Решение по делу № 2-341/2021 от 07.04.2021

Дело № 2-341/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        р.п.Иловля                                                                      «18» мая 2021 года

    Иловлинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Елисеевой Т.Г.,

при секретаре Чуйкине Д.А.,

с участием старшего помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Чекуновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области и администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности принять меры, направленные на установку пандуса,

установил:

прокурор Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области (далее – МБОУ «Трехостровская СОШ») и администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о выделении из бюджета муниципального образования денежных средств, оборудовании входа в здание образовательного учреждения пандусом.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об образовании и социальной защите инвалидов в деятельности образовательных учреждений Иловлинского района установлено, что вход в здание МБОУ «Трехостровская СОШ» по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, ст.Трехостровская, ул.Советская, дом 36, не оборудован специальным приспособлением – пандусом, предназначенным для беспрепятственного доступа в него детей с ограниченными возможностями, а также людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе, инвалидов-колясочников.

Указанные нарушения не отвечают требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают конституционные права граждан, гарантирующие инвалидам беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

С учётом изложенного прокурор просил суд обязать администрацию Иловлинского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить МБОУ «Трехостровская СОШ» финансирование оснащения входа в здание образовательного учреждения пандусом, а МБОУ «Трехостровская СОШ» - в течение одного месяца со дня обеспечения финансирования оборудовать вход в здание образовательного учреждения пандусом.

    В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, указал о согласии с иском, просил предоставить срок для принятия мер, направленных на финансирование образовательного учреждения, в течение одного года после вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика МБОУ «Трехостровская СОШ» в судебное заседание не явился. В представленном ходатайстве представитель ответчика Федосеева Н.Г. просила рассмотреть дело без её участия, указала о согласии с иском, просила предоставить срок для устранения выявленных нарушений в течение одного года после вступления решения в законную силу.

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

    В силу п. "а" ст. 9 "Конвенции о правах инвалидов", чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

На основании ст. 3 Закона Волгоградской области от 31 ноября 2002 года № 757 – ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся среди прочего, объекты и организации образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года №73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.

Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт "ж" ч. 1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Вместе с тем, пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Исходя из положений, установленных п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

При разрешении спора судом установлено, что прокуратурой Иловлинского муниципального района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры, в результате которой установлено, что вход в здание МБОУ «Трехостровская СОШ» по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, ст.Трехостровская, ул. Советская, дом 36, не оборудован пандусом, условия для посещения образовательного учреждения маломобильными группами населения не созданы.

Данное обстоятельство подтверждается информацией начальника отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области (л.д. 8-9).

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями прокурором в адрес главы администрации Иловлинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, установлен месячный срок для принятия мер, направленных на устранение нарушений (л.д. 10-12).

По результатам внесённого представления, глава Иловлинского муниципального района сообщил о подтвердившихся фактах нарушения законодательства о социальной защите инвалидов и привлечении руководителя образовательного учреждения к дисциплинарной ответственности (л.д.13,14).

Указанные нарушения не соответствуют требованиям федерального законодательства и существенным образом ограничивают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.

Собственником здания МБОУ «Трехостровская СОШ», расположенного по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, ст.Трехостровская, ул.Советская, 36, является МБОУ «Трехостровская СОШ», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 17).

Учредителем МБОУ «Трехостровская СОШ» является Иловлинский муниципальный район Волгоградской области, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования, опеки и попечительства (п. 1.3. Устава МБОУ «Трехостровская СОШ») (л.д.15-16).

    Поскольку условия для посещения образовательной организации маломобильными группами населения не созданы (отсутствует оборудованный пандусом вход в здание школы), что лишает инвалидов-колясочников возможности для полноценной жизнедеятельности, нарушает их конституционные права на достойную жизнь и свободное развитие, ограничивает возможность получения без дискриминации качественного образования, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, в связи с чем, считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

        Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 6 месяцев каждому из ответчиков, с учётом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ. Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенных нарушений, социальной значимости исполнения решения суда является разумным и достаточным для исполнения.

        При этом суд исходит из того, что ответчики добровольно не приняли необходимых мер по устранению нарушений требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Прокурор и администрация Иловлинского муниципального района в силу положений п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В Налоговом кодексе РФ отсутствует определение «государственные органы, органы местного самоуправления».

В ч.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Таким образом, ответчик МБОУ «Трехостровская СОШ» также освобождено от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

решил:

иск прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области и администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности принять меры, направленные на установку пандуса, удовлетворить.

Обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу выделить муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области денежные средства в целях оборудования входа в здание образовательного учреждения пандусом.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» в течение шести месяцев со дня обеспечения финансирования оборудовать вход в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, ст.Трехостровская, ул.Советская, д.36, пандусом.

    Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 21 мая 2021 года.

    Судья                                                           Т.Г.Елисеева

2-341/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Иловлинского района Волгоградской области
Ответчики
Администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области
МБОУ Трёхостровская СОШ
Суд
Иловлинский районный суд Волгоградской области
Судья
Елисеева Татьяна Геннадьевна
Дело на сайте суда
ilov.vol.sudrf.ru
07.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2021Передача материалов судье
09.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Судебное заседание
21.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее