Решение по делу № 2-3261/2021 от 28.07.2021

38RS0-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем    Российской    Федерации

08 сентября 2021 года                                                                                  г.Иркутск

Октябрьский районный суд г.Иркутска в составе: председательствующего судьи Островских Я.В., при секретаре Непомнящих А.В., с участием прокурора ФИО7, представителя ответчика ФИО2 -ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «Сибирское ТУИО» к ФИО2, ФИО3, ФИО12 Яне ФИО4 об освобождении помещения,

У С Т А Н О В И Л :

В обоснование исковых требований указано, что на основании передаточного акта от Дата Иркутская КЭЧ района передала ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России нежилое здание «Управление», расположенное по адресу: Адрес, общей площадью 4 418,6 кв.м. Нежилое здание, расположенное по адресу: Адрес, общей площадью 4 418,6 кв.м., инв. , лит.А является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления у Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, здание, расположенное по адресу: Адрес, является нежилым. ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным проектам» при проведении технической экспертизы здания выявлено, что здание является аварийным. Жилое помещение , расположенное по адресу: Адрес, предоставлено ФИО2 на основании договора найма жилого помещения в общежитии койко-места от Дата . Согласно акту установления фактического проживания граждан в жилом помещении от Дата в жилом помещении проживают ФИО2, ФИО3, ФИО1 Согласно акту осмотра помещения на предмет его фактического использования, составленного ФГКУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в жилом помещении проживают ФИО2, ФИО3, ФИО1 В соответствии с выпиской из лицевого счёта на коммунальные услуги за период ноябрь 2017 года - июнь 2019 года в помещении фактически проживает 4 человека. В ходе проведённой проверки ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны России установлено, что ответчики не являются военнослужащими и не состоят в трудовых отношениях с учреждениями и организациями Министерства обороны Российской Федерации, следовательно жилое помещение , расположенное по адресу: Адрес, занимают незаконно. Дата в адрес ответчиков направлено требование об освобождении помещения в течение 10-ти дней с момента получения требования. Согласно уведомлению требование получено Дата. Согласно уведомлению ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны от Дата исх. , направленому в адрес ответчиков последние не имеют право проживания в служебном жилом фонде Министерства обороны Российской Федерации, обязаны освободить занимаемое помещение. Вместе с тем, до настоящего времени ответчики помещение не освободили и продолжают незаконно его удерживать, тем самым нарушая права и охраняемые законом интересы, а также имущественные интересы государства -Российской Федерации, в чьей собственности находится помещение. Спорное нежилое помещение не сформировано как самостоятельный объект гражданских прав, отсутствуют правоустанавливающие документы на отдельные помещения. Перевод помещений из статуса «нежилое» в статус «жилое» в установленном порядке не осуществлён. Спорное помещение являлось нежилым и на момент его предоставления ответчику, следовательно оно не могло быть предметом договора найма жилого помещения в общежитии. Доказательства осуществления перевода спорного нежилого помещения в жилое помещение отсутствуют. Все вышеперечисленные обстоятельства подтверждают отсутствие оснований для заключения договора найма жилого помещения в общежитии. Истец просил суд обязать ФИО2, ФИО3, ФИО1 в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу освободить и вернуть ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России нежилое помещение , расположенное по адресу: Адрес, по акту приёма-передачи.

В судебное заседание представитель истца ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, его представитель ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.

Ответчики ФИО3 и ФИО1 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представители третьих лиц ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны России, 3-го отдела Адрес ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны России в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, согласно ст.167 ГПК РФ.

Выслушав представителя ответчика, прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

Статья 40 Конституции РФ гарантирует право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на недопустимости произвольного лишения жилища.

Согласно ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с подп.71 п.7 положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от Дата , Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочие в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженных Сил Российской Федерации.

В силу ст.1 Федерального закона от Дата № 61-ФЗ «Об обороне», а также п.п.1-2 Постановления Правительства Российской Федерации от Дата «О некоторых мерах по управлению генеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пункции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения ли оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет, в том числе, от имени Российской Федерации, юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.

            В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от Дата , ст.ст.57, 58 ГК РФ, Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, Иркутской квартирно-эксплуатационной части (района) передано имущество федеральному государственному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, все права и обязанности на имущество по передаточному акту от Дата перешли к вышеуказанному учреждению (истцу).

            В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

            В этой связи, основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на его основании суд может лишить гражданина права на жилище.

            В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

            К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ч.1 ст.16 ЖК РФ).

            Как следует из ч.1 ст.17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.

            Аналогичные положения содержались в ст.7 ЖК РСФСР.

            Из приведенных выше норм материального права следует, что для проживания могут быть предоставлены только жилые помещения.

            При этом, согласно положениям ст.4 ЖК РСФСР, жилищный фонд образовывали жилые дома, а также жилые помещения в других строениях.

            В соответствии со ст.5 Федерального закона от Дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.

    Судом установлено, что на основании передаточного акта от Дата Иркутская КЭЧ района передала ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России нежилое здание «Управление», расположенное по адресу: Адрес, общей площадью 4 418,6 кв.м.

        Распоряжением Правительства Российской Федерации от Дата -р тип федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации изменён на федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с Уставом Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России) является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учёта, управления и распоряжения, а так же контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.

Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Имущество ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется ему в безвозмездное пользование.

Основной целью деятельности учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач, по организации учёта, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а так же управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

В силу п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

В силу ст.ст.304, 305 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Данное право принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

На основании выписки из реестра федерального имущества от Дата , постановления Верховного Совета РФ от Дата «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» Дата зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации на нежилое здание (военная комендатура), 3-этажное, общей площадью 4 418,6 кв.м., инв. , лит.А, расположенное по адресу: Адрес (запись регистрации , свидетельство о государственной регистрации права Адрес от Дата).

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от Дата , передаточным актом при присоединении федеральных государственных учреждений Минобороны России от Дата, указанное нежилое здание -управление (военная комендатура), расположенное по адресу: Адрес, передано в оперативное управление ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России (свидетельство о государственной регистрации права Адрес от Дата, запись регистрации ).

В техническом паспорте здания (инв.) по адресу: Адрес также указано, что объект является зданием «Управление» и имеет статус нежилого помещения.

Вместе с тем, здание «Управление» (военной комендатуры) было перепланировано без соблюдения установленного порядка и внесения изменений в данные технической инвентаризации, помещения разделены на комнаты, которые предоставлялись в пользование военнослужащим и сотрудникам гражданского персонала Минобороны России, для временного проживания в качестве общежития

Согласно техническому заключению от 2018 года, выполненному ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» по заказу ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ» следует, что здание, расположенное по адресу: Адрес находится в аварийном состоянии, также требуется реконструкция здания в части его сейсмоусиления.

Решением жилищной комиссии 1065 УНР от Дата в связи с выходом на пенсию и ввиду отсутствия жилья рабочему ФИО9 выделена комната (для проживания с семьей) в общежитии по адресу: Адрес, комната .

Дата ФИО9 и членами его семьи ФИО2, ФИО3, ФИО1 было дано согласие на въезд в общежитие по адресу: Адрес, комната .

Жилое помещение , расположенное по адресу: Адрес предоставлено ФИО10 на основании договора найма жилого помещения в общежитии койко-места от Дата .

Согласно акту установления фактического проживания граждан в жилом помещении от Дата следует, что в жилом помещении , расположенном в здании по адресу: Адрес, проживают ФИО2, ФИО3, ФИО1

Из выписки лицевого счёта о начислениях за жилое помещение коммунальные услуги за период с ноября 2017 года по июнь 2019 года следует, что ФИО2 несёт бремя содержания спорного помещения, в помещении фактически проживают 4 человека.

            Статьей 13 Вводного закона установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

            В соответствии с названной статьей, указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч.1 ст.51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч.2 ст.52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

            Частью 10 ст.108 ЖК РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст.107 этого кодекса, не могут быть выселены члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение.

            Исходя из приведенных положений законодательства, в силу ст.13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные ЖК РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (Дата).

            В этом случае положения ст.108 ЖК РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие ЖК РФ, при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.

            На основании ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

            Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.40 Конституции РФ. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.

            Судом установлено, что ФИО2 и члены его семьи вселены в спорное жилое помещение до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (Дата), на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что жилищные правоотношения возникли до принятия и вступления в силу ЖК РФ, положения ст.ст.22, 23 ЖК РФ к спорным правоотношениям не применимы. При этом, истцом не представлено доказательств тому, что к спорному помещению статус жилого присвоен с нарушением требований ЖК РСФСР. Доводы иска о ничтожности договора найма значения не имеют, поскольку истцом договор найма жилого помещения от Дата, на основании которого ответчики вселены в спорное жилое помещение, не оспорен, недействительным в судебном порядке не признан, право пользования ответчиков занимаемым жилым помещением никем ранее не оспаривалось.

            Граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч.1 ст.51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч.2 ст.52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

            Частью 10 ст.108 ЖК РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 этого кодекса, не могут быть выселены члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение.

            Исходя из приведенных положений законодательства, в силу ст.13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

            В этом случае положения ст.108 ЖК РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.

            На основании ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

            Исходя из оснований и предмета заявленных требований, обстоятельствами, имеющими значение для дела и подлежащими доказыванию, являлось выяснение наличия совокупности условий, предусмотренных вышеперечисленными нормами права, обстоятельства, при которых ответчики вселялись в спорное помещение, заключался договор найма жилого помещения в общежитии, основания и условия, на которых договор заключен, основания расторжения договора и обстоятельства, при которых подлежит возврату переданное на основании указанного договора имущество, обсуждение вопроса о постановке ответчиков на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ином основании, период нахождения на учете, наличие оснований для выселения ФИО2 и членов его семьи из занимаемого помещения без предоставления иного жилого помещения, фактический характер сложившихся между сторонами правоотношений.

            Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ответчики занимают спорное помещение при наличии законных оснований, поскольку ответчику ФИО2 и членам его семьи спорное помещение предоставлено в качестве жилого помещения на основании договора найма от Дата . При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что, поскольку ФИО11 было предоставлено служебное жилое помещение, как военнослужащему, и на момент смерти он являлся военнослужащим, то дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, действуют независимо от того, к какой подведомственности относятся войсковые части.

По указанным основаниям семья ФИО12 может быть выселена из спорного помещения только с предоставлением другого жилого помещения.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России исковых требований об обязании ответчиков освободить и вернуть нежилое помещение по акту приёма-передачи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Отказать ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России в удовлетворении исковых требований об обязании ФИО2, ФИО3, ФИО1 в течение месяца с момента вступления решения в законную силу освободить и вернуть ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России нежилое помещение , расположенное по адресу: Адрес, по акту приёма-передачи.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с 15 сентября 2021 года.

Судья                                                                            Островских Я.В.

2-3261/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России
Военная прокуратура Иркутского гарнизона
Ответчики
Пепеляев Руслан Альбертович
Пепеляева Яна Альбертовна
Пепеляев Альберт Анатольевич
Другие
3 отдел г. Иркутск ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России
ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутск
Судья
Островских Ярослав Валерьевич
Дело на сайте суда
oktiabrsky.irk.sudrf.ru
28.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.07.2021Передача материалов судье
30.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее