Дело № 12-8/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
9 февраля 2021 г. пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Демяненко Н.А.,
при секретаре Малышевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ТрансЭкоСервис» Ефремова В.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального Управления Росприроднадзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТрансЭкоСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением директор ООО «ТрансЭкоСервис» Ефремов В.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление. В обоснование жалобы заявитель указал, что с принятым решением органов Росприроднадзора ООО «ТрансЭкоСервис» не согласно по следующим основаниям. В постановление № от 10.12.2020г. значится, что в ходе проведения рейдового мероприятия на территории Серышевского района Амурской области вблизи с. Украинка, была выявлена несанкционированная свалка. Во-первых данная «несанкционированная свалка» была образована до того как ООО "ТрансЭкоСервис" и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области заключили соглашение о наделении ООО "ТрансЭкоСервис" полномочиями регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Данный факт находит свое подтверждение в акте обследования земельного участка для использования в качестве площадки временного накопления твердых коммунальных отходов от 01.04.2019 г. в пункте 4, которого указано, что «Наличие твердых коммунальных отходов на данном участке: имеется в наличие ТКО в объеме 2000,0 м. куб. Отходы, расположенные на месте обследования, скапливались на данной точке с 2012 г и ранее до 2020 г. никто пробы не брал, то есть загрязнение уже было до прихода регионального оператора, а так как договор аренды между ООО "ТрансЭкоСервис" и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области был заключен 30 марта 2020 года, а осмотр территории состоялся 08.05.2020, то получается, что органами росприроднадзора предполагается, что ООО «ТрансЭкоСервис» не только расположил более 2000,0 м. куб. за три месяца, но и успел разрушить почву, что очевидно на самом деле не реально. У органов Росприроднадзора нет доказательств подтверждающих, что исследуемый земельный участок на момент передачи его в аренду был чист, в то время как у регионального оператора, как выше уже говорилось, есть документы подтверждающие обратное. Данная «несанкционированная свалка» вовсе не является несанкционированной свалкой так как земельный участок, находящийся в 2 км от <адрес>, в 200 метрах от федеральной трассы Чита-Хабаровск, кадастровый № площадью 9 159 кв.м. внесен в территориальную схему, как место временного накопления отходов. С целью организации мероприятий по обращению с ТКО приказом министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на период 2019-2030 г. на территории <адрес>. Срок действия положений территориальной схемы определён на 10 лет. Обращаем внимание суда, что согласно 89- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор должен строго работать по территориальной схеме. Несанкционированная свалка - это согласно правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №», место складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении заключенном между Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «ТрансЭкоСервис». Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения так как аукцион состоялся в марте 2020 г., а договор между ООО "ТрансЭкоСервис" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации <адрес> был заключен ДД.ММ.ГГГГ, то одиннадцать месяцев следует отсчитывать с даты заключения договора, следовательно на момент проведения лабораторных исследований ООО «ТрансЭкоСервис использовал территорию на протяжении всего трех месяцев.) Учитывая, что согласно договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО «ТрансЭкоСервис» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации <адрес> участок расположенный вблизи <адрес>, выделен для накопления отходов, то можно сделать вывод, что понятие «Несанкционированная свалка» к данному месту вовсе не применимо. Следующая ошибка органов росприроднадзора заключается, в том, что участок с кадастровый № рассматривается как объект размещения отходов. Объект размещения отходов - исходя из пункта 1.1. вышеупомянутой территориальной схемы Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; при этом «другое» не расшифровывается, далее в понятие говориться про объекты хранения и захоронения, которым также есть расшифровка, а именно: 1. хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; 2. захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. То есть исходя из вышесказанного так как площадка расположенная в селе Украинка предназначена для накопления отходов, то есть складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения и не предусматривает хранение отходов и захоронение отходов, то понятие «Объект хранения отходов» к объекту в селе Украинка вовсе не применимо, также не применима ч.5 ст. 12 Закона 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в которой говориться, что запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохраны зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ, однако как уже было выше указанно ООО «ТрансЭкоСервис» не занимается захоронением отходов. Согласно письма Министерства природных ресурсов № от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом дано разъяснение, что в настоящее время не разработано положение, определяющее требование к обустройству мест накопления ТКО. Не смотря на данный факт компанией ООО «ТрансЭкоСервис» в целях избежания воздействия вредоносных факторов на среду обитания человека договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации <адрес> и ООО «ТрансЭкоСервис» предусмотрена обязанность вывоза накопленных твердых бытовых отходов, а также проведение дератизации. Помимо этого в настоящее время, есть временное ограждение, работает бульдозер, дополнительно к этому установлена ванна для дезинфекции шин автомобиля. Таким образом подводя итоги можно сделать вывод, что обвинения в отношении ООО «ТрансЭкоСервис» в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды за которое предусмотрена ч.2 ст.8.6 КоАП РФ не обоснованы.
Срок обжалования не пропущен.
В судебном заседании представитель ООО «ТрансЭкосервис» ФИО5, действующая на основании доверенности на доводах жалобы настаивала, также просила суд учесть, что материалами дела подтверждается факт того, что отходы на данном земельном участке вблизи села Украинка Серышевского складировались задолго до прихода регионального оператора, соответственно доказательств того, что загрязнение почвы произошло именно по вине «ТрансЭкосервис» не имеется. Также не имеется доказательств того, что указанные загрязнения почвы а именно превышение марганца, бензапирена, нефтепродуктов, могло произойти от отходов завозом и вывозом которых занимается региональный оператор, поскольку «ТЭК» занимается вывозом твердых бытовых отходов. В связи, с чем полагала, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ не доказана. Просила постановление отменить, производство по делу прекратить.
Директор ООО «ТрансЭкосервис» ФИО4 в полном объеме поддержал доводы жалобы доводы представителя ФИО5, также просил отменить оспариваемое постановление.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении заместитель главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального Управления Росприроднадзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) будучи, надлежаще извещенным о дне слушания дела, не явился.
В своем письменном отзыве просили рассмотреть жалобу без их участия, просили жалобу оставить без удовлетворения, так как полагали, что вина общества в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ нашла свое подтверждение.
Проверив с учетом требований ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Приамурским региональным Управлением Росприроднадзора были проведены рейдовые мероприятия, в ходе которых установлено размещение ТБО на территории <адрес> вблизи <адрес>.
В ходе осмотра территории обнаружен специализированный автомобиль «Мусоровоз» марки «КАМАЗ» с гос. номером В 974 УХ 28 rus. На дверях автомобиля имеется аббревиатура - «ТЭК» Транс эко сервис. С вышеуказанного транспортного средства осуществлялся сброс ТБО на почву.
В рамках исполнения заявки на лабораторные исследования, измерения и испытания от ДД.ММ.ГГГГ № сотрудниками лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по <адрес> осуществлен отбор почвы, с целью определения наличия/отсутствия загрязняющих веществ в месте с географическим координатами N 51°08"29.3 Е 128°32"34.5.
По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний проведенных в рамках экологического надзора (протокол испытаний №гк от ДД.ММ.ГГГГ) установлено наличие превышение концентрации загрязняющих веществ в почве, а именно по: бенз(а)пирену в 1,95 раза; нефтепродуктам в 4,3 раза; марганцу (валовое содержание) в 1,6 раза.
Данный вывод подтверждается заключением по результатам проведенных исследований, измерений и испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области Терещенко А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в отношении ООО «ТрансЭкоСервис».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду должно осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 4 Закона 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы.
Согласно части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в частности: проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 75 Закона № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Вина ООО "ТрансЭкоСервис" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждается актом обследования земельного участка, фототаблицей, заключением эксперта, протоколом об административном правонарушении, и другими материалами дела
Отвергая доводы юридического лица о том, что его действия не могли привести к порче земли, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под размещением отходов – хранение и захоронение отходов; под захоронением отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под объектами размещения отходов – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; под накоплением отходов –складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу п. 6 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определённом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
С целью организации мероприятий по обращению с ТКО приказом министерства природных ресурсов <адрес> от 24.12 2019 №-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на период 2019-2030 годов на территории <адрес>. Срок действия положений Территориальной схемы определен на 10 лет.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 28:23:020408:16, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 9159 кв. м. согласно кадастровой выписке, имеет разрешенное использование - для размещения свалки твердых коммунальных отходов.
Также судом установлено, что данный земельный участок включен в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории <адрес> на период 2019-2030 годов, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов <адрес> от 24.12 2019 №-ОД.
Согласно соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер № (<адрес>)» <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «ТрансЭкоСервис», региональный оператор – ООО «ТрансЭкоСервис» с ДД.ММ.ГГГГ обеспечивает обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории зоны «Кластер № (<адрес>)».
Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО "ТрансЭкоСервис" арендатор принимает в пользование земельный участок с кадастровым номером 28:23:020408:16 площадью 9159 кв.м. для размещения свалки твердых коммунальных отходов. Участок осмотрен арендатором и признан удовлетворяющим его потребности и принят во владение (п.1.4). Арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением, соблюдать при использовании Участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, иных правил и нормативов. Не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки и загрязнения прилегающих территорий. (п.4.3.1) Осуществлять в установленные сроки вывоз накопленных ТКО. На свалке ТКО не реже двух раз в год производить дератизацию. Свалка должна иметь ограждение. (п.4.3.3)
Согласно акту приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 28:23:020408:16 для размещения свалки твердых коммунальных отходов. На участке находятся твердые коммунальные отходы в объеме 2000 куб.м.
Вместе с тем, как следует из письма администрации Серышевского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. № согласно заключенного с министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и регионального оператора дополнительного соглашения к Соглашению «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер №» от ДД.ММ.ГГГГ данный участок используется ООО «ТрансЭкоСервис» как место временного накопления отходов с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того ООО «ТрансЭкоСервис» представлен муниципальный контракт №.204841 от ДД.ММ.ГГГГ «Оказание услуг по сбору, транспортировке, размещению и утилизации твердых бытовых отходов I-IV класса на специализированном полигоне для муниципальных нужд администрации Серышевского района во второй половине 2014 года», согласно которого ООО «ТрансЭкоСервис» еще в 2014 принимало на себя обязанности по вывозу мусора с указанного земельного участка.
Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний проведенных в рамках экологического надзора (протокол испытаний №гк от ДД.ММ.ГГГГ) установлено наличие превышение концентрации загрязняющих веществ в почве, а именно по: бенз(а)пирену в 1,95 раза; нефтепродуктам в 4,3 раза; марганцу (валовое содержание) в 1,6 раза.
Таким образом, ООО "ТрансЭкоСервис", как арендатор земельного участка, своими действиями допустило нарушение земельного законодательства РФ и законодательства об обращении с отходами, так как не приняло мер к недопущению загрязнения земельного участка твердыми коммунальными отходами, что привело к возникновению угрозы причинения вреда окружающей среде.
Доводы заявителя о том, что ООО «ТрансЭкоСервис» арендует вышеуказанный земельный участок с 30 марта 2020 года и на момент привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ не истекло 11 месяцев, установленных законодательством, по истечении которых региональный оператор должен осуществить действия для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО, а также о том, что на момент заключения договора аренды на данном участке уже находилось 2000 куб.м.в. ТКО, к которым ООО «ТрансЭкоСервис», при указанных выше обстоятельствах не имеют правового значения и не являются основанием для освобождения общества от ответственности.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что ООО «ТрансЭкоСервис» нарушены требования земельного законодательства Российской Федерации, законодательства об охране среды и об обращении с отходами производства и потребления, что выразилось в порче почвы на земельном участке с кадастровым номером 28:23:020408:16.
Таким образом, ООО «ТрансЭкоСервис» несет ответственность за нарушение действующего земельного законодательства, по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
Оснований для переквалификации действий юридического лица суд не усматривает.
В ходе рассмотрения дела не установлено обстоятельств, объективно препятствующих ООО «ТрансЭкоСервис» соблюсти требования законодательства.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу, не выявлено.
Оснований для применения ст. 2.9, ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях не установлено.
По изложенному, правовых оснований для отмены постановления заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального Управления Росприроднадзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТрансЭкоСервис» и удовлетворении жалобы юридического лица не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального Управления Росприроднадзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении ООО «ТрансЭкоСервис» оставить без изменения, а жалобу ООО «ТрансЭкоСервис» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.
Судья Н.А. Демяненко