Административное дело № 2а-3683/2019
68RS0001-01-2019-004575-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2019 года г. Тамбов
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Яковлевой М.В.
при секретаре Коломлине М.В.,
с участием административного истца Таниевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Таниевой Анастасии Ивановны о признании отказа Комитета образования администрации г. Тамбова Тамбовской области о зачислении её сына Таниева Никиты Александровича в первый класс на 2019-2020 учебный год в МАОУ СОШ №36 г. Тамбова незаконным и необоснованным,
У С Т А Н О В И Л:
Таниева А.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании отказа Комитета образования администрации г. Тамбова о зачислении Таниева Никиты Александровича в первый класс на 2019-2020 учебный год в МАОУ СОШ №36 г. Тамбова незаконным и необоснованным, указав, что она с сыном зарегистрированы и фактически проживают по адресу: г. Тамбов, ул. Агапкина, д. 25. С осени 2018 года они стали посещать подготовительные занятия в МАУ СОШ №1 школа «Сколково» г. Тамбова, где на тот момент место их регистрации территориально относилось к данной школе. В феврале 2019 года она обратилась к руководству МАУ СОШ №1 школа «Сколково» с устным заявлением о зачислении ее сына – Таниева Никиты в 1 класс на 2019-2020 год обучения. Однако ей было отказано на том основании, что они в настоящее время не проживают на закрепленной территории к данной школе и их адрес территориально относится к МАОУ СОШ №36. Об изменении закрепленной территориальности ее в известность никто не ставил. В связи с чем, ей был пропущен срок для подачи заявления о зачислении ее сына в 1 класс. 06.02.2019 года она была вынуждена обратиться с письменным заявлением в комитет образования администрации г. Тамбова о принятии ее сына – Таниева Н.А. в 1 класс школы №36 или МАУ СОШ №1 школа «Сколково» на 2019-2020 учебный год. 13.02.2019 ей по электронной почте получен ответ об отказе в зачислении ее сына – Таниева Н.А. в 1 класс школы №36 или МАУ СОШ №1 школа «Сколково» на 2019-2020 учебный год. И одновременно было предложено место школах №№13, 31 и 24 г. Тамбова. Но предложенные варианты образовательных учреждений территориально удалены от места жительства. 18.02.2019 она также обратилась с письменным заявлением к директору СОШ №36 г. Тамбова о зачислении ее сына – Таниева Н.А. в 1 класс школы №36 на 2019-2020 учебный год. В письменной форме ей также было отказано в зачислении по причине отсутствия свободных мест. Кроме того, отец ребенка – Таниева Никиты, является военнослужащим, проходящим военную службу в г. Нововоронеж Воронежской области. Просила признать отказ комитета образования администрации г. Тамбова в зачислении ее сына – Таниева Никиты Александровича в 1 класс на 2019-2020 учебный год в МАОУ СОШ №36 г. Тамбова незаконным и необоснованным.
Административный истец Таниева А.И. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Комитета образования администрации г. Тамбова в суд не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель заинтересованного лица МАОУ СОШ №36 г. Тамбова в суд не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.
Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.
Согласно п. 14 Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" прием заявлений в первый класс ОООД для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Зачисление в ОООД оформляется распорядительным актом ОООД в течение 7 рабочих дней после приема документов. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. ОООД, закончившие прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.
Из материалов административного дела следует, что Таниева А.И. с сыном – Таниевым Н.А. зарегистрированы и фактически проживают по адресу: г. Тамбов, ул. Агапкина, д. 25.
С осени 2018 года они стали посещать подготовительные занятия в МАУ СОШ №1 школа «Сколково» г. Тамбова, где на тот момент место их регистрации территориально относилось к данной школе. В феврале 2019 года она обратилась к руководству МАУ СОШ №1 школа «Сколково» с устным заявлением о зачислении ее сына – Таниева Никиты в 1 класс на 2019-2020 год обучения. Однако ей было отказано на том основании, что они в настоящее время не проживают на закрепленной территории к данной школе и их адрес территориально относится к МАОУ СОШ №36.
06.02.2019 Таниева А.И. обратилась с письменным заявлением в комитет образования администрации г. Тамбова о принятии ее сына – Таниева Н.А. в 1 класс школы №36 или МАУ СОШ №1 школа «Сколково» на 2019-2020 учебный год.
13.02.2019 Таниевой А.И. по электронной почте получен ответ об отказе в зачислении ее сына – Таниева Н.А. в 1 класс школы №36 или МАУ СОШ №1 школа «Сколково» на 2019-2020 учебный год. И одновременно было предложено место школах №№13, 31 и 24 г. Тамбова.
Однако, поскольку предложенные варианты образовательных учреждений территориально удалены от места жительства, 18.02.2019 Таниева А.И. также обратилась с письменным заявлением к директору СОШ №36 г. Тамбова о зачислении ее сына – Таниева Н.А. в 1 класс школы №36 на 2019-2020 учебный год.
Таниевой А.И. в письменной форме также было отказано в зачислении по причине отсутствия свободных мест.
В 2019 году действует постановление администрации города Тамбова Тамбовской области от 11.12.2018 № 6414 «О закреплении муниципальных общеобразовательных организаций за территориями города Тамбова». Закрепление территорий города за муниципальными общеобразовательными организациями осуществляется с учетом расположения школ, заселенности микрорайонов и введения в эксплуатацию новых домов. Родители (законные представители) будущих первоклассников и другие граждане могут ознакомиться с вышеуказанным постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области на сайте комитета образования, сайтах муниципальных общеобразовательных организаций, в газете «Наш город Тамбов».
В 2019 году прием в первые классы муниципальных общеобразовательных организаций города Тамбова через портал государственных и муниципальных услуг был открыт с 25.01.2019 года. Информация о начале приема была размещена на официальных сайтах всех школ города и сайте комитета образования, где с ним могли ознакомиться родители (законные представители) будущих первоклассников и другие желающие.
Из материалов дела следует, что количество принятых от родителей (законных представителей) документов к зачислению в 1 класс по состоянию на 01.02.2019 соответствовало количеству мест, которые СОШ № 36 может выделить для обучения будущих первоклассников в 2019-2020 учебном году, то на эту дату прием заявлений от родителей (законных представителей) о приеме в 1 класс был прекращен.
Также при рассмотрении дела установлено, что Таниева А.И. обращалась в комитет образования по вопросу зачисления её сына Таниева Н.А., 31.01.2012 года рождения, в МАОУ СОШ № 36 (обращение зарегистрировано 07.02.2019 за №36-51-17/19). В сроки, установленные законодательством (Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), заявителю был направлен ответ с разъяснением норм действующего законодательства по вопросам приема в муниципальные общеобразовательные организации.
05.02.2019 в ходе личного приема в комитете образования Таниева А.И. отказалась от всех предложенных мест в близлежащих школах.
07.06.2019 обратившись в комитет образования повторно Таниева А.И. выбрала для обучения своего сына муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24». Заявление о зачислении Таниева Н.А. в первый класс данной общеобразовательной организации было написано Таниевой А.И. 02.07.2019.
Согласно статье 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. Прием обучающихся в образовательную организацию, формирование структуры, контингента обучающихся относится к компетенции образовательной организации.
В соответствии с п. 16 Порядка преимущественным правом обладают дети граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в общеобразовательной организации, в том числе дети военнослужащих, при приеме на свободные места.
Тот факт, что, отец ребенка – Таниева Никиты, является военнослужащим, проходящим военную службу в г. Нововоронеж Воронежской области не является безусловным основанием для предоставления места в общеобразовательной организации в связи с отсутствием свободных мест.
Кроме того, согласно представленной справке войсковой части 3512 №92 от 10.07.2019 Таниев А.С. проходит военную службу по контракту с 27.06.2019 по настоящее время, тогда как зачисление в первые классы производилось до 01.02.2019 года.
Принимая во внимание изложенное, суд не усматривает незаконных действий административного ответчика, связанных с отказом в зачислении Таниева Никиты Александровича в 1 класс на 2019-2020 учебный год в МАОУ СОШ №36 г. Тамбова, напротив, административный ответчик в рассматриваемых правоотношениях действовал без нарушения прав и интересов административного истца, ее несовершеннолетнего сына, в пределах предоставленных полномочий.
Оснований полагать, что административным ответчиком нарушено право на образование, иным образом созданы препятствия к его осуществлению, не имеется, заявителю направлен письменный ответ по существу изложенных в обращении вопросов, подробно разъяснены вопросы приема в образовательную организацию.
Вместе к тем, суд также учитывает, что реализация права на образование носит заявительный порядок, от действий административного ответчика не зависит.
Ребенок административного истца – Таниев Н.А. не был зачислен в выбранную им образовательную организацию в связи с отсутствием свободных мест в МАОУ СОШ №36, оснований полагать такой отказ незаконным не имеется, он соответствует п. 5 Порядка приема граждан, в том числе иностранных, на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании", которые устанавливают, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, и административным истцом не оспаривается, что 13.02.2019 года ей по электронной почте получен ответ об отказе в зачислении ее сына – Таниева Н.А. в 1 класс школы №36 или МАУ СОШ №1 школа «Сколково» на 2019-2020 учебный год.
Административное исковое заявление Таниевой А.И. в суд подано только 20.06.2019 года, обстоятельств, препятствующих обращению с данным заявлением в более ранние сроки суду не представлено.
Довод административного истца о том, что до обращения с административным иском в Октябрьский районный суд г. Тамбова ей необходимо было получить ответ на её обращение из органов прокуратуры, который ей получен после 10.04.2019 года суд находит неубедительным, поскольку препятствий для обращения с заявленными требованиями в более ранний срок у неё не имелось.
Доказательств того, что административный истец не знала об оспариваемом отказе от 13.02.2019 года, ей не представлено.
При рассмотрении настоящего дела, с учетом позиции административного истца Таниевой А.И., которая полагала, что срок на обращение в суд с административным иском ею не пропущен и о его восстановлении не ходатайствовала, суд, на основании положений ст. 219 КАС РФ приходит к выводу о припуске данного срока без уважительной причины, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании совокупности исследованных выше доказательств, административные исковые требования Таниевой А.И. удовлетворению не подлежат.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Таниевой Анастасии Ивановны о признании отказа Комитета образования администрации г. Тамбова Тамбовской области о зачислении её сына Таниева Никиты Александровича в первый класс на 2019-2020 учебный год в МАОУ СОШ №36 г. Тамбова незаконным и необоснованным – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 25.07.2019 г.
Судья М.В. Яковлева