Решение по делу № 3а-105/2021 от 31.03.2021

№ 3а-105/2021

10OS0000-01-2021-000115-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2021 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.,

с участием представителя административного истца Власова К.С., представителя административных ответчиков - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия и государственного бюджетного учреждения Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки»Зайцевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-105/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГРАНД-2005» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Иск предъявлен по тем основаниям, что ООО «ГРАНД-2005» является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «предприятия жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с ремонтными мастерскими, и гаражами, территориальная зона – Пк III-V. Зона коммунально-складских объектов III-V классов опасности», общей площадью 32755 кв.м, расположенного по адресу: (.....), в восточной части кадастрового квартала . По состоянию на 01.01.2018 кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости установлена в размере 26593322,82 руб. По мнению административного истца, кадастровая стоимость данного объекта недвижимости по отношению к ее рыночной стоимости завышена, что влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу. В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости от ХХ.ХХ.ХХ, выполненным частнопрактикующим оценщиком ФИО1, рыночная стоимость вышеуказанного объекта по состоянию на 01.01.2018 составляет 10104000 руб. Административный истец просил установить кадастровую стоимость вышеназванного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости – 10104000 руб.

Административный ответчик – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия – в отзыве на административное исковое заявление указал на то, что оспаривание результатов кадастровой стоимости обусловлено необходимостью снижения земельного налога, который по нормативу 100% поступает в бюджет соответствующего городского округа, в связи с чем в случае несогласия с отчетом об оценке заинтересованным в назначении судебной оценочной экспертизы рыночной стоимости земельного участка лицом является администрация соответствующего муниципального образования.

Административным соответчиком – Государственным бюджетным учреждением Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» – также представлен отзыв на иск, в котором отражен ряд замечаний к отчету об оценке.

Заинтересованные лица - Управление Росреестра по Республике Карелия, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия», администрация Петрозаводского городского округа - в отзывах на иск разрешение спора по существу оставили на усмотрение суда.

Представитель административного истца Власов К.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель административных ответчиков Зайцева Е.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании доводы отзывов на иск поддержала, разрешение спора по существу оставила на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав представителей сторон, показания свидетеля ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума) указано, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе, требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером , категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «предприятия жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с ремонтными мастерскими, и гаражами, территориальная зона – Пк III-V. Зона коммунально-складских объектов III-V классов опасности», общей площадью (...) кв.м, расположенный по адресу: (.....), в восточной части кадастрового квартала , находится в общей долевой собственности (...) (6/94 долей), (...) (13/94 долей) и ООО «ГРАНД-2005» (75/94 долей)

В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п.2 и п.5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Плательщиками земельного налога в соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.

Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, административный истец, являясь в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, самостоятельно определяет налоговую базу земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате государственной кадастровой оценки в целях реализации Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон) и Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ). Результаты кадастровой оценки утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и используются преимущественно для целей налогообложения, а также для расчета арендной платы и выкупной цены земельных участков.

В соответствии с абз.1 ст. 24.18 Закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц,

В силу ч.2 ст.3Закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Применительно к вопросам имущественного налогообложения Конституционный Суд Российской Федерации указывал на предпочтительность применения для целей налогообложения именно кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости объекта недвижимости, перед кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки. При этом Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на такое преимущество рыночной стоимости объекта недвижимости, как ее большая точность, позволяющая наиболее экономически обоснованно определить одну из основных экономических характеристик объекта недвижимости, по сравнению с государственной кадастровой оценкой, которая вместе с тем также не лишена экономических оснований (Постановление от 28.02.2019 № 13-П; определения от 03.07.2014 № 1555-О, от 16.07.2015 № 1769-О и № 1790-О, от 25.10. 2016 № 2207-О и др.).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508).

Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером осуществлен 02.10.2017 в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на основании заявления о постановке на кадастровый учет от 01.09.2017, межевого плана от 11.07.2017.

В настоящее время по сведениям ЕГРН кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 26959322,82 руб., утверждена приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № 221 от 22.11.2018 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов и земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Республики Карелия». Дата определения кадастровой стоимости – 01.01.2018, дата начала применения кадастровой стоимости – 01.01.2019, дата внесения сведений в ЕГРН – 28.01.2019.

В силу ст.22 Закона № 237-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 09.03.2021 №72-П установлена дата перехода к применению на территории Республики Карелия положений ст.22.1 Закона №237-ФЗ, регулирующей порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости – 01.04.2021.

Принимая во внимание, что с настоящим административным иском ООО «ГРАНД-2005» обратилось 31.03.2021, положения статьи 22.1 Закона №237-ФЗ при рассмотрении настоящего спора применению не подлежат.

Рыночная стоимость спорного объекта по состоянию на 01.01.2018 определена на основании отчета об оценке от ХХ.ХХ.ХХ, выполненного частнопрактикующим оценщиком ФИО1, и составляет 10104000 руб.

Частью 5 ст. 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных ст.64 настоящего Кодекса. Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Замечания к представленному административным истцом отчету об оценке оценщиком ФИО1 устранены, о чем представлен соответствующий отчет об оценке от ХХ.ХХ.ХХ и даны показания при допросе оценщика в качестве свидетеля.

Проанализировав отчет об оценке, исходя из положений ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о его соответствии законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, а определенную рыночную стоимость признает достоверной.

Отчет об оценке содержит подробное описание проведенных оценщиком исследований. В отчете указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи ее проведения, содержится информация, необходимая для достоверного определения стоимости объекта оценки, указаны источники информации. Выводы отчета мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ГРАНД-2005» удовлетворить.

Установить по состоянию на 01.01.2018 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «предприятия жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с ремонтными мастерскими, и гаражами, территориальная зона – Пк III-V. Зона коммунально-складских объектов III-V классов опасности», общей площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (.....), в восточной части кадастрового квартала в размере его рыночной стоимости, равной 10104 000 руб. (десять миллионов сто четыре тысячи рублей) на период, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 31 марта 2021 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е.Иванова

Мотивированное решение составлено 14.05.2021

3а-105/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Гранд-2005"
Ответчики
ГБУ РК "Центр государственной кадастровой оценки"
Другие
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
ООО "Трамп"
Управление Росреестра по РК
Власов Константин Сергеевич
ООО "КБК"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Иванова Наталья Евгеньевна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
31.03.2021Регистрация административного искового заявления
31.03.2021Передача материалов судье
02.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2021Дело оформлено
12.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее