Судья Скородумова Л.А. Дело № 2-114/2023
УИД 35RS0027-01-2022-002148-78
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 04 мая 2023 года № 33-2307/2023
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Махиной Е.С.,
судей Белозеровой Л.В., Вахониной А.М.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Абакановского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 06 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., судебная коллегия
установила:
главный государственный санитарный врач по г.Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам Петрова Л.Ш. обратилась в суд с иском к администрации Абакановского сельского поселения о возложении обязанности в срок до 30 декабря 2022 года устранить захламление мест, не предназначенных для обращения с отходами (несанкционированная свалка) вблизи деревни Погорелка Абакановского сельского поселения (ориентировочные координаты 59.41546 с.ш. 37.48604 в.д.).
Определением суда от 07 ноября 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Череповецкого муниципального района.
Решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 06 февраля 2023 года на администрацию Абакановского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области возложена обязанность в срок до 01 мая 2023 года ликвидировать несанкционированную свалку отходов вблизи деревни Погорелка Абакановского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области (ориентировочные координаты 59.41546 с.ш. 37.48604 в.д.).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе администрацией Абакановского сельского поселения поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового судебного акта, которым в удовлетворении требований к администрации Абакановского сельского поселения отказать. Указано, что в силу действующего законодательства ответственность по надлежащему содержанию несанкционированной свалки отходов и по ее ликвидации лежит на органе местного самоуправления муниципального района.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежаще.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи с неверным толкованием норм материального права.
Как следует из материалов дела, 23 мая 2022 года истцом выявлен факт несанкционированного размещения отходов вблизи деревни Погорелка Абакановского сельского поселения Череповецкого муниципального района (ориентировочные координаты 59.41546 с.ш. 37.48604 в.д.).
По информации администрации Абакановского сельского поселения от 07 июня 2022 года № 593, предоставленной на запрос территориального отдела Роспотребнадзора от 24 мая 2022 года № 16/2086ж-2022, свалка организована жителями населенных пунктов д. Текутово, д. Привалино, д. Шулма, д. Мишино Воскресенского муниципального образования Череповецкого муниципального района, летом 2021 года свалка была ликвидирована администрацией Абакановского сельского поселения, проезд на территорию свалки был ограничен бетонными блоками.
13 октября 2022 года должностным лицом территориального отдела Роспотребнадзора осуществлен выезд на место, произведен осмотр территории, в ходе которого повторно установлен факт несанкционированного размещения отходов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 42, 43 Конституции Российской Федерации, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, часть 3 статьи 14, пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), Закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений», ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года № 607-ст), приняв во внимание, что в материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить принадлежность отходов, расположенных на спорном земельном участке, а несанкционированная свалка размещена вблизи деревни Погорелка Абакановского сельского поселения, пришел к выводу о неисполнении администрацией Абакановского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области возложенной на нее действующим законодательством обязанности по обращению с отходами и требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения поселения.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же Кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов на спорном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. В то же время за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
Таким образом, в силу приведенных выше требований федеральных законов, принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории сельского поселения, входящего в состав Череповецкого муниципального района Вологодской области, ответственность по его надлежащему содержанию слагается на органы местного самоуправления муниципального района.
Одновременно отмечается, что в силу положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с Областным законом от 13 ноября 2014 года № 3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные пунктами 15, 18, 22, 37, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, в частности участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Данный вопрос местного значения Абакановского сельского поселения закреплен в пункте 10 части 1 статьи 4 Устава поселения.
Вместе с тем, Областной закон от 13 ноября 2014 года № 3474-ОЗ не возлагает на сельские поселения обязанность по организации ликвидации несанкционированных свалок, так как не конкретизирует полномочия сельских поселений по решению указанного вопроса и не определяет объем финансовых обязательств.
Согласно Уставу Череповецкого муниципального района области, утвержденному 11 ноября 2021 года, к вопросам местного значения района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе по раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Череповецкого муниципального района (пункты 14, 17 части 1 статьи 4).
Данные обстоятельства судом первой инстанции при определении надлежащего ответчика, на которого в соответствии с требованиями законов и иных нормативных правовых актов может быть возложена обязанность по ликвидации названной свалки, учтены не были.
При таких обстоятельствах ответственность по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся вблизи деревни Погорелка Абакановского сельского поселения Череповецкого муниципального района, следует возложить на администрацию Череповецкого муниципального района.
Поскольку выполнение работ по ликвидации несанкционированного размещения отходов требует определенного времени, судебная коллегия считает возможным установить разумный срок для исполнения решения суда – в срок до 01 сентября 2023 года.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 06 февраля 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать администрацию Череповецкого муниципального района Вологодской области в срок до 01 сентября 2023 года ликвидировать несанкционированную свалку отходов вблизи деревни Погорелка Абакановского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области (ориентировочные координаты 59.41546 с.ш. 37.48604 в.д.).
В удовлетворении исковых требований к администрации Абакановского сельского поселения о возложении обязанности отказать.
Председательствующий Е.С. Махина
Судьи: Л.В. Белозерова
А.М. Вахонина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 мая 2023 года.