Именем Российской Федерации
пос. Покровское 12 сентября 2018 года
Покровский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Гольцовой И.И.,
с участием помощника прокурора Покровского района Орловской области Сафарова А.А.,
представителя административного ответчика – администрации Покровского района Орловской области по доверенности Зубкова А.В.,
при секретаре Самохиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Покровского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Покровского района Орловской области о признании незаконным бездействия и обязании поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество,
установил
Прокурор Покровского района Орловской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Покровского района Орловской области о признании незаконным бездействия и обязании поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество.
В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой Покровского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства Российской Федерации о порядке распоряжения имуществом, находящимся на территории пгт. <адрес>. В ходе проверки установлено, что на территории пгт. <адрес> имеется бесхозяйное недвижимое имущество – водопроводная сеть общей протяженностью 44 км, пгт. Покровское. Сведений о наличии зарегистрированных прав собственности на указанный объект недвижимого имущества отсутствует. Администрацией Покровского района меры по юридическому закреплению права муниципальной собственности на указанный объект не приняты, что влечет за собой невозможность определения лица, ответственного за содержание указанного объекта, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц. В связи с изложенным прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации <адрес> по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, обязать администрацию Покровского района в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводной сети общей протяженностью 44 км., расположенной на территории пгт. <адрес>, с целью последующего принятия вышеуказанного объекта в муниципальную собственность.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании заявленные требования признал полностью, пояснил, что в настоящее время в бюджете района отсутствуют денежные средства, необходимые для постановки на учет водопроводной сети. Данные мероприятия запланированы на 2019 год. В связи с чем просил суд предоставить срок для исполнения решения 5-6 месяцев со дня его вступления в законную силу.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, поскольку согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» целью участия прокурора в процессе является защита общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации также предусмотрено право граждан на охрану и защиту их жизни и здоровья.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Согласно п. 5 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
В соответствии с п. 5, 9 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Также в ч. 5 ст. 8 данного закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения, путем эксплуатации которых обеспечивается водоснабжение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоснабжение, водопроводные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Из указанных норм законодательства следует, что органы местного самоуправления поселения обязаны обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоснабжения путем обращения в регистрирующий орган с заявлением о постановке их на учет.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона № 131-ФЗ, с 1 января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.
В ходе рассмотрения дела установлено, что прокуратурой Покровского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства Российской Федерации о порядке распоряжения имуществом, находящимся на территории пгт. <адрес>. В ходе проверки установлено, что на территории пгт. <адрес> имеется бесхозяйное недвижимое имущество – водопроводная сеть общей протяженностью 44 км, пгт. Покровское.
В соответствии с информацией из Единого государственного реестра недвижимого имущества следует, что сведения о наличии зарегистрированных прав собственности на указанный объект недвижимого имущества отсутствуют.(л.д. 20).
Администрацией Покровского района меры по юридическому закреплению права муниципальной собственности на указанный объект не приняты (л.д. 7-19), собственник вышеуказанных водопроводов не определен, что способствует ухудшению состояния водопроводов, представляет угрозу здоровья населения, потребляющего воду, а также угрозу экологической безопасности.
На основании изложенного суд считает исковые требования прокурора к администрации Покровского района Орловской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод представителя административного ответчика Зубкова А.В. об отсутствии денежных средств на финансирование данного вида работ не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку защита нарушенного права неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился с иском прокурор Покровского района, не может поставлена в зависимость от наличия или отсутствия бюджетных средств у ответчика на восстановление нарушенного права.
Суд находит указанный прокурором срок достаточным для выполнения процедуры обращения с заявлением, в том числе и для подготовки технической документации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 (░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 44 ░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░. <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░