Решение по делу № 33-3921/2022 от 08.02.2022

       УИД 16RS0024-01-2021-004009-60

дело № 2-963/2021 ~ М-992/2021

Судья Бурганов Р.Р.                                                            № 33-3921/2022

                 учет № 069 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

5 мая 2022 года                                                                 город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Гаянова А.Р.,

судей Сахиповой Г.А., Шафигуллина Ф.Р.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Исаевым Х.З.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сахиповой Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Хисматуллиной А.И. на решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 24 декабря 2021 года, которым Хисматуллиной А.И. было отказано в удовлетворении иска к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о включении в специальный стаж периодов работы и признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Хисматуллину А.И., а также представителя Государственного Учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан - Задворнова А.О., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Хисматуллина А.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о включении в специальный стаж периода работ и признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В обоснование требований указывает, что 5 февраля 1990 года по настоящее время она занимается педагогической деятельностью в учреждениях для детей и выработала педагогический стаж для получения трудовой пенсии по выслуге лет. 11 октября 2021 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по выслуге лет. Однако решением ответчика от 28 сентября 2021 года ей было ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности. Выработано 19 лет 4 месяца 8 дней (при условии предоставления индивидуальных сведений за период с 1 января 2021 года по 10 октября 2021 года продолжительность педагогической деятельности в учреждениях для детей составит 20 лет 1 месяц 17 дней). В специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, не был включен период работы в должности воспитателя по обучению татарскому языку в ясли саде «Сказка» г.Нурлат с 5 февраля 1990 года по 31 декабря 1996 года.

С данным решением она не согласна, полагая его незаконным, она просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж спорный период работы, признать за ней право на досрочную страховую пенсию с 10 октября 2021 года.

Истец Хисматуллина А.И. и ее представитель Габдрахманов А.А. в судебном заседании требования поддержали.

Представитель ответчика не явился.

Суд постановил решение об отказе.

В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, связанных с тем, что она выполняла работу в должности воспитателя, несмотря на то, что ее должность была иначе поименована в трудовой книжке.

Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются следующие списки:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781,

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Как установлено судом первой инстанции, 11 октября 2021 года Хисматуллина А.И. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, который решением от 22 октября 2021 года ей отказал, ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности. В бесспорном порядке зачтено в специальный стаж 19 лет 4 месяца 8 дней (при условии предоставления индивидуальных сведений за период с 1 января 2021 года по 10 октября 2021 года продолжительность педагогической деятельности в учреждениях для детей составит 20 лет 1 месяц 17 дней).

В педагогический стаж не включены период ее работы с 5 февраля 1990 года по 31 декабря 1996 года в должности воспитателя по обучению татарскому языку в ясли-саде «Сказка» г.Нурлат с 5 февраля 1990 года по 31 декабря 1996 года, поскольку в штатном расписании должность поименована как «воспитатель по обучению татарскому языку». Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным постановлением Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года №1397, списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, должность «воспитатель по обучению татарскому языку» не предусмотрена.

Из трудовой книжки Хисматуллиной А.И. следует, что с 5 февраля 1990 года она принята на должность воспитателя по обучению детей татарскому языку на 0,5 ставки в ясли-сад «Сказка» НГДУ «Нурлатнефть». 12 марта 1990 года она переведена воспитателем по обучению детей татарскому языку. 31 декабря 1996 года уволена с данной должности в порядке перевода в Октябрьское РОО Нурлатского горсовета местного самоуправления.

Согласно приказа НГДУ «Нурлатнефть» №19-к от 31 января 1990 года Хисматуллина А.И. принята с 5 февраля 1990 года воспитателем по обучению детей татарскому языку на полставки в ясли-сад «Сказка».

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из отсутствия для этого правовых оснований.

Вместе с тем, с таким выводом судебная коллегия согласиться не может.

В период работы истца в должности воспитателя в ясли-саду «Сказка» действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (до 1 января 1992 года), которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

Согласно подпункта 4 пункта 1 Перечня в стаж работы по специальности, работа в которой дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа воспитателя в детских садах и объединенных яслях-садах.

В последующем действовал Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно).

Пунктом 2 указанного Постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), а Списком предусмотрены должность «воспитатель» и детские дошкольные учреждения всех типов.

Как следует из представленного по запросу судебной коллегии акта о результатах документальной проверки, приказом от 31 января 1990 года №19-к истец была принята 5 февраля 1990 года воспитателем по обучению детей татарскому языку на полставки в детский сад «Сказка» с окладом 55 руб.

На основании соответствующих распоряжений и приказов по ясли-саду «Сказка» от 12 февраля 1990 года, 22 марта 1990 года, 10 апреля 1990 года, 16 мая 1990 года, 19 июня 1990 года, 12 июля 1990 года, 6 сентября 1990 года на период отпусков, административных отпусков основных работников на Хисматуллину А.И. были возложены обязанности воспитателя.

При этом, распоряжением от 17 сентября 1990 года воспитатель Хисматуллина из преподавателя по татарскому языку переведена в воспитатели, а на воспитателя Ганиеву Г.С. возложены обязанности 0,5 ставки преподавателя татарского языка с 17 сентября 1990 года.

На основании приказа от 12 сентября 1990 года № 397 «О совершенствовании организации заработной платы и введение новых ставок и должностных окладов работников учреждений» воспитательница Хисматуллина А.И. с окладом 110 руб. значиться переведенной на    должностной оклад в размере 125 руб.».

Приказом от 1 августа 1995 года №128-к Хисматуллиной А.И., воспитателю ясли-сада «Сказка», предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до исполнения им возраста трёх лет – с 4 августа 1995 года по 13 мая 1998 года.

Иных данных, свидетельствующих о переводе Хисматуллиной А.И. с должности воспитателя на должность воспитателя по обучению детей татарскому языку, документальной проверкой не выявлено.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив изложенные обстоятельства в совокупности, следует признать, что в период с 5 февраля 1990 года до предоставления отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до исполнения им возраста трёх лет - по 3 августа 1995 года, Хисматуллина А.И. исполняла обязанности воспитателя, и занимаемая ею должность в спорный период поименована работодателем неправильно.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, в судебном порядке может быть решен вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям и профессиям, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж только при неправильном наименовании работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах.

С учетом изложенного, правовых оснований для отказа в удовлетворении требований истца в части включения указанного периода в специальный стаж у суда первой инстанции не имелось.

Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела в силу пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований истца о включении периода работы с 5 февраля 1990 года по 3 августа 1995 года в должности воспитателя в ясли-саде «Сказка» с принятием в этой части нового решения об удовлетворении данных требований.

Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, а именно в 2021 году срок назначения страховой пенсии по старости установлен не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Принимая во внимание, что с учетом включенных периодов работы специальный стаж истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии 11 октября 2021 года составляет 25 лет 6 месяцев и 17 дней, при этом, установленный стаж в 25 лет является выработанным 24 февраля 2021 года, то с учетом периода ожидания срок для назначения истцу пенсии не наступил.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 24 декабря 2021 года по данному делу отменить в части отказа в удовлетворении требований ФИО3 о включении в специальный стаж педагогической деятельности периода работы с 5 февраля 1990 года по 3 августа 1995 года и вынести в этой части новое решение.

Включить в специальный стаж Хисматуллиной А.И., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 5 февраля 1990 года по 3 августа 1995 года в должности воспитателя в ясли-саде «Сказка».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 11 мая 2022 года

Председательствующий

Судьи

33-3921/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Хисматуллина Алсу Искандеровна
Ответчики
ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Сахипова Галия Алиевна
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
08.02.2022Передача дела судье
24.03.2022Судебное заседание
05.05.2022Судебное заседание
20.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2022Передано в экспедицию
05.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее