Дело № 2-1344/2024 Председательствующий – судья Позинская С.В.
32RS0027-01-2023-005435-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-3198/2024
гор. Брянск 26 ноября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Богородской Н.А.,
судей Фроловой И.М., Горбачевской Ю.В.,
при секретаре Тихоновой М.В.,
с участием прокурора Мосеенкова А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Брасовского района Брянской области на решение Советского районного суда г. Брянска от 28 марта 2024 г. по иску прокурора Брасовского района Брянской области в интересах Алипченковой Т.А. к ГУП «Брянсккоммунэнерго» о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Горбачевской Ю.В., выслушав объяснения помощника прокурора Брасовского района Брянской области Мосеенкова А.Д., поддержавшего доводы апелляционного представления, заслушав возражения представителя ответчика ГУП «Брянсккоммунэнерго» по доверенности Воронина В.В. на доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Брасовского района Брянской области обратился с иском в суд, указывая, что на основании поступившего коллективного обращения жителей <адрес> проведена проверка исполнения ГУП «Брянсккоммунэнерго» требований законодательства о взимании денежных средств за услугу «Отопление» в части начисления абонентам платы за обогрев мест общего пользования в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что жителям данного дома с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ГУП «Брянсккоммунэнерго» начисляет плату за коммунальную услугу «отопление», в сумму которой включается плата за услугу обогрева мест общего пользования, которая фактически не предоставляется.
Ссылаясь на нарушение права потребителей на получение коммунальной услуги в виде отопления мест общего пользования в необходимом объёме и надлежащего качества, прокурор просил суд :
обязать ГУП «Брянсккомунэнерго» на основании п. 98, 150 Правил произвести абоненту квартиры № многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Алипченковой Т.А., являющейся инвалидом 2 группы, перерасчет размера платы за коммунальную услугу «отопление» в части отопления мест общего пользования в сторону её уменьшения, вплоть до её полного освобождения от оплаты данной услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
обязать ГУП «Брянсккомунэнерго» прекратить начисление Алипченковой Т.А. платы за коммунальную услугу «отопление» в части отопления мест общего пользования, ввиду отсутствия в местах общего пользования данного дома работающих отопительных приборов.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 28 марта 2024 г. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционном представлении прокурор Брасовского района Брянской области просит решение суда отменить как незаконное, вынести новое, которым исковые требования удовлетворить. Ссылается на то, что материалами дела подтверждается факт того, что жителям вышеуказанного многоквартирного дома начисляется плата за коммунальную услугу «отопление», в сумму которой включается плата за услугу отопления мест общего пользования, которая фактически им не предоставляется. В ходе выездной проверки установлено, что в третьем подъезде МКД отсутствуют работающие отопительные приборы по причине их демонтажа, а стояки центрального отопления заизолированы. При этом вопреки выводу суда, факт прохождения магистральной трубы через данный подъезд не подтверждается. Подъезды дома находятся на значительном расстоянии друг от друга, в связи с чем передача тепла местам общего пользования подъезда № за счет отопления соседних подъездов данного дома не осуществляется. При таких обстоятельствах начисление жильцам дома платы за отопление мест общего пользования незаконно. В соответствии с пунктами 90 и 150 Правил № при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении, или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению, вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и /или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан в соответствии с положениями настоящих Правил произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 31 октября 2024 г. дело принято к производству по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, Алипченкова Т.А. привлечена судом к участию в деле в качестве истца.
Прокурор в интересах Алипченковой Т.А. поддержал исковые требования в суде апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: истец Алипченкова Т.А., третьи лица. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Алипченкова Т.А. является собственником ? доли квартиры № в третьем подъезде дома <адрес>, оплачивает коммунальную услугу по отоплению мест общего пользования в доме.
Жилое помещение по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находится на центральном отоплении. Поставщик коммунального ресурса ГУП «Брянсккомунэнерго», многоквартирный дом подключен к котельной расположенной по адресу: <адрес>
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> не оборудован общедомовыми приборами учёта тепловой энергии. Размер платы по отоплению мест общего пользования для всех собственников данного многоквартирного дома определяется согласно пункту 42 (1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. по формуле 2(4) и 2(6), исходя из норматива 0,014 (решение № от ДД.ММ.ГГГГ), утверждённого Локотским Поселковым Советом народных депутатов), согласно действующим тарифам.
В ходе проведения прокурором Брасовского района Брянской области выездной проверки установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> в местах общего пользования (третьем подъезде, межквартирных лестничных площадках, лестницах, коридорах) работающие отопительные приборы (радиаторы и батареи) отсутствуют по причине их демонтажа, стояки центрального отопления заизолированы, что подтверждается актом результатов проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Прокуратурой Брасовского района в адрес генерального директора ГУП «Брянсккоммунэнерго» вносилось представление об устранении нарушений законодательства о предоставлении услуг ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросу прекращения начисления платы за отопление в многоквартирных домах мест общего пользования, расположенных по <адрес>.
Согласно акту ГУП «Брянсккомунэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом № двухэтажный, 3-х подъездный по <адрес> Подвал в доме отсутствует. В первом подъезде (кв. №) радиаторы отопления установлены на лестничной площадке между 1-ым и 2-ым этажами, которые находятся в рабочем состоянии. В кв. № – индивидуальный стояк. Ввод отопления и узел управления находятся во 2-м подъезде (кв. №), за счет чего осуществляется отопление. Квартир с индивидуальными приборами во 2-м подъезде нет. В 3-ем подъезде (кв. №) радиаторы отопления во время капитального ремонта демонтированы. В кв. № имеется индивидуальное отопление, техническая документация не предоставлена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе отсутствие отопительных приборов и трубопроводов системы отопления в местах общего пользования многоквартирного дома в третьем подъезде жилого дома не исключает факт оказания ответчиком коммунальной услуги по предоставлению тепловой энергии в целях содержания общего имущества дома, способствующей поддержанию необходимого теплового режима в местах общего пользования. Истцом не представлено доказательств отсутствия во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления, следовательно, не доказан факт полного отсутствия фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева общедомового имущества.
Судебная коллегия, разрешая спор по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.2, ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункты 1, 3 часть 1 статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положениями части 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, с последующими изменениями и дополнениями).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе нежилых помещений, устанавливают права и обязанности потребителей коммунальных услуг, к которым относятся услуги по теплоснабжению, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с пп. «е» п. 4 Правил № 354, отопление является услугой по подаче по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения № 1 к настоящим Правилам.
Согласно пп. «а», «г» п. 31 Правил № 354, исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальную услугу в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечить правильность исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В соответствии с пунктами 98, 150 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении, или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги, вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
По мнению прокурора района, отсутствие отопительных приборов и трубопроводов системы отопления в местах общего пользования - третьем подъезде многоквартирного дома, - свидетельствует о неоказании ответчиком истцу Алипченковой Т.А. услуги по отоплению мест общего пользования, за которую начисляется плата, в связи с чем требуется перерасчет платы до полного освобождения от оплаты услуг.
С таким доводом судебная коллегия не соглашается. Правовое значение при разрешении настоящего спора имеет вопрос о фактическом потреблении тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения на общедомовые нужды.
Как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, объёмную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170).
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению должен быть положен принцип возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 46-П).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении № 16-П от 27.04.2021 г. «По делу о проверке конституционности абзаца третьего пункта 42(1), пунктов 44 и 46 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формулы 3 Приложения № 2 к данным Правилам в связи с жалобой гражданки В.Н. Шестериковой», такой подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом.
Данная презумпция может быть опровергнута лишь полным отсутствием фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что, в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы (аналогичная правовая позиция высказана и в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года).
Однако полного отсутствия фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по адресу: <адрес> по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения в доме, не установлено.
Из материалов дела усматривается, что названный жилой многоквартирный дом подключен к централизованным сетям теплоснабжения с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, которое состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Учитывая изложенную правовую позицию Конституционного Суда РФ, принимая во внимание, что разводка внутридомовой системы отопления предполагает прохождение через общие конструкции данного дома (стены, плиты перекрытий и т.п.) таких элементов внутридомовой системы отопления, от которых возможна передача тепла, в том числе, в граничащие с этими конструкциями помещения (включая помещения общего пользования), то, несмотря на отсутствие непосредственно в помещениях общего пользования данного многоквартирного дома отопительных приборов и иных теплопотребляющих элементов внутридомовой системы отопления, тепловая энергия, поступающая в указанный дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется жилыми и нежилыми помещениями, которые отапливаются централизованно, но и фактически используется для обогрева помещений общего пользования (т.е. на общедомовые нужды).
Таким образом, отсутствие в одном из подъездов жилого дома отопительных приборов по причине их демонтажа, а также изолирование стояков центрального отопления не влечет за собой реконструкцию в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды.
Сказанное, в свою очередь, обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (часть 3 статьи 36 и пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации) ( данная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 16-П от 27.04.2021 г.).
При таких обстоятельствах возложение на собственника жилого помещения Алипченкову Т.А. обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению мест общего пользования, которые расположены в многоквартирном доме, подключенном к централизованному отоплению, согласуется с требованиями действующего законодательства.
В связи с изложенным требования прокурора об освобождении истца от оплаты за коммунальную услуги не подлежат удовлетворению. Также не имеется оснований к перерасчету платы за потребленную коммунальную услугу.
В соответствии с абз. 7 п. 42(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г., в целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги предоставляет в адрес исполнителя заявление. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с настоящим пунктом с расчетного периода, в котором предоставлено указанное заявление, при наличии в документах, входящих в состав технической документации, сведений, указанных в абз. 12 п. 6 настоящих Правил.
Следовательно, при отсутствии доказательств, подтверждающих полное отсутствие в многоквартирном жилом доме централизованной системы отопления, либо произведенное жильцами переустройство инженерных систем жилого дома, заключающихся в демонтаже системы отопления мест общего пользования, согласованное в установленном порядке, правовые основания для перерасчета платы за отопление мест общего пользования отсутствуют.
Само по себе отсутствие отопительных приборов и трубопроводов системы отопления в местах общего пользования многоквартирного дома в третьем подъезде жилого дома не исключает факт оказания истцом коммунальной услуги по предоставлению тепловой энергии в целях содержания общего имущества дома, способствующей поддержанию необходимого теплового режима в местах общего пользования, и не является основанием к перерасчету платы.
По иным основаниям прокурор не просил произвести перерасчет платы, доказательств того, что услуга по отоплению мест общего пользования ответчиком предоставлена ненадлежащего качества или не в полном объеме, прокурор не представил, соответствующих расчетов, замеров температурного режима не привел, технических заключений не представил, соответствующих ходатайств суду не заявил, в связи с чем оснований для перерасчета платы за отопление мест общего пользования по иску прокурора судебная коллегия также не усматривает.
На основании изложенного, исковые требования прокурора в интересах Алипченковой Т.А. подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Поскольку при разрешении данного спора судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права вследствие рассмотрения дела без привлечения материального истца, то в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит безусловной отмене.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Брянска от 28 марта 2024 г. по иску прокурора Брасовского района Брянской области в интересах Алипченковой Т.А. к ГУП «Брянсккоммунэнерго» о понуждении к совершению действий отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Брасовского района Брянской области в интересах Алипченковой Т.А. к ГУП «Брянсккоммунэнерго» о понуждении к совершению действий.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий | Н.А.Богородская |
Судьи | Ю.В. Горбачевская |
И.М. Фролова |
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 ноября 2024 г.