Решение по делу № 2-62/2025 (2-705/2024;) от 26.12.2024

Дело (/2024)

18RS0-

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                             <адрес> Республики

Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Федоровой Е.А.,

при секретаре Чернышевой А.Н.,

с участием помощника прокурора <адрес> Удмуртской республики Звягинцева И.А.,

представителя ответчика Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» Баранова А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> Удмуртской Республики к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного объекта и признании права муниципальной собственности на него,

у с т а н о в и л :

<адрес> Удмуртской Республики обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» (далее по тексту – <адрес>) о признании права муниципальной на бесхозяйное недвижимое имущество: сооружение, протяженностью 45 м., расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, наименование сооружения – тепловая сеть от котельной (участок а); возложении обязанности в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет вышеуказанного бесхозяйного объекта.

Требования мотивированы тем, прокуратурой района в деятельности <адрес> выявлены нарушения законодательства в сфере регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости, а именно было выявлен бесхозяйный объект недвижимости, по вышеуказанному адресу, не имеющий собственника. Отсутствие собственника данного объекта влечет ненадлежащее материальное обеспечение тепловой сети и должного контроля за его состоянием, создает угрозу возникновения аварийных ситуации и нарушения права неопределенного круга лиц. В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении»; Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация, в случае выявления бесхозяйного имущества, должна принять предусмотренные законом меры к постановке такого имущества на учет на основании Приказа Росреестра России от ДД.ММ.ГГГГ №П/0086, ст. 225 Гражданского кодекса РФ, а в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить его эксплуатацию ввиду отсутствия собственника.

В судебном заседании помощник прокурора Звягинцев И.А. уточнил предмет исковых требований, о чем представил соответствующее ходатайство <адрес> Удмуртской Республики, согласно которому просит обязать <адрес>в срок до ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет вышеуказанного спорного объекта.

Представитель ответчика <адрес> Баранов А.Н. с исковыми требованиями прокурора не согласился, указал, что в настоящее время в бюджете Муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» расходы на проведение кадастровых мероприятий в отношении тепловых сетей не предусмотрены.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.

Исходя из смысла ст. 129 Конституции РФ, ст. 45 ГПК РФ, Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. п. 3, 4, 4.1, 8, 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения; организовывать и осуществлять мероприятия по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу п.4.2 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями в сфере теплоснабжения, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ год № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ год № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, муниципальных округов, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, муниципальных округов, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п.4); в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации (п.5).

В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ год № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, муниципального округа обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, муниципального округа.

В силу требований ст.28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ год № 190-ФЗ «О теплоснабжении» процедура передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, отдельными объектами таких систем предполагает наличие права собственности муниципалитета на такие объекты.

Из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы теплоснабжения, в том числе, бесхозяйных систем, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы теплоснабжения.

Право собственности на данные объекты недвижимого имущества подлежат государственной регистрации на основании ст. ст. 130, 131 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. 7 ч. 3 ст. 3 данного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

При этом ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению иного лица в случаях, установленных федеральным законом.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Приказ Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №П/0086 установлен единый для Российской Федерации Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ ).

Пункт 5 данного Порядка устанавливает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов (далее соответственно - лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, заявители), в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 225 Гражданского кодекса РФ.

Из содержания приведенных норм следует, что обязанность проведения кадастрового учета недвижимой вещи при признании вещи бесхозной лежит на органе местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения <адрес> требований законодательства в сфере прав муниципальной собственности.

В ходе проверки установлено, что на территории Муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» имеются объекты теплосетевого хозяйства: сооружение, протяженностью 45 м., расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, наименование сооружения – тепловая сеть от котельной (участок а), которое не имеет собственника.

Учитывая, что вышеуказанный объект теплосетевого хозяйства расположен в границах муниципального образования, не имеет собственника, уполномоченным лицом управлять имуществом является <адрес>, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика, обязанного в силу действующего законодательства, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию бесхозяйных систем теплоснабжения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы теплоснабжения, обязанность по проведению действий, направленных на принятие мер по постановке на учет спорного объекта недвижимости, поскольку отсутствие собственника данного объекта и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению теплоснабжения неограниченного числа лиц, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, вследствие чего не исключается возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Срок для исполнения решения по обращению ответчика в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет недвижимого объекта предложенный прокурором – до ДД.ММ.ГГГГ отвечает требованиям разумности и, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, подлежит установлению судом.

Довод представителя ответчика об отсутствии финансирования для этих целей не может являться безусловным основанием для увеличения срока устранения нарушения.

При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

           Исковое заявление <адрес> Удмуртской Республики к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного объекта - удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет недвижимого объекта - сооружение, протяженностью 45 м., расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, наименование сооружения – тепловая сеть от котельной (участок а), в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республии в течение месяца со дня принятия решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Кизнерский районный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий судья       /подпись/            Е.А. Федорова

Копия верна:                                                      судья Е.А. Федорова

2-62/2025 (2-705/2024;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кизнерского района
Ответчики
Администрация МО "Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики"
Суд
Кизнерский районный суд Удмуртской Республики
Дело на странице суда
kiznerskiy.udm.sudrf.ru
26.12.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2024Передача материалов судье
28.12.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2025Судебное заседание
21.01.2025Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее