Решение по делу № 33-5233/2023 от 15.06.2023

г.Сыктывкар УИД 11RS0001-01-2022-008642-34

Дело № 2-328/23 (№ 33-5233/23)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.,

при секретаре К.

рассмотрела в судебном заседании 22 июня 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе Цепковой Т.Д. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 марта 2023 года, которым

исковые требования Цепковой Т.Д., <Дата обезличена> года рождения, (паспорт гражданина Российской Федерации <Номер обезличен> выдан Отделом УФМС России по ..., <Дата обезличена> года) к АО НИПИИ «Комимелиоводхозпроект» (ИНН ...) о признании межевого плана земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, принадлежащего Цепковой Т.Д., недействительным и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, принадлежащего Цепковой Т.Д., оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., объяснения Цепковой Т.Д. и представителя МОГО «Сыктывкар» Климовой Л.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Цепкова Т.Д. обратилась в суд с иском к АО НИПИИ «Комимелиоводхозпроект» о признании межевого плана земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, принадлежащего Цепковой Т.Д., недействительным, и исключении из ЕГРН сведений о границах этого земельного участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены АМО ГО «Сыктывкар», СНТ «Север», Плотникова А.М., Михайлова И.Л., Шерстобитова Л.П., Анчиков С.Е.

В ходе рассмотрения настоящего спора судом истец исковые требования поддерживала (протоколы судебных заседаний от 25.09.2022, от 23.01.2023 г.).

В судебное заседание истец Цепкова Т.Д. не явилась, ходатайствовала об отложении рассмотрение дела ввиду невозможности явки в судебное заседание 17.03.2023 г., подтверждающих документов не представила.

Представитель АО НИПИИ «Комимелиоводхозпроект» в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель МОГО «Сыктывкар» в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, полагал заявленный иск подлежащим отклонению, предоставил доказательства направления Цепковой Т.Д. копий документов в обоснование возражений по существу заявленного иска; третье лицо Шерстобитова Л.П. ходатайствовала о рассмотрении спора в ее отсутствие, иные участники процесса в суд не явились.

Суд вынес приведенное решение в отсутствие истца, отклонив ходатайство Цепковой Т.Д. об отложении рассмотрения дела из-за отсутствия доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах неявки в судебное заседание.

    В апелляционной жалобе Цепкова Т.Д. с решением суда не согласна, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

    Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

    На основании ст. ст. 68, 70 Земельного кодекса Российской Федерации формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета. Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости.

    Как предусмотрено ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в числе прочих, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).

    В соответствии со ст. 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» под комплексными кадастровыми работами в целях настоящего Федерального закона понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов, или территориях, указанных в части 1 статьи 42.11 настоящего Федерального закона (далее - территория выполнения комплексных кадастровых работ):

1) земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;

2) земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 настоящей статьи;

3) зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

В результате выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков.

В отношении земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии с утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории либо в случае, если применительно к такой территории утвержден проект организации и застройки территории или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в границах такой территории, на основании указанных проекта или документа (при наличии таких утвержденных проекта или документа).

    На основании ст. 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется:

1) разработка проекта карты-плана территории;

2) согласование местоположения границ земельных участков путем проведения заседаний согласительной комиссии по этому вопросу;

3) утверждение карты-плана территории органом, уполномоченным на утверждение карты-плана территории;

4) представление карты-плана территории в орган регистрации прав.

Для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные федерального фонда пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, фондов пространственных данных субъектов Российской Федерации, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, органах местного самоуправления поселений, документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков. Для определения местоположения границ лесных участков при выполнении комплексных кадастровых работ используются сведения государственного лесного реестра.

    Судом установлено, что земельный участок по адресу: <Адрес обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, принадлежит на праве собственности Цепковой Т.Д. Первоначально указанный земельный участок был предоставлен отцу Цепковой Т.Д. – Ц.Д.. на праве пожизненного наследуемого владения с учетом Постановления Администрации г. Сыктывкара № <Номер обезличен> от 23.02.1994. Согласно свидетельству о праве пожизненного наследуемого владения № <Номер обезличен> Ц.Д.. предоставлен земельный участок площадью 687 кв.м., длины границ участка составили 20,2 м., 34,0 м., 20,2 м., 34,0 м.

С указанным участком имеет смежную границу земельный участок по адресу: <Адрес обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, который принадлежит на праве собственности Михайловой А.М. Ранее этот земельный участок был предоставлен К. на праве пожизненного наследуемого владения на основании Постановления Администрации г. Сыктывкара № <Номер обезличен> от 23.02.1994. Согласно приложению к постановлению его площадь составляла 782 кв. м и не изменилась при переходе права собственности на него к Михайловой А.М.

С учетом положений Федерального Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», постановления Правительства Республики Коми от 15 февраля 2017 года № <Номер обезличен>, на территории МО ГО «Сыктывкар» в 2018 году производились комплексные кадастровые работы в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории кадастрового квартала <Номер обезличен> СНТ «Север» ... комплекса).

Заказчиком комплексных кадастровых работ выступала администрация, а их исполнителем-АО НИПИИ «Комимелиоводхозпроект» в соответствии с муниципальным контрактом № <Номер обезличен> от 20.06.2018,

В силу положений ст. 42.10 Федерального закона № 221-ФЗ согласование местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется согласительной комиссией.

В целях обеспечения ознакомления заинтересованных лиц с установленным при выполнении комплексных кадастровых работ местоположением границ земельных участков заказчик комплексных кадастровых работ размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проект карты-плана территории одновременно с извещением о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков.

Извещение о начале выполнения комплексных кадастровых работ было опубликовано в газете «Панорама столицы» и размещено на официальном сайте администрации с учетом положений ст. 42.7 ФЗ № 221-ФЗ.

15.10.2018 прошло заседание согласительной комиссии, созданной на основании Постановления Администрации МОГО «Сыктывкар» от 26.07.2018 № <Номер обезличен>.

Как следует из протокола заседания согласительной комиссии, собственники земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> в согласительную комиссию по вопросам уточнения границ принадлежащих им земельных участков не обращались. Комиссией рассматривался вопрос о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> с границами земель общего пользования, установлено, что происходит увеличение границ за счет зеленой зоны в центре общества, где ранее были дополнительно предоставлены земельные участки для садоводства, но собственники их не оформили. Постановлено уточнить границы участков как есть.

Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 05.12.2018 № <Номер обезличен> утверждена карта-план кадастрового квартала <Номер обезличен>, разработанная АО НИПИИ «Комимелиоводхозпроект» по результатам проведения комплексных кадастровых работ на территории СНТ «Север» ... садоводческого комплекса в соответствии с муниципальным контрактом № <Номер обезличен> от 20.06.2018.

Разрешая спор при установленных обстоятельствах на основании приведенного выше правового регулирования и отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что доводы истца о проведении комплексных кадастровых работ с нарушениями, как и доводы о согласовании между собственниками смежных земельных участков (<Номер обезличен> и <Номер обезличен>) изменений существующих их границ до составления межевых планов, не подтверждены допустимыми доказательствами.

При этом суд принял во внимание, что вступившим в законную силу решением ... городского суда Республики Коми по гражданскому делу № <Номер обезличен> установлено, что комплексные кадастровые работы выполнены АО НИПИИ «Комимелиоводхозпроект» в соответствии с требованиями закона, собственником земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> результаты данных работ в согласительной комиссии не оспорены, утверждены органом местного самоуправления.

По результатам судебной экспертизы, проведенной ООО ПИФ «...» в рамках гражданского дела ... городского суда Республики Коми № <Номер обезличен>, площадь земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> согласно сведениям ГКН (757 кв.м.) больше на 70 кв.м., чем площадь участка, указанная в Свидетельстве на ПНВ №<Номер обезличен> (687 кв.м.), то есть в результате комплексных кадастровых работ площадь земельного участка Цепковой Т.Д. не уменьшилась по сравнению с данными правоустанавливающих документов, а увеличилась, как не уменьшились и длины границ земельного участка по сравнению с данными правоустанавливающих документов, что следует из приложения № <Номер обезличен> к заключению. Таким образом, в результате комплексных кадастровых работ не были нарушены права и законные интересы Цепковой Т.Д. как собственника земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>.

Как следует из протокола заседания согласительной комиссии от 15.10.2018, комиссией рассматривался вопрос о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, а именно что фактически участок используется с большей площадью, чем по документам, собственник хочет увеличить площадь более чем на 10% от ранее предоставляемого.

По результатам рассмотрения вышеуказанного вопроса, согласительной комиссией принято решение об увеличение земельного участка, но не более чем на 10% от ранее предоставленной по документам, остальную часть участка оформить за свой счет путем схемы перераспределения с землями общего пользования.

При согласовании местоположения границ земельного участка в рамках выполнения комплексных кадастровых работ местоположение таких границ считается согласованным, если возражения относительно местоположения границ земельного участка не представлены заинтересованными лицами, а также в случае, если местоположение таких границ установлено на основании вступившего в законную силу судебного акта, в том числе в связи с рассмотрением земельного спора о местоположении границ земельного участка (ч. 17 ст. 42.10 Ф3-221).

Постановлением администрации от 05.12.2018 года №<Номер обезличен> утверждена карта-план кадастрового квартала <Номер обезличен>, разработанная АО НИПИИ « Комилиоводхозпроект».

Из материалов экспертизы, проведенной в рамках гражданского дела <Номер обезличен>, фактическое землепользование земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> больше, чем в правоустанавливающем документе (свидетельство на ПНВ). При работе согласительной комиссии истцом заявлено увеличение земельного участка на 500 кв.м, что значительно больше, чем фактическое землепользование.

    При таких обстоятельствах и с учетом того, что на заседании согласительной комиссии смежная граница участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> правообладателями не оспаривалась, суд пришел к обоснованному, вопреки доводам жалобы, выводу об отсутствии оснований для исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> и о соответствии оспариваемых результатов кадастровых работ положениям п. п. 3 и 4 ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

    Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не принято во внимание решение ... городского суда по делу <Номер обезличен>, которым признан незаконным ответ Администрации МОГО «Сыктывкар» Ц. от 13.11.2018 и которым Администрация обязана повторно рассмотреть заявление Ц. об увеличении спорного земельного участка на площадь более, чем на 10% от ранее предоставленного, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку предметом заявленного иска в настоящем деле является смежная граница между земельными участками с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, как об этом указано в мотивировочной и просительной части искового заявления, в то время как требование об увеличении земельного участка истца на 500 кв. м основывается на присоединении к этому участку части территории «зеленой зоны».

    Доводы апелляционной жалобы о незаконном рассмотрении дела в отсутствие истца отклоняются судебной коллегией, поскольку в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (часть 1).

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3).

Разрешая поступившее ходатайство истца об отложении рассмотрения дела, суд обоснованно исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах неявки в судебное заседание.

При таких обстоятельствах оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цепковой Т.Д. - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 июня 2023 года.

Председательствующий-

Судьи –

33-5233/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Цепкова Татьяна Дмитриевна
Ответчики
АО НИПИИ Комимелелиовдхозпроект
Другие
Плотникова Анна Михайловна
Михайлова Ирина Леонидовна
АМОГО Сыктывкар
СНТ «Север»
Шерстобитова Людмила Павловна
Анчиков Сергей Евстратьевич
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пунегов П.Ф.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
22.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2023Передано в экспедицию
22.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее