Решение по делу № 33-14175/2024 от 26.11.2024

Судья Панченко Н.В. гр. дело № 33-14175/2024

УИД 24RS0002-01-2024-000810-98

2.057

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 декабря 2024 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего – Платова А.С.,

судей     - Сударьковой Е.В., Охременко О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ануфриевой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В.

гражданское дело по иску Кушнеровой Марины Анатольевны, Лазаревой Марины Александровны, Прутовых Ольги Владимировны, Широковой Людмилы Владимировны, Терешковой Светланы Викторовны к Краевому государственному автономному учреждению здравоохранения «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» о признании права на предоставление специальной социальной выплаты, взыскании специальной социальной выплаты,

по апелляционной жалобе представителя КГАУЗ Краевой Центр СПИД Маловой Т.В.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 5 сентября 2024 года, которым постановлено:

«Исковые требования иску Кушнеровой М.А., Лазаревой М.А., Прутовых О.В., Широковой Л.В., Терешковой С.В. удовлетворить.

Признать за врачом-бактериологом Кушнеровой Мариной Анатольевной, врачом клинической лабораторной диагностики Прутовых Ольгой Владимировной, фельдшером –лаборантом Лазаревой Мариной Александровной, медицинским лабораторным техником Широковой Людмилой Владимировной, медицинским лабораторным техником Терешковой Светланой Викторовной филиала в г. Ачинске Краевого государственного автономного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» право на предоставление специальной социальной выплаты, установленной для специалистов с высшим и средним медицинским образованием, указанных в подпунктах «б» и «д» пункта 1 постановления Правительства Красноярского края от 04 апреля 2023 года №246-п «О специальной социальной выплате медицинским работникам краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, оказывающим не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования медицинскую помощь», начиная с 01 января 2023 года.

Взыскать с Краевого государственного автономного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» (ИНН 2466055175) в пользу Кушнеровой Марины Анатольевны специальную социальную выплату, начисленную с учетом районного коэффициента и северной надбавки за период с января 2023 года по август 2024 года, включительно, в общем размере 304 678 (триста четыре тысячи шестьсот семьдесят восемь) рублей 59 копеек.

Взыскать с Краевого государственного автономного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» (ИНН 2466055175) в пользу Прутовых Ольги Владимировны специальную социальную выплату, начисленную с учетом районного коэффициента и северной надбавки за период с января 2023 года по август 2024 года, включительно, в общем размере 280 829 (двести восемьдесят тысяч восемьсот двадцать девять) рублей 57 копеек.

Взыскать с Краевого государственного автономного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» (ИНН 2466055175) в пользу Лазаревой Марины Александровны специальную социальную выплату, начисленную с учетом районного коэффициента и северной надбавки за период с января 2023 года по август 2024 года, включительно, в общем размере 169 721 (сто шестьдесят девять тысяч семьсот двадцать один) рубль 42 копейки.

Взыскать с Краевого государственного автономного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» (ИНН 2466055175) в пользу Широковой Людмилы Владимировны специальную социальную выплату, начисленную с учетом районного коэффициента и северной надбавки за период с января 2023 года по август 2024 года, включительно, в общем размере 156 797 (сто пятьдесят шесть тысяч семьсот девяносто семь) рублей 46 копеек.

Взыскать с Краевого государственного автономного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» (ИНН 2466055175) в пользу Терешковой Светланы Викторовны специальную социальную выплату, начисленную с учетом районного коэффициента и северной надбавки за период с января 2023 года по август 2024 года, включительно, в общем размере 148 726 (сто сорок восемь тысяч семьсот двадцать шесть) рублей 77 копеек.

Взыскать с Краевого государственного автономного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» (ИНН 2466055175) в доход муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственную пошлину в сумме 13 503 (тринадцать тысяч пятьсот три) рубля 77 копеек».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кушнерова М.А., Лазарева М.А., Прутовых О.В., Широкова Л.В., Терешкова С.В. обратились в суд с иском к КГАУЗ «Краевой Центр СПИД» о признании права на предоставление специальной социальной выплаты, взыскании специальной социальной выплаты.

Требования мотивировали тем, что являются медицинскими работниками, на основании трудовых договоров работают в КГАУЗ «Краевой Центр СПИД»: Кушнерова М.А. - врачом-бактериологом, Прутовых О.В. - врачом клинической лабораторной диагностики, Лазарева М.А. - фельдшером–лаборантом, Широкова Л.В., Терешкова С.В. - медицинскими лабораторными техниками клинико-диагностической лаборатории филиала в г. Ачинске. Они прошли периодическую аккредитацию, имеют специальное образование. В соответствии с должностными инструкциями в их должностные обязанности входит проведение лабораторных исследований, в том числе, диспансерных больных.

Согласно Стандарту ими осуществляется первичная медико-санитарная помощь при ВИЧ-инфекции (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение), в силу принятых на себя трудовых обязанностей, они участвуют с профилактической целью в работе пунктов экспресс-тестирования населения

г. Ачинска и территории западной группы районов, проводят экспресс-тестирование населения на ВИЧ-инфекцию, поэтому полагают, что их должности подлежат включению в реестр медицинских работников, получающих специальную социальную выплату, установленную постановлением Правительства Красноярского края от 04.04.2023 № 246-п «О специальной социальной выплате медицинским работникам краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, оказывающим не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования медицинскую помощь», применяемым к правоотношениям, возникшим с 01.01.2023г. Несмотря на наличие у них права на такую выплату ответчик не производит ее начисление и выплату.

На коллективное обращение работников от работодателя был получен ответ от 30.10.2023г. за исх. №2326/3077, которым отказано во включении их должностей в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, по причине того, что они не имеют прямого контакта с пациентами и не оказывают им медицинскую помощь, не работают на приеме с врачами, оказывающими первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью.

Просили признать за ними право на предоставление специальной социальной выплаты, установленной для специалистов с высшим и средним медицинским образованием, указанных в подпунктах «б» и «д» п. 1 Постановления Правительства Красноярского края от 04.04.04.2023г. №246-п, взыскать в их пользу специальную социальную выплату, начисленную с учетом районного коэффициента и северной надбавки за период с января 2023 года по день рассмотрения дела судом.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель КГАУЗ Краевой Центр СПИД Малова Т.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. В доводах жалобы представитель ответчика указывает на то, что занимаемые истцами должности не относятся к перечисленным в подпунктах «б» и «д» пункта 1 Постановления Правительства Красноярского края от 04.04.2023 №246-п, в связи с чем они не имеют права на спорную выплату. Врач КЛД Прутовых О.В. и врач бактериолог КДЛ Кушнерова М.А.не являются врачами, к которым обращаются по поводу заболеваний или с профилактической целью, они не оказывают первичную медико-санитарную помощь и не осуществляют наблюдение граждан по основному заболеванию, не контактируют с пациентами. Фельдшер-лаборант КДЛ Лазарева М.А., медицинский лабораторный техник КДЛ Широкова Л.В., медицинский лабораторный техник отдела приема проб биологического материала Терешкова Л.В. не работают напрямую с врачами, осуществляющими вышеприведенные функции, а также не осуществляют такие функции самостоятельно. Выполнение лабораторных исследований не является контактом с пациентом или работой с врачом-специалистом, осуществляющим прием пациентов.

Кроме того, в нарушение требований действующего трудового законодательства, судом на социальную выплату произведено начисление районного коэффициента и северной надбавки, поскольку выплата является мерой социальной поддержки и не относится к числу стимулирующих выплат, входящих в систему оплаты труда.

Истцы Лазарева М.А., Прутовых О.В., Терешкова С.В., Кушнерова М.А., Широкова Л.В. представили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика Малова Т.В., действующая на основании доверенности от 11.10.2024г., поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Красноярского края Пахомова Т.Ю., действующая на основании доверенности от 06.11.2024г., в судебном заседании поддержала доводы изложенные в письменном отзыве на иск и разъяснениях, представленных в суд первой инстанции, дополнительно пояснила, что КГАУЗ «Краевой Центр СПИД» финансируется за счет средств краевого бюджета, в связи с чем, не относится к числу учреждений здравоохранения, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций…». Выплаты врачам специалистам указанного учреждения производятся по Постановлению Правительства Красноярского края, однако истицы к их числу не относятся. Полагает верной процессуальную позицию ответчика по делу. Просит отменить состоявшееся по делу решение и отказать истицам в удовлетворении требований.

Истица Прутовых О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, дополнительно пояснив, что прием пациентов она не ведет, однако в трудовые функции врача клинической лабораторной диагностики входит консультирование медицинских работников и пациентов, что ею фактически и осуществляется по просьбе этих лиц в течение рабочего дня.

Истцы Кушнерова М.А., Лазарева М.А., Широкова Л.В., Терешкова С.В., представители третьих лиц Государственной инспекции труда в Красноярском крае, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю, Правительства Красноярского края в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом, причин неявки не сообщили, ходатайств не заявляли.

С учетом мнений участников процесса, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования", с 01 января 2023 года установлена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

В силу пункта 14 указанного Постановления высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендовано установить за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации специальные социальные выплаты для медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), а также для медицинских работников отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым.

Постановлением Правительства Красноярского края от 04.04.2023 №246-п установлена специальная социальная выплата медицинским работникам краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, оказывающим не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования медицинскую помощь. Данное постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2023 года.

Согласно п.1 указанного Постановления Правительства Красноярского края от 04.04.2023г. № 246-п специальная социальная выплата установлена в том числе, следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края (далее - учреждения), оказывающим не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования медицинскую помощь:

б) врачам, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и иным медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, работающим в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также осуществляющим диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

д) специалистам со средним медицинским образованием, работающим с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающим первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и (или) осуществляющим диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Согласно п. 2 указанного Постановления от №246-п размер специальной социальной выплаты специалистам с высшим и средним медицинским образованием, указанные в подп. «б и д» п. 1 постановления, являющимся работниками учреждений или их структурных подразделений, расположенных в населенных пунктах с населением от 100 тыс. человек, составляет 14500 руб. и 6500 руб. соответственно.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы состоят в трудовых отношениях с КГАУЗ «Краевой Центр СПИД», занимая следующие должности:

Кушнерова М.А. - должность врача –бактериолога в лаборатории диагностики СПИД и СПИД-маркерных инфекций (филиал в г. Ачинске),

Прутовых О.В. - должность врача клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории (филиал в г. Ачинске),

Лазарева М.А. - должность фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории (филиал в г. Ачинске),

Широкова Л.В. - должность медицинского лабораторного техника клинико-диагностической лаборатории (филиал в г. Ачинске),

Терешкова С.В. - должност медицинского лабораторного техника отдела приема проб биологического материала (филиал в г. Ачинске).

Истцы работают по основному месту работы, на полную ставку, режим рабочего времени и условия оплаты труда конкретизированы в трудовых договорах и дополнительных соглашениях к ним.

Удовлетворяя исковые требования о признании права на предоставление специальной социальной выплаты, взыскании специальной социальной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что должностными инструкциями истцов предусмотрено, что их должности относятся к категории «специалист», они имеют высшее и среднее медицинское образование, в силу возложенных на них трудовых обязанностей проводят и принимают участие в проведении бактериологических, серологических (иммунологических), молекулярно-генетических и других лабораторных исследований (испытаний), выполнении исследований; в проведении исследований в рамках оказания платных услуг, в подготовке образцов проб: маркировке, центрифугировании, аликвотировании, распределении и доставки проб биологического материала в клинико-диагностическую лабораторию, в связи с чем, судом был сделан вывод о том, что истцы соответствуют условиям указанным в пп. «б» и «д» п. 1 Постановления Правительства Красноярского края от 04.04.2023 №246-п и имеют право на спорную выплату, начиная с 01.01.2023г. Определяя сумму взыскиваемой в пользу истцов задолженности за спорный период, суд исходил из размера выплаты, установленного Постановлением Правительства Красноярского края от 04.04.2023 №246-п для категорий медицинских работников, указанных в подп. «б и д» п. 1 Постановления. При этом полагая, что такая выплата производится истцам в силу трудовых отношений, определил задолженность с учетом районного коэффициента и северной надбавки, установленных каждой из истиц к заработной плате.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неверном толковании и применении норм права, регулирующих спорные отношения, при этом судом также неверно установлены обстоятельства дела.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 « О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 01 января 2023 года установлена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций входящих в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвующие в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ ОМС.

В соответствии с подпунктом « А» пункта 14 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендовано установить за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации специальные социальные выплаты для медицинских работников оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение гражданам по основному заболеванию( состоянию), а также для медицинских работников отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым и отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям.

В соответствии с разделом 4 Постановления Правительства РФ от 28.12.2023 года № 2353 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.

Оказание медицинской помощи гражданам с заболеванием вызванным вирусом иммунодефицита осуществляется за счет средств как федерального так и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в зависимости от подчиненности учреждений здравоохранения, оказывающих такую помощь.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 в части установления дополнительной социальной выплаты медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь, не входящую в базовую программу ОМС, Правительством Красноярского края 04.04.2023 года было принято Постановление № 246-п, в соответствии с которым были определены категории медицинских работников и условия назначения специальной социальной выплаты.

Пунктом 1 постановления Правительства Красноярского края от 04.04.2023 №246-п определены категории медицинских работников краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования медицинскую помощь, которым предоставляется специальная социальная выплата, куда отнесены:

врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и иные медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подп. «б» в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 14.11.2023 №890-п);

специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подп. «д»).

Согласно п. 2 постановления Правительства Красноярского края от 0404.2023 года №246-п размер специальной социальной выплаты специалистам с высшим и средним медицинским образованием, указанные в подп. «б и д» п. 1 постановления, являющимся работниками учреждений или их структурных подразделений, расположенных в населенных пунктах с населением от 100 тыс. человек, составляет 14 500 руб. и 6 500 руб. соответственно.

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе, высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе, скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ установлено, что организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Согласно п.10 Положения об организации оказания первичной медицинско-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 года № 543н первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды:

первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;

первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики;

первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Согласно части 5 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, для установления спорной ежемесячной специальной социальной выплаты необходимы следующие условия:

- медицинский работник должен осуществлять работу в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях,

- должность работника должна быть отнесена к врачам, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, либо специалист со средним образованием должен работать с таким врачом,

- работник должен оказывать первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществлять диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

В соответствии с пунктом 6 Правил проведения клинических лабораторных исследований, утвержденных приказом Минздрава РФ от 18.05.2021 года № 464н, предметом клинических лабораторных исследований является биологический материал человека.

Сбор биоматериала производится медицинским работником или самим пациентом или иным лицом, осуществляющим уход за пациентом с последующей доставкой к месту выполнения лабораторных исследований в контейнере …..( п.8 Правил).

Направление на лабораторное исследование пациента осуществляется лечащим врачом или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача ( пункт 7 Правил).

В соответствии с должностной инструкцией врача Прутовых О.В. ктрудовой функции последней относится проведение бактериологических, серологических(иммунологических), малекулярно- генетических и других лабораторных исследований, организация и контроль деятельности среднего медицинского персонала.

В должностные обязанности Кушнеровой М.А. как врача- бактериолога КЛД входит проведение бактериологических, серологических(иммунологических), малекулярно- генетических и других лабораторных исследований, организация и контроль за деятельностью среднего и младшего медицинского персонала лаборатории.

Таким образом, в должностные обязанности Прутовых О.В. и Кушнеровой М.А. не входит прием граждан по поводу заболеваний или с профилактической целью, ведение диспансерного наблюдения за больными с Вич-инфекцией, что исключает возможность назначения им специальной социальной выплаты по постановлению Правительства Красноярского края от 04.04.2023 года № 246-п.

В трудовые обязанности Лазаревой М.А. по должности фельдшера –лаборанта входит проведение бактериологических, серологических(иммунологических), малекулярно- генетических и других лабораторных исследований в соответствии с утвержденными в установленном порядке планами работы и номенклатурой исследований лаборатории.

Аналогичные обязанности предусмотрены в должностной инструкции Широковой Л.В..

В обязанности Терешковой С.В. по занимаемой должности медицинского лабораторного техника отдела приема проб биологического материала в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление учета соответствия утвержденных объемов и номенклатуры исследований поступающих проб источникам финансирования, выполнение мероприятий для обеспечения преаналитического и постаналитического этапов лабораторных исследований в соответствии с утвержденными в установленном порядке планами работ и номенклатурой исследований, организация контроля младшего медицинского персонала.

Исходя из должностных обязанностей Лазаревой М.А., Широковой Л.В., и Терешковой С.В. они не задействованы в работе с врачами, оказывающими первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний и с профилактической целью, соответственно не подпадают в перечень медицинских работников, которым в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 04.04.2023 года № 246-п установлены специальные социальные выплаты.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований истцов о признании права на такую выплату являются ошибочными, так как основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы истицы Прутовых О.В. в судебном заседании о том, что она в течение дня осуществляет консультации, если ей звонят и обращаются с такой просьбой, не опровергают указанные выводы и не свидетельствуют о выполнении функций, указанных в постановлении Правительства Красноярского края от 04.04.2023г. №246-п, поскольку спорная выплата является мерой социальной поддержки и установлена, при соблюдении прочих условий, медицинским работникам, с учетом их нагрузки, в трудовые обязанности которых входит осуществление приема и оказание первичной медико-санитарной помощи в течение рабочего дня.

Судебная коллегия считает ошибочными выводы суда первой инстанции о начисление на специальную социальную выплату районного коэффициента и северной надбавки.

В соответствии с ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ч.1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате ( ст. 315 ТК РФ).

Системы оплаты труда работников учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета, установлены Законом Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 « О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений».

В соответствии с п.1ст.1 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 система оплаты труда работников учреждений включает в себя следующие элементы оплаты труда:

оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;

выплаты компенсационного характера;

выплаты стимулирующего характера.

К выплатам компенсационного характера, в соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края № 9-3864 относятся:

- выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

-выплаты за работу в закрытых административно-территориальных образованиях;

- выплаты за работу в сельской местности.

К выплатам стимулирующего характера согласно статье 4 названного закона относятся :

- выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач;

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качество выполняемых работ;

- персональные выплаты;

- специальная краевая выплата;

- выплаты по итогам работы.

Специальная социальная выплата, предусмотренная Постановлением Правительства Красноярского края от 04.04.2023 года № 246-п является мерой социальной поддержки медицинских работников, не входит в систему оплаты труда учреждений здравоохранения Красноярского края, соответственно начисление на указанную выплату районного коэффициента и северной надбавки противоречит нормам действующего трудового законодательства.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что у суда не было оснований для взыскания с ответчика в пользу истцов специальной социальной выплаты, установленной для специалистов с высшим и средним медицинским образованием, указанных в подпунктах «б» и «д» пункта 1 постановления Правительства Красноярского края от 04 апреля 2023 года №246-п «О специальной социальной выплате медицинским работникам краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, оказывающим не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования медицинскую помощь», в связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 5 сентября 2024 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Кушнеровой Марины Анатольевны, Лазаревой Марины Александровны, Прутовых Ольги Владимировны, Широковой Людмилы Владимировны, Терешковой Светланы Викторовны к Краевому государственному автономному учреждению здравоохранения «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» о признании права на предоставление специальной социальной выплаты, взыскании специальной социальной выплаты - отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2024 года.

33-14175/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кушнерова Марина Анатольевна
Терешкова Светлана Викторовна
Широкова Людмила Владимировна
Лазарева Марина Александровна
Прутовых Ольга Владимировна
Ответчики
КГАУЗ Краевой Центр СПИД
Другие
Правительство Красноярского края
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ
Министерство Здравоохранения Красноярского края
Государственная инспекция труда в Красноярском крае
Зинченко М.А.
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
09.12.2024Судебное заседание
11.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2024Передано в экспедицию
09.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее