Дело 2-2765/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2018 года
Советский районный суд гор. Липецка Липецкой области
в составе:
председательствующего Сарафановой Е.В.
при секретаре Назаровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Липецке
гражданское дело по иску Горчакова Виктора Николаевича, Горчакова Виталия Викторовича, Горчакова Олега Викторовича к ООО «Управляющая компания «Строй-Сервис-Э» о предоставлении информации, компенсации морального вреда и взыскании штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Горчаков В.Н., Горчаков В.В., Горчаков О.В. обратились в суд с иском к ООО УК «Строй-Сервис-Э» о возложении на ответчика обязанности по предоставлению информации о содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома № № по ул. Космонавтов гор. Липецка за декабрь 2015 года, просили компенсировать им моральный вред по 10 000 руб. каждому и взыскать штраф в пользу каждого истца за нарушение прав потребителей в размере 50 % от присужденной судом суммы.
В обоснование требований истцы указали, что они являются сособственниками квартиры <адрес> по ул. Космонавтов г. Липецка. Указанный многоквартирный жилой дом находится на обслуживании у ответчика ООО УК «Строй-Сервис-Э», которая начисляла и получала плату за содержание и ремонт общего имущества названного многоквартирного дома. 29.01.2016 года истцы обратились к ответчику с Запросом № 4, в котором требовали обеспечить свободный доступ к информации по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № <адрес> ул. Космонавтов гор. Липецка декабре 2015 года, посредством направления в адрес потребителей в течение 10 рабочих дней заказного письма, содержащего:
- общую информацию о характеристике многоквартирного дома, в частности, площадь жилых и нежилых помещений, входящих в состав общего имущества дома, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, а также информацию о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
- информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
- информацию об использовании общего имущества дома;
- информацию о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
- иформацию о привлечении управляющей организации, должностного лица управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Ответ на свой запрос истцы не получили, в связи с чем обратились за судебной защитой своих прав, в соответствии с нормами Закона РФ «О защите прав потребителей».
В судебном заседании истец Горчаков В.Н. заявленные требования поддержал. Указал, что в своем запросе они требовали предоставить информацию по 5-ти пунктам, в исковом заявлении просят обязать ответчика представить информацию лишь по трем направлениям:
- о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
- об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
- о привлечении управляющей организации, должностного лица управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Истец утверждал, что требования полностью согласуются со «Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года.
Свои доводы истец дополнительно изложил в письменном объяснении, которое было приобщено к материалам дела.
Представитель ответчика по доверенности Таболина Т.Ю. исковые требования не признала, пояснила, что ООО «УК «СтройСервис-Э» в установленный срок дало ответ на запрос истцов от 29.01.2016 года, в котором сообщила адрес официального сайта, где размещена информация, раскрытие которой предусмотрено «Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД». В силу данного Стандарта управляющая компания обязана раскрывать только ту информацию, которая предусмотрена названным нормативным актом.
Также представитель ответчика пояснила, что полнота и правильность размещения на интернетсайте информации, предусмотренной Стандартом, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года, проверялась Государственной Жилищной инспекцией Липецкой области. Проверкой было установлено, что информация раскрыта в полном объеме.
Представитель ответчика полагала, что истцы злоупотребляют своими гражданскими правами, с целью взыскания морального вреда с управляющей организации. Обратила внимание на то, что ООО УК «Строй-Сервис-Э» является коммерческой организацией, а в силу закона на коммерческие организации не возлагается обязанность предоставлять по требованию любого лица неограниченную информацию. Федеральным законом «Об информации информационных технологиях и о защите информации» обязанность предоставлять информацию по требованию любого лица возложена на органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностных лиц.
В подтверждение своих доводов представитель ответчика представила суду скриншоты с 5-ти страниц сайта ООО УК «Строй-Сервис-Э»; Акт проверки № 6 379 от 27.05.2016 года, выданный ГЖИ Липецкой области.
Выслушав участников процесса, изучив письменное объяснение истца Горчакова В.Н., исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно получать информацию любым законным способом.
Статьей ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено: изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
На основании п. 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу п. 10 ст. 161 ЖК РФ: управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются Стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 ЖК РФ, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приведенные выше положения Жилищного кодекса РФ о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, реализованы в Постановлении Правительства Российской Федерации № 731 от 23.09.2010, которым утвержден «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Пунктом 1 Стандарта установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с пунктом 3 Стандарта, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Пунктом 5 Стандарта установлено, что управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД» в случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Компания, осуществляя деятельность в сфере управления многоквартирным домом на основании договора управления, обязана раскрывать информацию в соответствии с указанным выше Стандартом, как по требованию общества, так и одного из собственников помещений.
В частности, Управляющая компания обязана предоставить запрашиваемую информацию, предусмотренную пунктом 3 Стандарта, в порядке, установленном пунктом 17 Стандарта; обязанность раскрытия информации, не предусмотренной пунктом 3 Стандарта, у Компании отсутствует.
Судом установлено:
Истцы Горчаков Виктор Николаевич, Горчаков Олег Викторович, Горчаков Виталий Викторович являются сособственниками квартиры <адрес> по ул. Космонавтов гор. Липецка, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права.
ООО «Строй-Сервис-Э» осуществляет управление общим имуществом жилого дома <адрес> по ул. Космонавтов гор. Липецка на основании Решения Общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома от 15.08.2015 года и Договора Управления многоквартирным домом, заключенным 15.08.2015 года.
Согласно названному Договору: перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, порядок их оказания и выполнения утверждается решением Общего собрания собственников помещений, а также порядка их оказания и выполнения, установленных Правительством РФ. Объем работ и услуг, предоставляемых Управляющей компанией, определяются исходя из объема денежных средств, полученных Управляющей организацией в счет оплаты за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. (раздел 1 Договора).
Управляющая компания вправе:
- самостоятельно определять порядок и способ выполнения своих обязательств (п.2.2.1);
- при исполнении настоящего договора допускать 3-х лиц для размещения оборудования в местах общего пользования многоквартирного дома для предоставления дополнительных услуг Собственникам, при условии использования полученных доходов от хозяйственного оборота на содержание многоквартирного дома. (п. 2.2.3 Договора).
29.01.2016 года истцы Горчаков В.Н., Горчаков В.В., Горчаков О.В. обратились к директору ООО «Строй-Сервис-Э» с «Запросом № 4», в котором, ссылаясь на положения ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ и «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года № 731, требовали обеспечить им свободный доступ к информации по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № <адрес> по ул. Космонавтов гор. Липецка, и в течение 10 рабочих дней направить заказным письмом информацию, в том числе:
- о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
- об использовании общего имущества дома;
- о привлечении управляющей организации, должностного лица управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
10 февраля 2016 года (в пределах требуемого срока - 10 рабочих дней) ООО УК «Строй-Сервис-Э» направило в адрес истцов письмо, в котором, ссылаясь на п. 17 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 23.09.2010г. № 731, обязывающий раскрывать только ту информацию, которая предусмотрена названным Стандартом, указало адрес официального сайта управляющей организации ООО УК «Строй-Сервис-Э» - http://sse/ngk48.ru. Сообщила, что к названному сайту имеется свободный доступ.
Проанализировав доводы сторон, суд находит несостоятельным довод истцов, полагающих, что их требование о предоставлении интересующей информации, было выполнено ответчиком ненадлежащим образом.
Извещая истцов о том, что вся необходимая информация опубликована на конкретном Интернетсайте управляющей организации, ответчик действовал в полном соответствии с требованиями нормативных актов, а именно - Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД», которым предусмотрено предоставление общей информации и общих сведений о выполняемых работах, оказываемых услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также информирование об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, в части исполнения управляющей организацией договоров управления.
В подтверждении факта соответствия размещенной на сайте информации требованиям закона, суду представлен ответчиком АКТ проверки от 27.05.2016 года № 6379, выполненной специалистами Государственной жилищной инспекции Липецкой области.
Критическая оценка истцом скриншотов со страниц Сайта управляющей организации, представленных ответчиком суду, является субъективным мнением истца Горчакова В.Н. Каких-либо требований относительно качества оказанных услуг, истцами предъявлено не было.
Возражая против доводов ответчика о наличии на сайте недостоверной информации в части использования общего имущества многоквартирного дома, представитель ответчика в суде пояснила, что нежилых помещений, которые могли бы сдаваться в аренду физическим, юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям, в многоквартирном жилом доме <адрес> по ул. Космонавтов гор. Липецка не имеется.
На представленном вместе с отзывом скриншоте странице с сайта ООО УК «Строй-Сервис-Э» - http://sse/ngk48.ru (л.д. 20) указано, что общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме не используется. И здесь же разъяснено, что под использованием понимается применение общего имущества собственников многоквартирного дома для определенных, не предусмотренных техническим назначением объекта, целей. – представитель ответчика указала, что данная информация полностью соответствует действительности. И никак не опровергается представленным истцом отчетом за 2015 год (л.д. 43), где отражены сведения о денежных средствах начисленных и оплаченных провайдерам, использующим подвал, для размещения оборудования, которое обеспечивает поступление жильцам и собственникам многоквартирного дома дополнительных услуг телефонии, телевидения, интернета. Возможность решения вопросов о предоставлении 3-м лицам мест общего пользования для размещения такого оборудования, предоставлена Управляющей компании п. 2.2.3 Договора управления многоквартирным домом. Как следует из представленного истцом Отчета о фактических доходах и расходах по содержанию общего имущества дома, полученные от провайдеров, денежные средства учитываются УК в доходах и используются на содержание многоквартирного дома. Перечень провайдеров, также размещен на Сайте Управляющей компании. Скриншот данной страницы также представлен суду. (л.д. 44).
Представитель ответчика отметила, что отчет носит общий характер, вычленить конкретное направление денег, поступивших от провайдеров, не возможно. Все деньги в целом поступают на нужды дома.
Проанализировав изложенное, суд не усматривает нарушение ответчиком прав истцов на получение информации. Истцы были своевременно поставлены известность о возможности ознакомления с информацией, размещенной на Сайте Управляющей компании, и раскрытой в полном соответствии со «Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731.
Доводы истца Горчакова В.Н., указывающего, что размещенная на Сайте информация не достаточно конкретизирована, в связи с чем его не устраивает, являются субъективным мнением истца, не основанном на требованиях закона и других нормативных актов, применимым к спорным отношениям.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных Горчаковыми исковых требований не имеется.
Отказывая в иске, суд учитывает, что требования истцов о предоставлении информации, заявлены ими на основании специального нормативно-правового акта - Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года № 731, поэтому положения Закона РФ «О защите прав потребителей» не могут быть применены к рассматриваемым отношениям. В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежит компенсации моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, и при наличии вины изготовителя (исполнителя).
В связи с отказом в иске о компенсации морального вреда, у суда отсутствуют основания для взыскания в пользу истцов штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона РФ «О Защите прав потребителей».
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Горчакову Виктору Николаевичу, Горчакову Виталию Викторовичу, Горчакову Олегу Викторовичу в удовлетворении заявленных исковых требований о возложении на ответчика обязанности по предоставлению информации, компенсации морального вреда и штрафа.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 28.05.2018 года