Дело №12-195/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
1 ноября 2021 г. г. Туймазы
Судья Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан Кабирова Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Башнефть-Добыча» Андреева С.А. на постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора Республики Башкортостан Вафина Х.Х. № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя старшего государственного лесного инспектора Республики Башкортостан Вафина Х.Х. № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Башнефть-Добыча» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
ООО «Башнефть-Добыча» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление изменить в части назначения административного наказания, применить положения ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер штрафа до 125 000 руб.
В судебном заседании защитник ООО «Башнефть-Добыча»- Андреев С.А. жалобу поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, заместитель старшего государственного лесного инспектора Республики Башкортостан Вафин Х.Х. на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, изучив и оценив материалы административного дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и выбросами и иное негативное воздействие на леса влечен наложение административного штрафа.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ действия (бездействия), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно частям 1, 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
По смыслу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
В соответствии со статьями 3, 34, 39, 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Юридические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" газо- и нефтепроводы относятся к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Согласно требованиям подпунктов 6.1 и 6.2 пункта 6 Государственного стандарта РФ "Нефть. Общие технические условия" ГОСТ Р 51858-2002, принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ст нефть является природным жидким токсичным продуктом. Нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в результате аварии на нефтепроводе от ДНС № ДО УПН «Самсык» Туймазинского месторождения ООО «Башнефть-Добыча» в 150 метрах от автомобильной дороги <адрес> – <адрес> загрязнен лесной участок государственного лесного фонда на площади 0,0971 гектара путем розлива агрессивной (нефтесодержащей) жидкости в 8 квартале выдела 66 Бишиндиновского участкового лесничества Туймазинского лесничества Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Согласно пункта 3.1.9 договора операторских услуг (выполнения работ) по добыче полезных ископаемых №БНФ /У/54/01/21/<адрес>ТГ//БНД/У/8/01/21/ДНГ от ДД.ММ.ГГГГ при эксплуатации объектов и оказании услуг(выполнении работ) ООО «Башнефть-Добыча» обязано обеспечить соблюдение требований и Правил и норм безопасности в области охраны труда и окружающей среды, санитарной безопасности, нести ответственность за санитарное, экологическое и противопожарное состояние территории лицензионных участков на которых Оператор ведет хозяйственную деятельность в рамках настоящего договора.Согласно пункта ДД.ММ.ГГГГ договора операторских услуг (выполнения работ) по добыче полезных ископаемых №БНФ /У/54/01/21/ДНГ//БНД/У/8/01 /21 /ДНГ от ДД.ММ.ГГГГ в случае причинения вреда земельным участкам, находящимся в пределах лицензионного участка Заказчика возместить такой вред собственникам(владельцам, пользователям) указанных земельных участков в полном объеме и обеспечить своевременно и в соответствии с проектной документацией рекультивацию нарушенных (нефтезагрязненных) земель.
Согласно пункта ДД.ММ.ГГГГ договора операторских услуг (выполнения работ) по добыче полезных ископаемых №БНФ /У/54/01/21/ДНГ//БНД/У/8/01/21/ДНГ от ДД.ММ.ГГГГ обязан соблюдать нормы законодательства Российской Федерации, включая законодательство об охране труда, об охране окружающей среды, о промышленной и пожарной безопасности, иные законы и нормативные акты, действующие на территории выполнения работ(оказания услуг).
Согласно пункта ДД.ММ.ГГГГ договора операторских услуг (выполнения работ) по добыче полезных ископаемых №БНФ /У/54/01/21/ДНГ//БНД/У/8/01/21 /ДНГ от за счет собственных средств своевременно, в полном объеме осуществлять платежи при превышении установленных нормативов негативного воздействия на окружающую среду, а так же оплачивать штрафы, пени и возмещать ущерб за нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации, в случае если такой ущерб возник в результате действий, бездействий оператора.
Факт совершения ООО «Башнефть-Добыча» правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; договором аренды лесного участка для эксплуатации линейного объекта № от ДД.ММ.ГГГГ; договором оказания операторских услуг (выполнения работ) по добыче полезных ископаемых № БНФ/У/54/01/21/ДНГ/БНД/У/8/01/21/ДНГ; схемой расположения лесных насаждений; актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ; фотоматериалами, постановлением заместителя старшего государственного лесного инспектора Республики Башкортостан Вафина Х.Х. № от ДД.ММ.ГГГГ
Оценив совокупность представленных доказательства всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ООО «Башнефть-Добыча» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия ООО «Башнефть-Добыча» правильно квалифицированы должностным лицом, вынесшим вышеуказанное постановление по выше названной норме.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в загрязнении защитных лесов, или особо защитных участков лесов, при этом загрязнение является одномоментным действием, заканчивающимся в момент завершения поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.
Должностным лицом установлены все квалифицирующие признаки объективной стороны вмененного юридическому лицу административного правонарушения.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем довод защитника о снижении размера административного штрафа, назначенного обществу, заслуживает внимания в силу следующего.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 515-ФЗ "О внесении изменений в ст. 4.1 КоАП РФ" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
Исходя из положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая, что выявленные нарушения в настоящий момент устранены, полагаю возможным назначить юридическому лицу штраф в размере менее минимального размера, но не ниже его половины, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, что составляет 125 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
жалобу защитника ООО «Башнефть-Добыча» Андреева С.А. удовлетворить.
Постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора Республики Башкортостан Вафина Х.Х. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Башнефть-Добыча» изменить, назначить административный штраф в размере 125 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья Л.М. Кабирова