ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33 - 20800/2018
23 октября 2018 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Портянова А.Г.
судей Гильмановой О.В.
Жерненко Е.В.
при секретаре Шаранове Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
удовлетворить исковое заявление Третьякова И.А.
Признать приказ Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан №...-В от дата об отказе в присвоении Третьякову И.А. звания «Ветеран труда» незаконным.
Обязать Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан присвоить Третьякову И. А. звание «Ветеран труда», как лицу, имеющему ведомственный знак отличия в труде - «Ударник одиннадцатой пятилетки».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Жерненко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Третьяков И.А. обратился в суд с иском к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда».
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Постановлением объединения «Башнефть» и Башобкома профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности №... от дата был награжден знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки». Решением ответчика Третьякову И.А. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что решение о награждении принято не руководителем соответствующей отрасли. Полагает, что установленные ответчиком основания не являются препятствием для присвоения ему звания «Ветеран труда».
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения, со ссылкой на его незаконность и необоснованность, как вынесенного с нарушением норм материального права. В частности, решение о награждении истца принято не на основании приказа министра (заместителя министра) соответствующей отрасли СССР или РСФСР.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ - Амирханова Б.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Правовые гарантии социальной поддержки ветеранов труда предусмотрены статьей 22 Федерального закона от дата № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которой меры поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на дата, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из анализа указанных норм федерального законодательства следует, что законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых мер социальной поддержки с учетом возможностей бюджета субъекта.
Статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что приказом ответчика №... от дата Третьякову И.А. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда».
В соответствии с Перечнем ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» (Приложение №... к Постановлению Правительства Республики Башкортостан от
дата №...), в качестве иных ведомственных знаков указаны знак «Ударник... пятилетки», почетные грамоты.
Согласно пункта 3 Примечаний к Перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» знак «Ударник одиннадцатой пятилетки» принимается как основание для признания граждан ветеранами труда при условии, если награждение им произведено на основании приказа министра (заместителя министра) соответствующей отрасли СССР или РСФСР.
В соответствии с Положением о едином общесоюзном знаке «Ударник одиннадцатой пятилетки», утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от дата № П-8/289, единым общесоюзным знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки» награждаются рабочие, колхозники, инженерно-технические работники, специалисты и служащие промышленных, производственных, научно-производственных, межхозяйственных, агропромышленных и других объединений, их производственных единиц, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений за достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств.
Согласно пункта 2 указанного положения единым общесоюзным знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки» награждаются колхозники, работники совхозов, других предприятий и организаций системы Министерства сельского хозяйства СССР - совместным решением управления (производственного управления) сельского хозяйства обл. (крайисполкома и областного (краевого) комитета профсоюза работников сельского хозяйства, работники предприятий и организаций, подчиненных обл. (край) исполкомам и не связанных подчиненностью с каким-либо министерством, ведомством, - совместным решением обл. (край) исполкома и областного (краевого) совета профсоюзов.
Ходатайства о награждении единым общесоюзным знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки» возбуждаются совместно администрацией (правлением), комитетом профсоюза и комитетом комсомола объединений, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений. В списках лиц, представляемых к награждению единым общесоюзным знаком, указываются фамилия, имя, отчество, выполняемая работа и краткие сведения о выполнении годовых и пятилетнего плановых заданий и социалистических обязательств. Списки направляются в соответствующие министерства, ведомства или обл. (край) исполкомы (пункт 3 Положения).
Таким образом, в вышеуказанный период право награждения знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки» от имени министерства (ведомства) было предоставлено, в том числе профсоюзам. Иное толкование вышеуказанных норм законодательства приводит к существенному искажению целей поощрения знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки» от имени государства, как особого вида благодарности за эффективный труд.
Как усматривается из материалов дела, Третьяков И.А. был награжден знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки», награждение данным знаком производилось от имени объединения «Башнефть» и Башобкома профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности, что соответствует требованиям законодательства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что указанная награда является ведомственной наградой, и удовлетворил исковые требования Третьякова И.А.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм действующего законодательства.
Отсутствие в наградном документе наименования Министерства от имени которого произведено награждение не является достаточным основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран труда».
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, нормы материального права истолкованы и применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обжалуемое решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий