приказа военного комиссара Оренбургской области от ... N со ссылкой на п. 11 Приказа N к дополнительному материальному стимулированию не представлены лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарные взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, за установленный период, указан Спожакин В.В., имеющий дисциплинарное взыскание «замечание» приказ ВКОО от ... N; дисциплинарное взыскание «выговор» приказ ВКОО от ... N; дисциплинарное взыскание «замечание» приказ ВКОО от ... N.
За сентябрь 2023 года приказом военного комиссара Оренбургской области от ... N «О премировании гражданского персонала военного комиссариата Оренбургской области» в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 в пределах доведенного указаниями начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» ... N дсп объема бюджетных средств на эти цели приказано выплатить гражданскому персоналу военного комиссариата Оренбургской области премию по итогам работы за сентябрь 2023 года (с учетом применяемого к заработной плате районного коэффициента) в размерах согласно приложению № 1 к этому приказу.
Согласно п. 2 приказа военного комиссара Оренбургской области от ... N также со ссылкой на п. 11 Приказа N к дополнительному материальному стимулированию не представлены лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарные взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, за установленный период.Согласно приложению № 2 к приказу военного комиссара Оренбургской области от ... N в числе лиц гражданского персонала военного комиссариата Оренбургской области, не представленных к дополнительному материальному стимулированию в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2010 год N за сентябрь 2023 года, указан Спожакин В.В., основание: дисциплинарное взыскание «замечание» приказ ВКОО от ... N; дисциплинарное взыскание «выговор» приказ ВКОО от ... N; дисциплинарное взыскание «замечание» приказ ВКОО от ... N.Выпиской из приказа военного комиссара Оренбургской области от ... N «О премировании гражданского персонала военного комиссариата Оренбургской области» подтверждено, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ... N в пределах доведенного указаниями начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по центральному военному округу» ... N дсп объема бюджетных средств на эти цели приказано выплатить гражданскому персоналу военного комиссариата Оренбургской области премию по итогам работы за октябрь 2023 года (с учетом применяемого к заработной плате районного коэффициента) в размерах согласно приложению N к этому приказу. Согласно п. 2 приказа военного комиссара Оренбургской области от ... N со ссылкой на п. 11 Приказа N к дополнительному материальному стимулированию не представлены лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарные взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, за установленный период, указан Спожакин В.В., имеющий дисциплинарное взыскание «замечание» приказ ВКОО от ... N; дисциплинарное взыскание «выговор» приказ ВКОО от ... N; дисциплинарное взыскание «замечание» приказ ВКОО от ... N.За ноябрь 2023 года приказом военного комиссара Оренбургской области от ... N «О премировании гражданского персонала военного комиссариата Оренбургской области» в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ... N в пределах доведенного указаниями начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» ... N дсп объема бюджетных средств на эти цели приказано выплатить гражданскому персоналу военного комиссариата Оренбургской области премию по итогам работы за ноябрь 2023 года (с учетом применяемого к заработной плате районного коэффициента) в размерах согласно приложению N к этому приказу. Согласно п. 2 приказа военного комиссара Оренбургской области от ... N также со ссылкой на п. 11 Приказа N к дополнительному материальному стимулированию не представлены лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарные взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, за установленный период. Согласно приложению N к приказу военного комиссара Оренбургской области от ... N в числе лиц гражданского персонала военного комиссариата Оренбургской области, не представленных к дополнительному материальному стимулированию в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2010 год N за ноябрь 2023 года, указан Спожакин В.В., основание: дисциплинарное взыскание «замечание» приказ ВКОО от ... N; дисциплинарное взыскание «выговор» приказ ВКОО от ... N; дисциплинарное взыскание «замечание» приказ ВКОО от ... N.Выпиской из приказа военного комиссара Оренбургской области от ... N «О премировании гражданского персонала военного комиссариата Оренбургской области» подтверждено, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ... N в пределах доведенного указаниями начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по центральному военному округу» ... N дсп объема бюджетных средств на эти цели приказано выплатить гражданскому персоналу военного комиссариата Оренбургской области премию по итогам работы за декабрь 2023 года (с учетом применяемого к заработной плате районного коэффициента) в размерах согласно приложению N к этому приказу. Согласно п. 2 приказа военного комиссара Оренбургской области от 19 декабрь 2023 года N со ссылкой на п. 11 Приказа N к дополнительному материальному стимулированию не представлены лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарные взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, за установленный период, указан Спожакин В.В., имеющий дисциплинарное взыскание «замечание» приказ ВКОО от ... N; дисциплинарное взыскание «выговор» приказ ВКОО от ... N; дисциплинарное взыскание «замечание» приказ ВКОО от ... N.Согласно указанию начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области» в адрес командиров (начальников) воинских частей (организаций), зарегистрированному в ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» ... за входящим номером 4392 дсп, сообщается, что Министром бороны Российской Федерации ... принято решение о ежемесячном дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала воинских частей организаций Министерства обороны Российской Федерации по итогам работы в июле – сентябре 2023 года в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации N от ... расчетная сумма в июле – сентябре 2023 года на одного работника в месяц установлена в размере 3600 рублей. Ежемесячный объем бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование в июле – сентябре 2023 года устанавливается исходя из указанного размера расчетной суммы и фактической численности по состоянию на ..., ..., ..., не превышающей численность, установленную на .... В соответствии с указанием начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области» в адрес командиров (начальников) воинских частей (организаций), зарегистрированным в ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» за входящим номером 7303 дсп от ..., расчетная сумма по Приказу Министра обороны Российской Федерации N от ... на одного работника в месяц установлена в октябре -декабре 2023 года в том же размере 3600 рублей. Ежемесячный объем бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование в октябре - декабре 2023 года устанавливается исходя из указанного размера расчетной суммы и фактической численности по состоянию на ..., ..., ..., не превышающей численность, установленную на .... Кроме того, материалами дела подтверждены объемы бюджетных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» за июль, августа, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2023 года, исходя из фактической численности работающих по состоянию на ..., ..., ... соответственно, но не превышающей фактическую численность на ... и для периодов с ..., 300 ноября 2023 года и ... и не превышающей фактическую численность на .... Согласно указаниям начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области» выплату премии предписано обеспечить за счет текущего финансирования. Таким образом, материалами дела подтверждено, что единственным основанием лишения Спожакина В.В. средств дополнительного материального стимулирования, начисляемого в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ... N, явилось его привлечение к дисциплинарной ответственности приказами от ... N; от ... N; от ... N.Вместе с тем, согласно пункту 2.4 Положения об оплате труда гражданского персонала военного комиссариата Оренбургской области, утвержденного Военным комиссаром Оренбургской области ..., согласованного председателем профсоюзной организации военного комиссариата Оренбургской области ..., заработная плата работников состоит из : оклада (тарифной ставки), компенсационных выплат, стимулирующих выплат – стимулирующие надбавки и премии, иных выплат, установленных коллективным договором, трудовым договором с конкретным работником. Премия по результатам работы работникам военного комиссариата выплачивается ежемесячно в размере, установленном Положением о премировании, принятом в военном комиссариате (п. 2.7 Положения об оплате труда). Порядок, условия, показатели и размеры премирования и стимулирующих выплат, не учитываемых при формировании фонда оплаты труда, устанавливаются положением об оплате труда и коллективным договором с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с учетом требований настоящего положения (п. 11 раздела 3 Условия, размеры и порядок осуществления выплата стимулирующего характера гражданскому персоналу Положения об оплате труда). Согласно Положению о премировании и дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала военного комиссариата Оренбургской области, Премии выплачиваются за месяц вместе с расчетом по заработной плате за отработанный месяц. Основанием для выплаты премий является приказ военного комиссара Оренбургской области (военного комиссара муниципального образования с указанием конкретного размера этих выплат каждому работнику (п. 1.3) Исходя из толкования вышеуказанных положений локальных нормативных актов, размер премии каждому работнику устанавливается в зависимости от результатов работы в месяце, за который она производится. Из имеющихся в материалах дела писем за подписью начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области» следует, что Министром обороны Российской Федерации принято решение о ежемесячном (начиная с июля 2023 г.) дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала по итогам работы за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2023 года в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010. Размер премии каждому работнику устанавливается в зависимости от результатов работы в месяце, за который она производится. В соответствии с п. 11 приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 не представлять к дополнительному материальному стимулированию работников, имеющих дисциплинарное взыскание. Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Спожакина В.В. о взыскании дополнительного материального стимулирования за период с июля 2023 года по декабрь 2023 года являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку с учетом локальных нормативных актов военного комиссариата Оренбургской области, приказов Министра обороны о ежемесячном дополнительном материальном стимулировании, приказов Военного комиссара Оренбургской области о ежемесячном дополнительном материальном стимулировании, оценка результатов работы производится за месяц, за который выплачивается премия.
Ответчиком доказательств того, что Спожакин В.В. привлекался к дисциплинарной ответственности в период с июля 2023 года по декабрь 2023 года не представлено.
Таким образом в пользу Спожакина В.В. подлежит взысканию материальное стимулирования за июль-декабрь 2023 года, исходя из максимального коэффициента (4), применяемого к расчетной сумме, равной 3 600 рублей, поскольку доказательств того, что работодатель при наличии достаточных оснований произвел снижение применяемого к Спожакину В.В. коэффициента не представлено, следовательно, размер дополнительного материального стимулирования за каждый месяц в период с июля по декабрь 2023 года составит 14 400 рублей (3 600*4) х 6 мес., а всего - 86 400 рублей.
Оснований для взыскания дополнительного материального стимулирования за период с января 2024 года по март 2024 ода суд не усматривает, поскольку доказательств того, что на указанный период выделялось финансирование, не представлено.
Поскольку судом был установлен факт нарушения трудовых прав истца, требования о компенсации морального вреда являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.
В силу ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Исходя из ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, отраженной в постановлении «О применении судами Российской Федерации ТК РФ», учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
При определении суммы компенсации морального вреда суд принимает во внимание, что со стороны ответчика допущены нарушения трудовых прав истца, поскольку истец был лишен полагавшихся ему средств материального стимулирования, что повлекло причинение ему морального вреда. Учитывая характер перенесенных истцом нравственных страданий с учетом его личности, степени вины причинителя вреда, исходя из принципа разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
При этом доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о компенсации морального вреда суд находит не состоятельными, основанными на неверном толковании норм права, поскольку требования о компенсации морального вреда были заявлены в связи с нарушением права истца на получении выплат стимулирующего характера, а по данным требованиям срок не пропущен.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно п.п. п п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» при неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 1, 10 постановления от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
В подтверждение расходов по оплате услуг представителя истцом представлен договор на оказание юридических услуг от ..., отчет об оказании услуг от ... на сумму 70 000 рублей, расписка о получении денежных средств от ... размере 70 000 рублей, отчет об оказании услуг от ... на сумму 50 000 рублей, расписка о получении денежных средств от ... на сумму 70 000 рублей.
В соответствии с пунктами 11-13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Принимая во внимание, что требования Спожакина В.В. удовлетворены частично, сложность рассматриваемого искового заявления, продолжительность нахождения гражданского дела в производстве суда, объем совершенных им в интересах доверителя процессуальных действий, суд приходит к выводу о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Спожакина Виктора Васильевича к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области» о взыскании материального стимулирования, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Оренбургской области» (ИНН N) в пользу Спожакина Виктора Васильевича (СНИЛС N) дополнительное материальное стимулирование за период с июля по декабрь 2023 года в размере 86 400 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 02 октября 2024 года
Судья Плясунова А.А.