Дело № 2-916/2020
Изготовлено в окончательной форме 11.03.2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 марта 2020 года Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Линчевской М.Г.,
при секретаре Бабушкиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой К.С. Акционерному обществу «Тандер» о взыскании задолженности по заработной плате, отпускных, компенсации за задержку выплат, морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Филиппова К.С. обратилась в суд с иском к акционерному обществу «Тандер» о взыскании задолженности по заработной плате, отпускных, компенсации за задержку выплат, морального вреда. В обоснование заявленных требований указывает, что состояла в трудовых отношениях с акционерным обществом «Тандер» с 09.02.2018 в должности секретаря в отделе управления персоналом филиала АО «Тандер» в городе Мурманске. Приказом №МU18-у от 26.04.2019 истец уволена по собственному желанию. Однако ответчик полный расчет в день увольнения не произвел. Кроме того, работодатель не в полном размере производил выплату заработной платы, чем нарушил права истца, а также причинил ей моральный вред. На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика заработную плату за май 2018 года в размере 2 555 рублей 41 копейка, заработную плату за июнь 2018 года в размере 2 555 рублей 41 копейка, заработную плату за июль 2018 года в размере 2 555 рублей 41 копейка, за август в размере 631 рубль 65 копеек, отпускные за период с 01.08.2018 по 28.08.2018 в размере 8 839 рублей 33 копейки, компенсацию за неиспользованный отпуск в 2018 году в размере 8 839 рублей 33 копейки, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 7 286 рублей 58 копеек, выплатить компенсацию за задержку заработной платы в размере 7 880 рублей 70 копеек, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривая факта выплаты заработной платы в размере менее МРОТ, а также расчет истца, полагала, что требования истца удовлетворению не подлежат. Также указала, что истцом не представлено доказательств причинения морального вреда действиями ответчика.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В силу статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также на равное вознаграждение за равный труд.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели независимо от их организационно правовых форм и форм собственности в трудовых отношениях руководствуются положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Судом установлено, что истец состоял в трудовых отношениях с акционерным обществом «Тандер» с 09.02.2018 в должности секретаря в отделе управления персоналом филиала АО «Тандер» в городе Мурманске.
Приказом №МU18-у от 26.04.2019 истец уволена в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по собственному желанию).
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с ч. 1 ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В силу части 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что минимальный размер оплаты труда в Мурманской области с 01.01.2018 был установлен в размере 9 489 рублей, с 01.05.2018 в размере 11 163 рубля, с 01.01.2019 в размере 11 280 рублей.
Однако, заработная плата ей начислялась с нарушением норм действующего законодательства, в размере менее величины МРОТ с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки.
Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации: для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть вторая); размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного генеральным законом; месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 данного Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями 6-8 статьи 133.1 данного Кодекса, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
В силу ст. 315 Трудового кодекса РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
На основании ст. 316 Трудового кодекса РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г., О.Л. Дейдей, К. и И.Я. Кураш" сложившаяся правоприменительная практика о включении в состав минимального размера оплаты труда указанных выплат признана неверной.
Постановлено, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования названные нормы трудового законодательства не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
При таких обстоятельствах требования истца в части взыскания задолженности по заработной плате, отпускных, в том числе в части компенсации отпуска при увольнении, подлежат удовлетворению.
Согласно расчету истца задолженность за май, июнь, июль 2018 года составляет по 2 555 рублей 41 копейка, за август 2018 года - 631 рубль 65 копеек, задолженность по выплате отпускных за период с 01.08.2018 по 28.08.2018 составляет 8 839 рублей 33 копейки, компенсация за неиспользованный отпуск в 2018 году – 8 839 рублей 33 копейки, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении – 7 286 рублей 58 копеек.
Расчет начисленных сумм ответчиком не оспаривался.
При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию суммы недоплат в указанном в расчете размере.
В силу статьи 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Согласно расчету истца сумма компенсации составляет 7 880 рублей 70 копеек.
Указанный расчет ответчиком также не оспаривался.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения дела выплата компенсации за задержку выплат ответчиком не произведена требования истца в данной части подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 17.03.2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая, что судом установлен факт нарушения ответчиком прав истца, суд приходит к выводу о наличии безусловных оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации суд, учитывая все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а также принимая во внимание требования разумности и справедливости, существо допущенных ответчиком нарушений, повлекших лишение возможности истца на получение заработной платы, которая являлась для истца источником средств к существованию, а также их длительность, полагает разумным взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 1 734 рубля 31 копейка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Филипповой К.С. к Акционерному обществу «Тандер» о взыскании задолженности по заработной плате, отпускных, компенсации за задержку выплат, морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Акционерного общества «Тандер» в пользу Филипповой Кристины Сергеевны заработную плату за май 2018 года в размере 2 555 рублей 41 копейка, июнь 2018 года в размере 2 555 рублей 41 копейка, июль 2018 года в размере 2 555 рублей 41 копейка, август 2018 года в размере 631 рубль 65 копеек, отпускные за период с 01.08.2018 по 28.08.2018 в размере 8 839 рублей 33 копейки, компенсацию за неиспользованный отпуск в 2018 году в размере 8 839 рублей 33 копейки, компенсацию за неиспользованный отпуск, подлежащую выплате при увольнении, в размере 7 286 рублей 58 копеек, компенсацию за задержку выплат в размере 7 880 рублей 70 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, а всего 46 143 рубля 82 копейки.
В удовлетворении требований в остальной части - отказать.
Взыскать с Акционерного общества «Тандер» в доход бюджета государственную пошлину в размере 1 734 рубля 31 копейка.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в апелляционном порядке через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий М.Г. Линчевская