61RS0021-01-2023-002432-74
Дело № 2-282/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 февраля 2024 года г.Сальск
Сальский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Бабиной С.А.,
с участием помощника Сальского городского прокурора Глаговского А.А.,
при секретаре Черненко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры Сальского района «Сельский дом культуры Юловского сельского поселения», Администрации Юловского сельского поселения об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания учреждения культуры,
У С Т А Н О В И Л :
Сальский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБУК Сальского района «СДК Юловского сельского поселения», Администрации Юловского сельского поселения об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания учреждения культуры.
В обоснование указывает, что в нарушение п. 26 Требований к антитеррористической защищенности, ст. 3, 5 Федерального закона № 35-ФЗ, охрана МБУК Сальского района «СДК Юловского сельского поселения» (относится ко второй категории опасности), расположенное по адресу: ул. Ленина, 16, п. Юловский, Сальский район, Ростовская область, с привлечением сотрудников (работников) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях), не осуществляется.
Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения культуры, нарушают права, свободы и интересы работников, а также иных лиц, посещающих СДК Юловского сельского поселения.
В этой связи директору МБУК Сальского района «СДК Юловского сельского поселения» 30 октября 2023 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, меры к фактическому устранению выявленных нарушений не приняты. Не проведение вышеуказанных мероприятий отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности и антитеррористической защищённости объекта, что может привести к неблагоприятным последствия, связанным с причинением вреда жизни и здоровью посетителей и персонала.
Учреждением не обеспечены безопасные условия в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения оборудования системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Исходя из норм действующего законодательства обязанность по устранению выявленных городской прокуратурой нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасных условия в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), возложена на МБУК СДК, как на юридическое лицо, на Администрацию Юловского сельского поселения, наделенную полномочиями учредителя.
В данном случае основанием для обращения прокурора в суд явились нарушения в сфере законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБУК СДК.
Состав лиц, посещающих МБУК СДК, непостоянен и персонально изменчив, в связи с чем, данное исковое заявление предъявлено городским прокурором в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, просил суд обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры Сальского района «Сельский дом культуры Юловского сельского поселения», Администрацию Юловского сельского поселения в срок до 31 декабря 2024 обеспечить охрану учреждения культуры, расположенного по адресу: Ростовская область, Сальский район, п. Юловский, ул. Ленина, 16, с привлечением сотрудников (работников) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях) в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Помощник Сальского городского прокурора Глаговский А.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Сальского района «Сельский дом культуры Юловского сельского поселения» о дате и времени судебного разбирательства извещен в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждено распиской о явке в судебное заседание (л.д. 42), в судебное заседание представитель не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с требованиями Сальского городского прокурора согласен, просил установить срок для обеспечения охраны учреждения культуры до 31 декабря 2025 года (л.д. 45).
Ответчик Администрация Юловского сельского поселения о дате и времени судебного разбирательства извещен в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждено уведомлением (л.д. 49), в судебное заседание представитель не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 47).
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Изучив материалы дела, заслушав помощника Сальского городского прокурора, исследовав и оценив доказательства, судом установлено следующее.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из раздела II Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (пп. «д», п. 11). Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется, в том числе и в виде его предупреждения (профилактики), (пп. «а», п. 12). Предупреждение терроризма предполагает осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, (пп. «б», п. 13).
Федеральным законом от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Пунктами 4,6 ст. 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования антитеррористической защищенности объектов (территорий), категорий объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Так, в соответствии с указанной нормой, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту -Требования антитеррористической защищенности).
Согласно п.п. 2, 3 Требований антитеррористической защищенности для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, а также иные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры (далее - органы (организации) в сфере культуры).
Согласно п. 17 Требований к антитеррористической защищенности антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
В соответствии с п. 20 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях, в том числе воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); выявления потенциальных нарушителей, установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта.
Согласно пп. «в» п. 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются, в том числе организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях).
В соответствии с п. 26 Требований дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Как следует из материалов дела, Сальской городской прокуратурой в соответствии с указанием прокурора области от 29 декабря 2022 № 253/27 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности и терроризму» проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности МБУК Сальского района «СДК Юловского сельского поселения».
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение п. 26 Требований к антитеррористической защищенности, ст. 3, 5 Федерального закона № 35-ФЗ, охрана МБУК Сальского района «СДК Юловского сельского поселения» (относится ко второй категории опасности), расположенное по адресу: ул. Ленина, 16, п. Юловский, Сальский район, Ростовская область, с привлечением сотрудников (работников) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях), не осуществляется.
30 октября 2023 года Сальской городской прокуратурой в адрес Администрации Юловского поселения внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму (л.д. 8-11).
Согласно ответу директора МБКУ «СДК Юловского сельского поселения» от 15 декабря 2023 года с целью устранения выявленных нарушений, администрация МБУК «СДК Юловского сельского поселения» обратилась с письмом к Собранию депутатов Юловского сельского поседения о выделении финансирования для устранения нарушений. Инструкция по пропускному и внутриобъектному режимам в учреждении имеется. Она утверждена Приказом № 101/1 от 19 декабря 2022 года. С сотрудниками проводятся инструктажи по профилактике терроризма. На сегодняшний день пропускной режим в дневное время осуществляется работниками учреждения. Ведется Журнал регистрации посетителей учреждения культуры.
В бюджете МБУК «СДК Юловского сельского поселения» на 2023 год не были заложены средства на данные мероприятия, поэтому в сложившейся ситуации виновных должностных лиц учреждения, к которым следует применить дисциплинарное взыскание, не имеется. В то же время администрация МБУК «СДК Юловского сельского поселения» понимает всю степень ответственности за соблюдение требований законодательства и примет все необходимые меры к устранению указанных нарушений Закона и недопущению их впредь (л.д. 12-13).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2.1 Устава МБУК Сальского района «СДК Юловского сельского поселения» является муниципальным бюджетным учреждением.
Учредителем и собственником имущества МБУК Сальского района «СДК Юловского сельского поселения» является муниципальное образование «Юловское сельское поселение Сальского района». Функции Учредителя осуществляет в рамках своей компетенции Администрация Юловского сельского поселения Сальского района (л.д. 28-29).
Администрация Юловского сельского поселения формирует и утверждает муниципальное задание для бюджетного Учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности. Учреждение осуществляет в соответствии с муниципальным заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются Администрацией Юловского сельского поселения ( п. 5 Устава).
Пунктом 38 Требований к антитеррористической защищенности установлено, что контроль за выполнением настоящих требований осуществляется комиссией посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок с докладом результатов руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главе муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо лицу, исполняющему его обязанности.
Из чего следует, что Требованиями к антитеррористической защищенности прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов культуры требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Учитывая, что в п. 1, 2 Требований к антитеррористической защищенности указано, что к объектам (территориям), на которые распространяются его действие, являются объекты (территории), правообладателями которых являются органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере культуры.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что невыполнение ответчиками требований вышеуказанного законодательства нарушает права работников объекта культуры на благоприятную деятельность, гарантированные Конституцией РФ, а также охрану жизни и здоровья лиц, посещающих МБУК Сальского района «СДК Юловского сельского поселения».
Обязанность по устранению выявленных Сальской городской прокуратурой нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта культуры возлагается на МБУК Сальского района «СДК Юловского сельского поселения», как на юридическое лицо, отвечающее за жизнь и здоровье работников, а также иных лиц, посещающих СДК Юловского сельского поселения, Администрацию Юловского сельского поселения, наделенную полномочиями учредителя Учреждения.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку материалами дела подтверждено, что права, свободы и интересы работников, а также иных лиц, посещающих СДК Юловского сельского поселения на надлежащее обеспечение антитеррористического состояния здания образовательной организации нарушаются.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, учитывая сроки формирования областного и местного бюджетов на очередной финансовый год, суд считает, необходимым установить срок для исполнения ответчиком обязанности по проведению работ, указанных в резолютивной части решения в срок до 01 июня 2025 года, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры Сальского района «Сельский дом культуры Юловского сельского поселения», Администрации Юловского сельского поселения об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания учреждения культуры, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры Сальского района «Сельский дом культуры Юловского сельского поселения» (ИНН 6153025980, ОГРН 1076153002310), Администрацию Юловского сельского поселения (ИНН 6153023655, ОГРН 1056153019878) в срок до 01 июня 2025 года обеспечить охрану учреждения культуры, расположенного по адресу: Ростовская область, Сальский район, п. Юловский, ул. Ленина, 16, с привлечением сотрудников (работников) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях) в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Бабина
Решение в окончательной форме изготовлено 06 февраля 2024 года.