Дело № 2а -323 /2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Усть-Абакан Республики Хакасия 16 апреля 2019 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Борец С.М.,
при секретаре Граф Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Котельникова Алексея Викторовича к администрации Усть-Абаканского поссовета о признании незаконными бездействий, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Котельников А.В. обратился в суд с административным иском к администрации Усть-Абаканского поссовета о признании незаконными бездействий, обязании устранить допущенные нарушения, мотивируя тем, что ему из налогового уведомления *** стало известно, что в настоящее время на его имя зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования на земельный участок, расположенный по адресу: ..., и имеющий кадастровый ***. Между тем, земельный участок *** никогда не принадлежал истцу па праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования. Из кадастрового плана земельного участка *** следует, что данный земельный участок имеет адрес: ... Однако, согласно п. 2 и п. 3 постановления главы МО Усть-Абаканский район от *** ***п, данный земельный участок был предоставлен истцу в целях заключения договора аренды. Договор аренды земельного участка *** площадью *** между истцом и органом местного самоуправления заключен не был. Иные права на земельный участок *** площадью *** истец никогда не приобретал и не оформлял. Ранее, постановлением главы Усть-Абаканского поссовета от *** за ***-п, истцу был предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок, расположенный по адресу: ... и имеющий площадь *** Однако, согласно п. 1 постановления главы МО Усть-Абаканский район от *** *** права истца на данный земельный участок прекращены. Таким образом, в настоящее время в органе регистрации прав за истцом зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования на земельный участок, владеть и пользоваться которым истец прекратил в ***. Данное обстоятельство нарушает права истца, поскольку необоснованно возлагает на последнего обязанность по уплате налогов за земельный участок, которым истец не владеет и не пользуется. В целях регистрации прекращения права постоянного бессрочного пользования истца на земельный участок, истец направил в Администрацию Усть-Абаканского поссовета письменное заявление от ***, в котором просил ответчика обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения с ***, права постоянного бессрочного пользования истца на земельный участок. Ответчик в своем письме от *** отказал истцу в удовлетворении его заявления от *** Отказ мотивирован тем, что ответчик не обладает полномочиями по обращению в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения с *** права постоянного бессрочного пользования истца на земельный участок. Вышеуказанное бездействие ответчика считает незаконным, приводя правовые нормы, так же ссылаясь на ч.1 ст. 45 Земельного кодекса РФ, ч. 3и ч.5 ст. 53 Земельного кодекса РФ, указывая, что в настоящее время полномочия по распоряжению земельным участком и по обращению в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком возложены на ответчика. Просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет по обращению в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения с *** права постоянного (бессрочного) пользования Котельникова Алексея Викторовича на земельный участок, расположенный по адресу: ... Обязать Администрацию муниципального образования Усть-Абаканский поссовет обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения с *** права постоянного (бессрочного) пользования Котельникова Алексея Викторовича на земельный участок, расположенный по адресу: ...
В судебном заседании административный истец Котельников А.В. заявленные требования поддержал по тем же основаниям, просил иск удовлетворить. Уточнить, что в просительной части его заявления речь идет о земельном участке, с кадастровым номером *** площадью ***
Представитель административного ответчика администрации Усть-Абаканского поссовета по доверенности Можарова Т.Ю. заявленные требования не признала, суду пояснила, что они готовы были обратиться в органы государственной регистрации с момента обращения. Считает, что с заявлением о прекращении права с *** они не должны и не имеют права обращаться в органы государственной регистрации, именно срок у них остается спорным.
Представитель заинтересованного лица администрации Усть-Абаканского района по доверенности Поморцева Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, направила отзыв на исковое заявление в котором заявила о рассмотрении дела в их отсутствие и о принятии решения на усмотрения суда.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Часть 1 ст. 226 КАС РФ регламентирует, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами 9, 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона о государственной регистрации имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие названного Кодекса, сохраняется.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (утратившей силу с 01.01.2017 года) предусматривалось, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 17 того же Закона основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в числе прочих акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Постановлением главы муниципального образования Усть-Абаканского поселкового Совета от *** *** Котельникову А.В. был предоставлен на праве бессрочного пользования земельный участок, для производственных нужд, расположенный по адресу: ..., площадью *** о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** сделана запись регистрации N ***
Названный земельный участок предоставлен Котельникову А.В. в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии со ст.37 Земельного кодекса РСФСР в редакции, действовавшей на момент принятия постановления главы муниципального образования, согласно которой при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 13, 14 ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 N 28-ФЗ основными документами, содержащими сведения о существующих и прекративших существование земельных участках, являются Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель ( в соответствии с ранее действовавшим законодательством - пункт 3 ст. 14 ФЗ "О государственном земельном кадастре" от ***).
Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности отказа от части земельного участка, так как статья 53 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает условия и порядок отказа лица от права на земельный участок в целом.
Исходя из пункта 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращения соответствующего права. При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством. При отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно постановлению главы МО Усть-Абаканский район от *** ***п, постановление муниципального образования Усть-Абаканского поселкового Совета от *** ***-п считается утратившим силу. Котельникову А.В. предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: ... общей площадью ... в аренду сроком на 6 месяцев для эксплуатации здания магазина и тарника. Котельникову А.В. в двухмесячный срок поставить земельный участок на кадастровый учет, заключить договор аренды и составить акт приема –передачи земельного участка.
Как следует из договора купли- продажи от *** Котельникову А.В. на основании договора купли- продажи от *** принадлежало здание магазина литер А общей площадью ***. находящийся по адресу: ...,свидетельство о государственной регистрации от ***, бланк серии ***. Из п.2 договора следует, что объект недвижимого имущества, указанный а п.1 договора, расположен на земельном участке общей площадью ***., принадлежащем продавцу на основании договора аренды земельного участка, заключенного *** между муниципальным образованием Усть-Абаканский район и Котельниковым А.В.
Как указывает административный истец договор аренды заключен не был.
Доводы истца о том, что земельный участок *** никогда не принадлежал ему на праве постоянного(бессрочного) пользования опровергаются материалами дела.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV указанного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ дано понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с которым это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
*** истец направил в администрацию Усть-Абаканского поссовета письменное заявление, в котором просил ответчика обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения с ***, права постоянного бессрочного пользования истца на земельный участок. Ответчик в своем письме от *** отказал истцу в удовлетворении его заявления от *** Отказ мотивирован тем, что ответчик не обладает полномочиями по обращению в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения с *** права постоянного бессрочного пользования истца на земельный участок.
Как установлено в судебном заседании спор между сторонами возник не в связи с бездействием ответчика, а в связи с требованием истца об обращении ответчика с заявлением в орган регистрации прав для государственной регистрации о прекращении права постоянного бессрочного пользования истца на земельный участок с ***, что не основано на законе. При этом истец являясь правообладателем земельного участка не лишен права самостоятельно обратиться с таковым заявлением.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя. Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не усматривается.
При рассмотрении данного дела, нарушений прав административного истца по административному иску не установлено, административным истцом доказательств нарушения его прав не представлено и доводы истца о необоснованности возложения на него обязанности по уплате налогов на земельный участок таковыми не являются, поскольку к предмету заявленного спора не относятся.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований по административному исковому заявлению необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 174-180, 227-228, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Котельникова Алексея Викторовича к администрации Усть-Абаканского поссовета о признании незаконными бездействий. обязании устранить допущенные нарушения, отказать.
Апелляционная жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Хакасия через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий С.М. Борец
Мотивированное решение составлено и подписано 16 апреля 2019 года.
Председательствующий С.М. Борец