Дело № 2-611/2021
УИД 18RS0003-01-2020-000349-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2021 года г.Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Хариной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО "Агентство недвижимости "Сайгас", ООО "Торговый центр "Горького, 79", ООО "Этринг", ООО "Тисмина", Шаповал А.С., Бушмакиной Е.Л., Чураковой Г.В., Шадрину А.М., Рябкову А.Н., Елькину С.В. о запрете эксплуатации помещений реконструируемой части здания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Ижевска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам, где указал, что прокуратурой района в ноябре - декабре 2019 года по результатам рассмотрения обращений ООО «УК «Сайгас», а так же с учетом ранее рассмотренных иных обращений с привлечением сотрудников Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики ОНД и ПР г.Ижевска ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике проведена проверка исполнения действующего градостроительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации торгово-офисного центра по адресу: <адрес>. Как следует из обращений заявителя указный объект находится в ненадлежащем техническом состоянии, представляет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с имеющими данными технического заключения, выполненного в 2017 году ООО «ИК «Профтехгрупп» об аварийном состоянии перекрытий здания центра, кровельных конструкций.
Установлено, что ООО «Агентство недвижимости «Сайгас», ООО «Торговый центр «Горького, 79», ООО «Этринг», Чуракова Г.В., Шаповал А.С., Бушмакина Е.Л., Елькин С.В., Рябков А.Н., Шадрин А.М., ООО «Тисмина» являются собственниками нежилых помещений в здании торгово-офисного центра по адресу: <адрес>
В 2014 году ООО «Агентство недвижимости «Сайгас» обратилось в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию торгово-офисного центра «Горького, 79». Разрешение на строительство в настоящее время продлено этим управлением до 31.12.2020.
В адрес Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики 14.05.2014 поступило заявление застройщика о начале ремонтно-строительных работ на указанном объекте. С указанного времени проведены работы в отдельных помещениях здания.
В ходе указанной проверки по обращению с привлечением сотрудников Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики выявлены следующие нарушения, которые отражены в справке, полученной прокуратурой района в декабре 2019 года.
Так, в результате проведенной проверки и визуального осмотра 22.11.2019 и 10.12.2019 реконструируемого объекта капитального строительства: «Реконструкция торгово-офисного центра «Горького 79» установлено:
1. Выполнены монолитные перекрытия на 1, 2, 3, 4, 5 этажах в осях 4-22/Г-Р/1. Выполненные перекрытия и несущие конструкции здания (колонны и балки) на 1, 2, 3, 5 этажах в осях 4-22/Г-Р/1 недоступны для осмотра, т.к. на указанных этажах выполнен подвесной потолок, а колонны и балки облицованы гипсокартонными листами.
2. При визуальном осмотре реконструируемого 4 этажа (доступного для осмотра) обнаружены на существующих балках перекрытия оголенная несущая арматура и местами трещины на существующих балках перекрытия, также обнаружены трещины в стяжке пола в осях 15-22/Г-М/1, характер выявленных трещин визуально не определить. Непринятием мер нарушены требования ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ или Технический регламент о безопасности зданий и сооружений), п. 4.4 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
3. При визуальном осмотре реконструируемого 4 этажа обнаружена трещина в месте опирания балки Б1 на колонну в осях 12/Д (пролет 11-12/Д ), ширина раскрытия трещины более 0,5 см. Данные по мониторингу за шириной раскрытия трещин не представлены. Таким образом, допущено нарушение требований статьи 7 указанного Федерального закона № 384-ФЗ, п.. 4.4 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
4. При визуальном осмотре реконструируемого 4 этажа выявлено опирание части видимых для осмотра существующих ж/б балок через шпильки на металлическую конструкцию (опорный столик), которая (металлическая конструкция - опорный столик) закреплена к колонне. Металлическая конструкция – опорный столик и узел ее крепления в проектной документации инв. № 04/07-11-КР не разработаны. Проектная документация с внесенными изменениями по опиранию существующих балок на металлические конструкции - опорные столики на повторную экспертизу не направлялась. В общем журнале работ и в представленной исполнительной документации отсутствуют данные об установке указанных металлических конструкций под существующие балки. При производстве работ допущено нарушение ч. 1 ст. 5, ч. 10 ст. 15 Федерального закона № 384-ФЗ, ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 44 разд. VI Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», проектной документация инв. № 04/07-11-КР.
5. Акты освидетельствования скрытых работ (АОСР): АОСР от 10.04.15 на усиление колонн в/о 4-22/Г-И до отм. 11.320 не подписан представителем проектной документации (№№84-86 по реестру); АОСР от 29.05.15 на усиление колонн в/о Д/19-20, 11-22/Ж-П/1 до отм. 11.320 не подписан представителем проектной документации (№ 87 по реестру), также выполнение указанных работ не отмечены в общем журнале работ. АОСР от 02.08- 08.02.16 на устройство плиты перекрытия в/о 19-22/Г-И/1 третьего этажа не подписаны представителями проектной организации и лица, осуществляющего строительства по вопросам строительного контроля (№№30-32 по реестру); АОСР на устройство ж/б монолитной плиты перекрытия в/о 19-22/Ж-П/1 3-го, 4 –го, 5 этажей, в осях 4-22/И-Г/1 пятого этажа не подписаны представителями проектной организации и лица, осуществляющего строительства по вопросам строительного контроля ( №№ 48-74 по реестру ), при этом, в процессе строительного контроля (как застройщиком, так и генеральным подрядчиком), до завершения процедуры освидетельствования предыдущих скрытых работ допущено выполнение последующих работ, чем нарушены требования пунктов 5, 6, 10, 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468; части 6 статьи 52, частей 1, 4 статьи 53 ГрК РФ; пунктов 4, 5, 5.1 - 5.6, 6 РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения», утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1128, пункта 3 части 1 статьи 39 Федерального закона № 384-ФЗ.
6. В ходе проверки не представлены лабораторные данные контроля прочности бетона выполненных конструкций - монолитной ж/б плиты перекрытия в осях 4-19/Г-И 3-го этажа неразрушающими методами в проектном возрасте. Допущено нарушение требований п. 4.2 ГОСТ 18105-2010, СП 70.13330.2012. Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87 (п. 5.18.8), требования проектной документации инв. № 04/07-11-КР (л. 29, л. 30); ч. 3 ст. 52 ГрК РФ, ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 384-ФЗ.
7. Извещение о сроках завершения работ, подлежащих проверке: устройство железобетонного перекрытия 2 - 5 этажей в осях 4-22/Г-И/1 в Управление по надзору УР не поступало, государственный строительный надзор при выполнении работ по устройству перекрытия 2 - 5 этажей в осях 4-22/Г-И/1 не осуществлялся, что противоречит ч. 6 ст. 52 ГрК РФ, п. 3, п. 8 «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006».
8. Согласно Техническому заключению № 060-17 ОБС от 2017 года (дополнительное обследование перекрытий м/у осями «4-22/Г-Р/1»), выполненных ООО «Инжиниринговая компания «ПрофТехГрупп», состояние обследованных конструкций - балок перекрытия в осях 4-22/Г-Р/1 с первого по четвертые этажи характеризуется как «аварийное», состояние колонн каркаса в осях 20/1-20/2/П/1-И/1 с первого по 4 этажи характеризуется как «ограниченно-работоспособное». Данных по приведению конструкций балок перекрытия в осях 4-22/Г-Р/1 и колонн в осях 20/1-20/2/П/1-И/1 1-4го этажей в работоспособное состояние, разработанной проектной документации по усилению вышеперечисленных конструкций застройщиком ООО АН «Сайгас» не представлено.
Данными действиями общества нарушены требования ст. 7 Федерального закона № 384-ФЗ, п. 4.4 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
9. Согласно «Обследованию технического состояния строительных конструкций стропильных крыши и кровли здания «ТОЦ Горького,79» в осях 4-22/Г-П/1» (067-17-обс), выполненных ООО «Инжиниринговая компания «ПрофТехГрупп», состояние стропильной системы крыши и кровельного покрытия характеризуется как «ограниченно-работоспособное», необходимо устранить повреждения и дефекты стропильной системы крыши и кровли. Данных по приведению конструкций крыши и кровли в осях 4-22/Г-П/ в работоспособное состояние, ООО «АН «Сайгас» не представлено, чем нарушены требования статья 7 Федерального закона № 384-ФЗ; п. 4.4 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
10. Согласно проектной документации инв. № 04/07-11-КР л. 58 изм.1 предусмотрена частичная замена мауэрлата, стропильных ног, прогонов, кобылок, восстановление разрушенной кирпичной кладки и т.д. на поврежденных участках, существующая кровля из плоского металлического листа заменяется на профилированный лист Н-60-845-0.7. Исполнительная документация, подтверждающая выполнение работ по восстановлению конструкций кровли, в т.ч. кровельного покрытия застройщиком не представлена. Нарушение проектной документации инв. № 04/07-11-КР л. 58 изм. 1.
11. ООО «АН «Сайгас» осуществляет эксплуатацию помещений на всех этажах (кроме 4 этажа в осях 4-22/Г-Р/1) реконструируемого объекта капитального строительства «Реконструкция торгово-офисного центра «Горького 79» в нарушении требований ч. 1 ст. 55, п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Помещения здания на всех этажах (кроме 4 этажа в осях 4-22/Г-Р/1 ) используются в качестве административно-офисные помещений, в которых работают люди.
12. ООО «Агентство недвижимости «Сайгас» осуществляет эксплуатацию здания «Торгово-офисного центра «Горького, 79», в это же время исполнительной документации, подтверждающей фактическое выполнение работ по восстановлению несущей способности, эксплуатационной надежности существующих конструкций с заменой или усилением отдельных строительных элементов в полном объеме не представлено, мероприятия по приведению конструкций балок перекрытия в осях 4-22/Г-Р/1 и колонн в осях 20/1-20/2/П/1-И/1 в осях 4-22/Г-И/1 на 1-4 этажах в работоспособное состояние не выполнены, что создает угрозу причинения вреда жизни и безопасности людей в процессе реконструкции и эксплуатации здания. Действиями общества нарушены требования ч. 6 ст. 52 ГрК РФ, ст. 5, ст. 7 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, требований проектной документации инв. № 04/07-11-КР, СП 70.13330.2012. Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87 (п.3.23).
13. Отсутствуют зоны безопасности для инвалидов на этажах, не представлен расчет обеспечения эвакуации всех МГН за необходимое время, что противоречит требованиям ч. 6, ст. 3, ч. 1 ст. 6 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, п. 5.2.27 СП 59.13330.2012.
14. Здание не оборудовано пассажирским лифтами или подъемными платформами для обеспечения доступа инвалидов на креслах – колясках на этажи выше или ниже основного входа в здание, что противоречит требованиям ч. 6, ст. 3, ч. 1 ст. 6 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, п. 5.2.17 СП 59.13330.2012.
15. Поручни с южной лестничной клетки прерываются, что не соответствует п.2 ч. 1 ст. 30 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
Согласно справке Главного управления по государственному надзору УР данные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, имуществу физических и юридических лиц при осуществлении эксплуатации здания. Не обеспечены минимально необходимые требования к зданиям, указанные в ч. 6 ст. 3, ст.ст. 5, 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно ст. 37 этого Федерального закона (далее – Закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 Закона № 69-ФЗ пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;
Также из это статьи Федерального закона следует, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности установлены, в частности, Федеральным законом РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержден Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7 и другими правовыми актами в области пожарной безопасности.
В силу ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ, обязанность по исполнению требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством возлагается на собственников имущества; лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Сотрудниками ОНД и ПР г. Ижевска ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике в качестве специалистов пожарной безопасности в ноябре-декабре 2019 года проведена проверка противопожарного состояния помещений торгово-офисного центра «Сайгас», расположенного по <адрес>. В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
возможность подъезда к зданию на расстоянии от внутреннего края проезда до стены здания 5 - 8 м., с шириной проездов 4,2 м. и радиусом поворота 15 м. для проведения аварийно-спасательных работ с двух продольных сторон не обеспечена (осуществляется парковка автотранспорта вдоль здания) (п.75 Правил противопожарного режима в РФ, ст. 90 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 8.1, 8.6 СП 4.13130.2013);
с южной стороны здания офисного центра, вдоль ул. Милиционной на расстоянии менее 6 м, фактически на расстоянии 1м. расположено административное здание (ООО «Парацельс МК», <адрес>) (п. 4.3 СП 4.13130.2009);
допускается эксплуатация здания с изменениями объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности и утвержденного в установленном порядке (фактическая планировка не соответствует проектной документации, в помещениях 2, 3 этажей в отступление от проектной документации осуществляется торговая деятельность) (п. 4.6 СП 2.13130.2009);
Нарушения системы противопожарной защиты
руководитель организации не обеспечил в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы противодымной вентиляции в центральной и северной части здания (п. 63 Правил противопожарного режима в РФ);
система автоматической пожарной сигнализации эксплуатируется с нарушениями требований пожарной безопасности и находиться в неисправном состоянии:
при имитации работы системы АПС от резервного источника питания, информация о переходе питания на пульт в помещение охраны не поступила (п. 61 Правила противопожарного режима в РФ; п. 14.4 СП 5.13130.2009, ч. 5 ст. 83 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
при имитации режима «неисправность» работы системы АПС путем обрыва связи с резервным источником питания в коридоре на 2 этаже южной части здания, извещение о неисправности в помещение охраны не поступило (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ; п. 14.4 СП 5.13130.2009, ч. 5 ст. 83 ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
при имитации режима «неисправность» работы системы АПС путем снятия ИПД в коридоре на 3 этаже южной части здания (банк), извещение о неисправности в помещение охраны не поступило (п.61 Правила противопожарного режима в РФ; п.14.4 СП 5.13130.2009, ч.5 ст.83 ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
в ходе имитации пожара путём воздействия на один извещатель пожарный дымовой (далее - ИПД ), установленный в коридоре 1-го этажа (южное крыло), АПС перешла в режим «Пожар». СОУЭ не включилась в помещениях МРТ «Верум», северной и центральной части здания 3-го этажа (п. 3.1, 4.8 СП 3.13130.2009, ч. 4 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123ФЗ, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ);
в ходе имитации пожара путём воздействия на один ИПД, установленный в офисе 331 (северная часть здания), АПС в режим «Пожар» не перешла (ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123ФЗ, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ);
в ходе имитации пожара путём воздействия на один ИПД, установленный в коридоре 3-го этажа (центральная часть здания), АПС в режим «Пожар» не перешла (ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123ФЗ, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ);
в ходе имитации пожара путём одинарного воздействия на один ИПД, установленный в офисе 325 (центральная часть), АПС в режим «Пожар» не перешла (ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123ФЗ, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ);
в ходе имитации пожара путём одинарного воздействия на один ИПД, установленный в офисе 11 на 5-ом этаже (центральная часть здания), АПС в режим «Пожар» не перешла (не соответствует ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123ФЗ, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ);
в ходе имитации пожара путём одинарного воздействия на один ИПД, установленный в коридоре 5-го этажа (центральная часть), АПС в режим «Пожар» не перешла (ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123ФЗ, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ);
в ходе имитации пожара путём одинарного воздействия на один ИПД, установленный в помещении приема пищи на 5-ом этаже (центральная часть), АПС в режим «Пожар» не перешла (ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123ФЗ, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ);
в ходе имитации пожара путём одинарного воздействия на один ИПД, установленный в коридоре 5-го этажа (северная часть), АПС в режим «Пожар» не перешла (ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123ФЗ, п. 61 Правила противопожарного режима в РФ);
пожарные извещатели в помещении охраны, расположенном на 1-ом этаже возле главного входа не установлены (пп. А. 4, А. 10 приложения А СП 5.13130.2009, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ).
автоматическое включение аварийного освещения в помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство (помещение охраны) при отключении основного освещения не предусмотрено (п. 13.14.13 СП 5.13130.2009, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ);
система противодымной вентиляции в центральной и северной части здания не исправна, в южной части здания система противодымной вентиляции не соответствует требованиям пожарной безопасности – величина невязки составляет более 15%, фактически 81% (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ; п. 4.17 ГОСТ Р 53300-2009);
система противодымной вентиляции, естественное проветривание при пожаре с управлением исполнительными элементами (механизм открывания фрамуг оконного проема в наружных ограждениях с расположением верхней кромки не ниже 2,5 м от уровня пола и шириной не менее 1,6 м) в автоматическом режиме не предусмотрены в следующих помещениях (п. 7.2, 8.5 СП 7.13130.2013; п. 12.4 СП 60.13330.2012):
этаж 1 (цоколь)
коридор южной части здания в осях Л-Ф/2-3 (п. 7.2 «б, в» СП 7.13130.2013);
коридор и офисные помещения (поликлиника) северной части здания в осях Л/1-Ф/1(п. 7.2 «б, ж» СП 7.13130.2013);
помещение коридора длиной более 15 м. (фактически 19 м.) в осях Д-Л1/20-21 северной части здания(п.7.2 «б» СП 7.13130.2013);
офисные помещения (помещение приема пищи - столовой, гардероб в осях Г-Д/16-22, помещение в осях Г-Д/4-5) (п. 7.2 «ж» СП 7.13130.2013);
офисное помещение в осях Г-И/1 / 4-20 из расчета не менее 0,24 м на 1 м. длины наружного ограждения помещения не предусмотрено (фактически ширина и высота створок 700х1100, всего 10 проемов, длина в наружной ограждающей конструкции с востока - 36м, с запада – 41м., таким образом фактическая ширина проемов составляет 0,7х10=7м., требуемая ширина 77/4,16 = 18,5м.) (нарушен п. 7.2 ж, 8.5 СП 7.13130.2013; п.12.4 СП 60.13330.2012);
этаж 2(1)
коридор с общей длиной более 30 м. в осях Ж-П1/20-21, Д-Ж/19-22, Г-Д/21-22 северной части здания (п. 7.2 «в», 8.5 СП 7.13130.2013; п.12.4 СП 60.13330.2012);
коридор с общей длиной более 30 м. в осях Б-К/2-3(2/1-3/1), Д-Ж/3-4 южной части здания (п. 7.2 «в», 7.8 СП 7.13130.2013);
коридор длиной более 15 м. в осях К-Т/2-3 южной части здания (п. 7.2 «в» СП 7.13130.2013);
коридор длиной более 15 м. в осях Д-Ж / 4-18/1 центральной части здания (п. 7.2 «в» СП 7.13130.2013);
этаж 3(2)
офисное помещение (операционный зал) в осях Б-В/1-4, помещение в осях Г-Д/4-5) южной части здания (п. 7.2 «ж», 8.5 СП 7.13130.2013; п.12.4 СП 60.13330.2012);
коридор длиной более 15 м. в осях М-Ф/2-3 южной части здания (п.7.2 «в», 8.5 СП 7.13130.2013; п.12.4 СП 60.13330.2012);
коридор длиной более 15 м. в осях Д-Ж / 4-11, Д-Ж / 11-18/1 центральной части здания(п.7.2 «в» СП 7.13130.2013);
коридор длиной более 15 м в осях Д-Ж / 18/1-22 и Ж-П/1 /20/1-20/2 северной части здания (п. 7.2 «в», 8.5 СП 7.13130.2013; п. 12.4 СП 60.13330.2012);
помещение операционного зала в осях А-В/1-4 из расчета не менее 0,24 м. на 1 м. длины наружного ограждения помещения не предусмотрено (фактически ширина и высота створок 500х600, всего 7 проемов, длина в наружной ограждающей конструкции с севера – 12,2 м, с юга – 16,7м, таким образом фактическая ширина проемов составляет 0,5х7=3,5м, требуемая ширина 28,9/4,16 = 6,94 м.) (п. 7.2 ж, 8.5 СП 7.13130.2013; п.12.4 СП 60.13330.2012);
этаж 4 (3)
оконные проемы в офисных помещениях антресоли с расположением верхней кромки фрамуги ниже 2,5 м. от уровня пола в осях А-Б/ 1-3/1 и А-В / 3/1-4 южной части здания (п. 7.2 «ж», 8.5 СП 7.13130.2013; п.12.4 СП 60.13330.2012);
коридор длиной более 15 м. в осях К-Т/2-3 южной части здания (п.7.2 «в» СП 7.13130.2013);
этаж 5(4)
коридор длиной более 15 м. в осях Д-Ж / 4-16 центральной части здания (п. 7.2 «в» СП 7.13130.2013);
коридор длиной более 15 м. в осях Д-Ж / 19-22 и Ж-Л/1 / 20/1-20/2 северной части здания (п. 7.2 «в», 8.5 СП 7.13130.2013; п.12.4 СП 60.13330.2012);
система приточной противодымной вентиляции коридора в осях Б-К/2-3(2/1-3/1), Д-Ж/3-4 на этаже 2 (1) южной части здания отсутствует (клапан системы установлен в коридоре в осях К-Л/3 (п. 7.14 СП 7.13130.2013);
система приточной противодымной вентиляции коридора в осях Д-К/2-3, Д-Ж/3-4 этажа 4 (3) южной части здания отсутствует (клапан системы установлен в коридоре в осях К-Л/3) (п. 7.14 СП 7.13130.2013);
клапаны подпора (компенсации) воздуха противодымной вентиляции в южной части здания на (3) 2, 2 (1) этаже не исправны (створка клапана не открывается при запуске системы) (п.61 Правила противопожарного режима в РФ; п. 7.14 СП 7.13130.2013);
тамбур - шлюз с подпором воздуха в лестничных клетках в осях Ж-К/3-4, Ж-К1/19-20 и Т-Ф/3-4 между этажами 2(1) и 1(0) не предусмотрен (п. 4.26 СП 4.13130.2009; п. 4.18 СП 4.13130.2013);
система оповещения и управления эвакуацией людей не обеспечивает безопасную эвакуации людей при пожаре в здании на этаже 1 (0) (система автоматической пожарной сигнализации не сопряжена с системами противопожарной защиты здания, соответственно при сработке системы пожарной сигнализации в поликлинике «Верум», сигнал о сработке к системам противопожарной защиты помещений ТОЦ «Сайгас» не поступает, запуск систем оповещения в здании не осуществляется и наоборот) (СП 3.13130.2009 п. 3.1; п. 61 Правил противопожарного режима в РФ; ст. 46, 53, 54 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
световые оповещатели «Выход» системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре над эвакуационными выходами не установлены (п. 5.3 СП 3.13130.2009): этажа 5(4) в осях Д-Ж/4, Д-Ж/19 (с обоих сторон); этажа 2(1) в осях Р/1 / 21-22; этажа 1(0) в осях Р-П/4;
огнезащита конструкций оборудования (клапаны, затворы, задвижки) транзитных воздуховодов в южной части здания отсутствует (п. 6.17 прил. В СП 7.13130.2013);
имеющиеся наружные пожарные лестницы северной и центральной частей здания с восточной стороны для подъема на кровлю не имеют ограждений, типу П1-2 не соответствуют (отсутствует ограждение) (п.2.13 СНиП 2.01.02-85*, ГОСТ 53254-2009 п.п.4.1,4.4, прил.Б, табл.Б.1; п.7.12 СП4.13130.2013);
частично отсутствует ограждение кровли с западной стороны здания (п. 7.16 СП4.13130.2013);
шкафы пожарных кранов в соответствие требованиям НПБ 151-2000, ГОСТ 12.4.009-83 не обозначены. Дверцы пожарных шкафов не опломбированы. Информация о составе комплектующих изделий пожарного шкафа (опись) на дверях шкафа отсутствует (ст. 6, ч. 4 ст. 107 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 3.5*, п. 4.1,4.4,4.6 НПБ 151-2000, п. 1.9 ГОСТ 12.4.009-83);
шкафы пожарных кранов не установлены, пожарные краны разукомплектованы на этаже 4 (3) в центральной и северной части здания (п. 55, 61 Правил противопожарного режима в РФ);
при нажатии на кнопку дистанционного пуска и понижении давления воды в системе ниже требуемого путем открытия клапана крана пуск пожарного насоса не состоялся; при ручном пуске пожарных насосов сигнал запуска насосов на пост охраны с круглосуточным пребыванием не поступил (п. 61 Правила противопожарного режима в РФ; п.4.2.7, 4.2.8 СП 10.13130.2009);
расход воды системы внутреннего противопожарного водопровода в помещениях 5 (4) этажа в пожарном кране № 65, в диктующей точке водопровода расход воды составил менее 2,9 л/с, фактически 2,8 л/с, что не соответствует проектной документации здания (п. 61 Правила противопожарного режима в РФ);
система внутреннего противопожарного водопровода в помещениях чердака отсутствует (т. 1 п. 4.1.1, 4.1.2 СП 10.13130.2009);
расстояние между оконными проемами в месте примыкания центральной и северной частей здания менее 1,2 м., фактически составляет 0,8 м. (п. 4.4.9 СП 1.13130.2009);
Чердак
огнезащита деревянных конструкций кровли на чердаке не выполнена. Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) не реже 1 раза в год не проводится:
поверхность стропил, южная часть здания;
поверхность обрешетки и упора, северная часть здания
(п. 1.8 СНиП 21.01.02-85*, п.5.2.4.12 СП 4.13130.2009; п. 21 Правил противопожарного режима в РФ; п. 5.4.5 СП 2.13130.2012);
высота на путях эвакуации в помещении чердака менее 1,8 м., фактически составляет до 1,25 м. в северной части здания и 1,75 м. в центральной части здания (п. 4.2.9 СП 1.13130.2009);
в помещении чердака эксплуатируется электросветильник с нарушением предусмотренной конструкции (п. 42 Правил противопожарного режима в РФ);
в помещении чердака эксплуатируется электрооборудование с нарушениями конструкции (распределительная коробка без крышки) (п. 42 Правила противопожарного режима в РФ);
в помещении чердака предел огнестойкости противопожарной перегородки 1 типа, разделяющей чердак на отсеки менее REI 45 (проем рядом с противопожарной дверью в центральной части здания не заполнен противопожарной преградой) (п. 5.2.9 СП 4.13130.2009);
проемы в местах прохода коммуникаций в противопожарной перегородке помещения вентиляционной не заделаны негорючими материалами по роду стен с требуемым пределом огнестойкости (южная часть здания) (п. 376 Правила противопожарного режима в РФ);
в помещении чердака здания электрокабели эксплуатируются открыто, изоляция кабелей не распространяющая горение не предусмотрена (ст. 82 ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
отсутствует огнезащита воздуховодов и другого вентиляционного оборудования в северной части здания (в том числе вентиляция с/у) (п.6.17 прил. В СП 7.13130.2013);
Этаж 5(4)
не обеспечена возможность свободного открывания дверей эвакуационных выходов изнутри без ключа (двери в осях Д-Ж/4 закрыты на замок) (п. 35 Правил противопожарного режима в РФ);
работа эвакуационного освещения в круглосуточном режиме или включение в автоматическом режиме, при прекращении электропитания рабочего освещения, не обеспечено (на этаже предусмотрен аппарат отключения освещения в ручном режиме у ПК-59) (п. 42 Правил противопожарного режима в РФ);
отделка пола в коридоре выполнена с применением строительных материалов, не имеющих сведения о показателях пожарной опасности) (п. 4 статьи 145 Федерального закона от 22.08.2008 № 123-ФЗ);
ширина выхода из помещения приема пищи менее 0,8 м., фактически 0,69 м. (СП 1.13130.2009 п. 4.2.5);
коридор на путях эвакуации загроможден в осях Д-Ж/4-16 (вдоль стеклянных перегородок установлены горшки с цветами) (п. 33, 36 Правил противопожарного режима в РФ);
проемы в местах прохода коммуникаций в противопожарной преграде в коридоре в осях Д-Ж/19 негорючими материалами по роду стен с требуемым пределом огнестойкости не заделаны (п. 376 Правила противопожарного режима в РФ);
двери лестничной клетки северной части здания устройствами для самозакрывания не оборудованы (имеющийся доводчик сломан, вторая створка дверей не оборудована)(п. 33, 61, 62 Правила противопожарного режима в РФ; п. 4.2.24, 4.4.7 СП 1.13130.2009);
выходы с лестничных клеток на кровлю или чердак по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 x 1,5 метра в северной и южной части здания не предусмотрены (фактически выход на чердак предусмотрен через противопожарный люк 2-го типа по закрепленной стальной стремянке из южной лестничной клетки, стальная лестница северной лестничной клетки демонтирована, люк в перекрытии отсутствует) (п. 8.4* СНиП 21-01-97*; п. 7.6 СП 4.13130.2013);
несущие металлические конструкции перекрытия не имеют требуемого предела огнестойкости не менее REI 45 (ось 20/2 / Ж) (табл. № 21 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
высота ограждения лестничного марша в северной лестничной клетке менее 1,2 м, фактически 1,07 м (п. 4.3.4 СП 1.13130.2009);
высота ступеней лестничного марша в северной лестничной клетке в одном марше различна, так высота верхней ступени 18 см., высота нижней ступени марша 15 см. (п. 4.3.4 СП 1.13130.2009);
Этаж 4(3)
(в центральной и северной части здания помещения не эксплуатируются, осуществляется ремонт).
дверное полотно в северной лестничной клетке сломано, частично отсутствует (п. 33, 23 Правил противопожарного режима в РФ; п. 4.2.7 СП 1.13130.2009);
перегородка лестничной клетки предела огнестойкости REI 90 не имеет, фактически перегородка разобрана (табл. № 21 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
предел огнестойкости перекрытия в северной части здания в коридоре менее REI 45, фактически проем насквозь на 3 этаж (табл. № 21 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
отделка пола в коридоре выполнена с применением строительных материалов, не имеющих сведения о показателях пожарной опасности (п. 4 статьи 145 Федерального закона от 22.08.2008 № 123-ФЗ);
несущие металлические конструкции перекрытия не имеют требуемого предела огнестойкости REI 45 в коридоре центральной и северной части здания (табл. № 21 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
отсутствует огнезащита вентиляционных воздуховодов и конструкций подвеса в центральной части здания (в том числе вентиляция с/у) (п.6.13, 6.17 прил. В СП 7.13130.2013);
не обеспечена возможность свободного открывания дверей эвакуационных выходов изнутри без ключа в осях Д-Ж/4 и К/2-3 (двери закрыты на замок) (п. 35 Правил противопожарного режима в РФ);
второй эвакуационный выход в осях Д-Ж/4 из помещений этажа южной части здания ко второму эвакуационному выходу с этажа через центральную часть здания в северную лестничную клетку отсутствует (заблокирован, осуществляется ремонт помещений) (п. 33, 36 Правил противопожарного режима в РФ; п.4.2.9, 4.2.10 СП 1.13130.2019);
высота ограждения лестничных маршей лестничных клеток в южной части здания в осях П-Р/3-4, А-Б/3-4 менее 1,2 м., фактически 1 м. (п.4.3.4 СП 1.13130.2009);
коридор на путях эвакуации в осях Л-С/2-3 загроможден установленными металлическими шкафами (п. 33, 36 Правил противопожарного режима в РФ);
Этаж 3(2)
не обеспечена возможность свободного открывания дверей на путях эвакуации в коридоре без ключа в осях М/2-3 (двери закрыты на электромагнитный замок, при сработке АПС разблокировка не предусмотрена) (п. 35 Правил противопожарного режима в РФ);
ширина двери эвакуационного выхода из помещения операционного зала банка в лестничную клетку и через центральный выход в свету менее 1,2 м, фактически 0,9 м и 1,17 м, соответственно (СП 1.13130.2009 п.8.1.12);
двери эвакуационного выхода из операционного зала в осях В/3-4 открываются не по направлению эвакуации людей из зала (п. 33 Правил противопожарного режима в РФ; п. 4.2.6 СП 1.13130.2009);
тамбур центрального выхода на путях эвакуации загроможден (п. 33, 36 Правил противопожарного режима в РФ);
отделка пола в коридоре выполнена с применением строительных материалов, не имеющих сведения о показателях пожарной опасности (п.4 статьи 145 Федерального закона от 22.08.2008 № 123-ФЗ);
несущие металлические конструкции перекрытия не имеют требуемого предела огнестойкости REI 45 в помещении с/у центральной части здания (табл. № 21 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
проемы в местах прохода коммуникаций в противопожарной преграде между в коридоре не заделаны негорючими материалами по роду стен с требуемым пределом огнестойкости (п. 376 Правил противопожарного режима в РФ);
ширина площадки 1,3 м. менее ширины лестничного марша 1,76 м. на уровне 1 этажа в лестничной клетке в осях Ж-К/1 / 19-20 (на лестничной площадке устроено помещение) (п. 5.2.5 СП 1.13130.2009);
в северной лестничной клетке в осях Ж-К/1 / 19-20 осуществляется хранение различных горючих строительных материалов под лестничным маршем (п. 23 Правила противопожарного режима в РФ);
ширина двери эвакуационного выхода наружу из северной лестничной клетки в свету менее 1,2 м, фактически 0,99 м. (СП 1.13130.2009 п. 8.1.12);
на путях эвакуации при высоте лестниц более 45 см. в северной лестничной клетке ограждения высотой не менее 1,2 м. с перилами не предусмотрено (п. 33 Правил противопожарного режима в РФ; п. 4.3.4 СП 1.13130.2009);
в объёме северной лестничной клетки на 1 этаже установлен радиатор отопления, выступающий за плоскость стены на высоте менее 2,2 м. от лестничной площадки (фактически на высоте 0,4 м.) (п. 4.4.4 СП 1.13130.2009);
в объёме северной лестничной клетки на 1 этаже устроено помещение склада (п. 4.4.4 СП 1.13130.2009);
помещения различного функционального назначения противопожарной преградой с пределом огнестойкости не менее EI 45 не выгорожены (в перегородке между помещением батутного центра Ф3.6 и помещением административного назначения Ф 4.3 имеется дверной проем, без требуемого предела огнестойкости EI 30) (п. 4.2 СП 4.13130.2013; п. 5.2.7 СП 2.13130.2009);
в месте присоединения к вертикальному коллектору поэтажного воздуховода противопожарный нормально открытый клапан на установлен (вентиляция с/у) (п. 6.17 СП 7.13130.2013);
Этаж 2(1)
двери лестничных клеток устройствами для самозакрывания не оборудованы (вторая створка (полотно) дверей) (п. 33, 61, 62 Правила противопожарного режима в РФ; п. 4.2.24, 4.4.7 СП 1.13130.2009);
на путях эвакуации из обеденного зала столовой в коридор в осях Ж/21-22 имеется перепад высот менее 45 см, фактически высотой 12 см, 3 ступени отсутствуют, пандус с уклоном 1:6 не предусмотрен (п. 33 Правила противопожарного режима в РФ; п.4.3.4 СП 1.13130.2009);
стены коридора ведущего в батутный центр (перегородка помещения обеденного зала столовой) выполнены из горючих материалов (пластик), применены материалы с неизвестными показателями пожарной опасности (п. 4 ст. 145; табл. № 22, 28 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.2.7 СП 2.13130.2009);
подходы к эвакуационному выходу и тамбур выхода из помещения батутного центра в осях Р/1-П/1 / 21-22 загроможден различными горючими материалами (столы, стулья в зале и картонные коробки, упаковки в тамбуре) (п. 33, 36 Правила противопожарного режима в РФ);
на путях эвакуации из помещения батутного центра в осях Р/1-П/1 / 22 имеется перепад высот менее 45 см., фактически высотой 15 см., 3 ступени отсутствуют, пандус с уклоном 1:6 не предусмотрен (п. 33 Правил противопожарного режима в РФ; п.4.3.4 СП 1.13130.2009);
отделка стен зала бутутного центра выполнена с применением строительных материалов, не имеющих сведения о показателях пожарной опасности (поликарбонат, бумажные фотообои) (п. 4 статьи 145 Федерального закона от 22.08.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
ширина выхода с зоны атракциона менее 0,8 м., фактически 0,74 м. (п.4.2.5 СП 1.13130.2009);
помещение раздевалки батутного центра автоматической пожарной сигнализацией не защищено (п. 4 НПБ 110-2003, п. А. 4, прил. А СП 5.13130.2009);
ширина двери эвакуационного выхода наружу в южную лестничную клетку в свету менее 1,2 м., фактически 0,95 м. (СП 1.13130.2009 п.8.1.12);
предел огнестойкости конструкции металлического марша менее требуемого R 60 (табл. № 21 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
перегородка коридора на путях эвакуации не доведены от пола до уровня перекрытия в осях Т/2-3 (в верхней части перегородок проемы) (п. 5.2.7 СП 2.13130.2009);
двери лестничной клетки на этаже 2 (1) с армированным остеклением не установлены (п. 4.2.7 СП 1.13130.2009);
Этаж 1(0)
из помещении лестничной клетки в осях Ж-К/3-4 кроме выхода в вестибюль в осях Ж-К/4-5 и далее наружу, из лестничной клетки предусмотрен дверной проем в коридор этажа в осях Ж/3-4) (п. 4.4.6 СП 1.13130.2009; ст. 89 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
не обеспечена возможность свободного открывания дверей эвакуационных выходов изнутри без ключа в коридоре этажа и выходе наружу на ул. Бородина в осях Ж-Д/20-22, во двор в осях К-И/11-12 (п. 35 Правил противопожарного режима в РФ);
дверь эвакуационного выхода в осях У-Т/3-4 открывается не по направлению эвакуации людей с этажа (п. 33, 36 Правил противопожарного режима в РФ; п. 4.2.22 СП 1.13130.2009);
перегородки коридора на путях эвакуации не доведены от пола до уровня перекрытия (в верхней части перегородок проемы) (п. 5.2.7 СП 2.13130.2009);
в коридоре в осях Д-Ж/2-4 оборудовано рабочее место (охранник), загромождая пути эвакуации (п. 33, 36 Правил противопожарного режима в РФ);
эвакуационный выход наружу в осях К-И/11-12 загроможден различными материалами (мониторы, стулья) (п. 33, 36 Правил противопожарного режима в РФ);
помещения различного функционального назначения противопожарной преградой с пределом огнестойкости не менее REI 45 не выгорожены (помещения медицинского назначения Ф3.4 (поликлиника) не отделены от помещений административного назначения Ф 4.3 (Коллцентр) в коридоре от пола до перекрытия (п. 4.2 СП 4.13130.2013; п. 5.2.7 СП 2.13130.2009);
из помещений процедурного кабинета и директора поликлиники отсутствует эвакуационный выход (имеющиеся пути эвакуации не являются эвакуационными) (ст.8 9 ФЗ-123 «технический регламент о требования пожарной безопасности);
в коридоре на путях эвакуации осуществляется хранение горючих материалов в осях Л1-П1/19-22, проход к выходу загроможден (стеллаж) (п. 33, 36 Правил противопожарного режима в РФ);
в лестничной клетке в осях Ж-К/3-4 осуществляется хранение горючих строительных материалов под лестничным маршем (п. 23 Правил противопожарного режима в РФ);
на путях эвакуации при высоте лестниц более 45 см в осях Д-Ж/21-22 ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами не предусмотрено (п. 33 Правил противопожарного режима в РФ; п.4.3.4 СП 1.13130.2009);
Подвал
в помещении склада внутри эксплуатируется аппарат отключения электроснабжения склада (автоматический выключатель тепловой завесы, выключатели освещения склада) (п. 349 Правил противопожарного режима в РФ);
в техническом помещении устроено помещение раздевалки и мастерской (п. 23 Правил противопожарного режима в РФ);
на путях эвакуации при высоте лестниц более 45 см. ограждения высотой не менее 1,2 м. с перилами не предусмотрено (п. 33 Правил противопожарного режима в РФ; п.4.3.4 СП 1.13130.2009);
высота ступеней лестницы на путях эвакуации выполнена более 22 см, фактически 24 см. (п. 33 Правил противопожарного режима в РФ; п.4.4.2 СП 1.13130.2009);
на путях эвакуации из склада наружу в осях Н/1-2 имеется перепад высот, ступени не менее 3-х отсутствуют, пандус с уклоном 1:1 не предусмотрен (п. 33 Правил противопожарного режима в РФ; п. 4.3.4 СП 1.13130.2009);
ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей менее 0,9 м., фактически 0,85 м (п. 33 Правил противопожарного режима в РФ; п. 4.4.1 СП 1.13130.2009);
при высоте лестницы более 45 см. перила на высоте не менее 1,2 м. не предусмотрены (п. 4.3.4 СП 1.13130.2009);
проемы в местах прохода коммуникаций в противопожарной преграде между складом и техническим помещением негорючими материалами по роду стен с требуемым пределом огнестойкости не заделаны (п.376 Правил противопожарного режима в РФ);
вход в помещение насосной предусмотрен через помещение склада, выход наружу или в лестничную клетку с выходом наружу отсутствует (п. 4.2.2 СП 10.13130.2009);
перегородка помещения насосной не имеет требуемый предел огнестойкости не менее EI45 (проем в стене) (п. 4.2.2 СП 10.13130.2009);
Несоблюдение требований противопожарной безопасности в местах массового пребывания людей, создает предпосылки для совершения противоправных деяний, в том числе террористического характера, а также само по себе подвергает угрозе жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Выявленные нарушения правил пожарной безопасности, которые до сих пор не устранены, снижают уровень пожарной безопасности здания торгово-развлекательного центра, а потому возникновение пожара может создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и повлечь причинение существенного материального ущерба, в том числе арендаторам помещений. Пожарная безопасность объекта должным образом не обеспечена.
Указанные нарушения требований пожарной безопасности выявлены с составлением протоколов испытаний уполномоченными сотрудниками и обладающими специальными познаниями сотрудниками сектора ИиИР в области ПБ ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР с применением сертифицированных приборов. Согласно этим протоколам системы автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, на водоотдачу не работоспособны. Огнезащитная обработка конструкций из древесины проведена не качественно, системы вытяжной противодымной вентиляции не соответствуют предъявляемым требованиям, что свидетельствует о существующей угрозе, отсутствии безопасности для посетителей центра и лиц в нем находящихся.
Кроме того, нарушение требований пожарной безопасности свидетельствует о незащищенности личности, имущества от неконтролируемого горения, причиняющего материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан.
Таким образом, обществом в процессе реконструкции объекта капитального строительства допускаются нарушения градостроительного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, которые создают опасность причинения вреда в настоящее время и в будущем.
Основанием возникновения данного обязательства, связанного с предупреждением причинения вреда, является факт опасности причинения вреда в будущем. Такая опасность должна иметь реальный характер и подтверждаться соответствующими видами доказательств.
Строительная деятельность и иная связанная с ней представляет повышенную опасность для окружающих, объект капитального строительства не прошел в установленном порядке проверку на соответствие требованиям технических регламентов, строительных норм и правил, его эксплуатация создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые находятся и посещают торговый центр.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Из п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ следует, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
Такое заключение у ответчиков отсутствует.
В силу ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В случае капитального ремонта зданий, сооружений эксплуатация таких зданий, сооружений допускается после окончания их капитального ремонта.
Эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Согласно ст. ст. 35, 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным, и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Таким образом, действующим законодательством установлен запрет на эксплуатацию здания в отсутствие полученного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В нарушение этих норм права указанное здание эксплуатируется в отсутствие данного разрешения и с нарушениями действующего градостроительного законодательства, норм пожарной безопасности.
Указанные выше нарушения требований градостроительного законодательства и требований пожарной безопасности вытекают из возможности использования объекта реконструкции для эксплуатации. Неустраненные нарушения закона не позволят застройщику получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Жизнь граждан является основной и приоритетной ценностью общества и государства. Согласно ч. 2 ст. 74 Конституции РФ при наличии необходимости для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей допустимо введение ограничение на предоставление услуг, в установленном законом порядке.
На основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Эксплуатация здания без получения разрешения на ввод его в эксплуатацию запрещена законом. Недопустимо использование помещений, в которых выявлено значительное количество нарушений требований градостроительного законодательства, противопожарных норм, с учетом того, что эксплуатация торгового центра предусматривает массовое пребывание в нем людей. Такая эксплуатация опасна для жизни и здоровья граждан, поскольку в случае возникновения при строительстве чрезвычайных ситуаций, пожара имеется реальная угроза причинения вреда, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации, ст.ст. 55, 55.24 Градостроительного кодекса РФ и ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Материалами Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, органов пожарного надзора, прокуратуры района подтверждается факт эксплуатации ООО «Агентство недвижимости «Сайгас» и рядом других собственников торгового центра по адресу: <адрес>, без разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта.
Факт эксплуатации здания торгово-офисного центра установлен при проверке указанными органами. Также данный факт подтверждается заключенными ООО «Агентство недвижимости «Сайгас» договорами аренды, например, <данные изъяты> с ООО «Ижевские сетевые технологии», <данные изъяты> с АКБ «АК Барс» и др. и материалами Октябрьского районного суда г. Ижевска по гражданскому делу № 2-1893/2019.
Кроме того, в сети интернет на сайтах объявлений имеются действующие объявления о предоставлении в аренду офисных помещений в торговом центре «Сайгас» по адресу: <адрес>
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд запретить с момента вступления решения суда в законную силу до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и устранения нарушений требований пожарной безопасности деятельность ООО «Агентство недвижимости «Сайгас», ООО «Торговый центр «Горького, 79», ООО «Этринг», Чураковой Г.В., Шаповала А.С., Бушмакиной Е.Л., Елькина С.В., Рябкова А.Н., Шадрина А.М., ООО «Тисмина» по эксплуатации торгово-офисного центра, расположенного в нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с опасностью причинения вреда в будущем.
Представитель процессуального истца, ст.помощник прокурора Октябрьского района г.Ижевска Соловьев А.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ООО "Торговый центр "Горького, 79" Логвинов Д.С., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что собственниками помещений предпринимаются все действия по получению разрешения на ввод здания в эксплуатацию. Устранена подавляющая часть замечаний контролирующих органов, работы активно ведутся. Эксплуатация здания продолжается, т.к. без этого невозможно профинансировать работы по капитальному ремонту и реконструкции. Однако здание не представляет опасность ни с точки зрения прочности несущих конструкций, ни с точки зрения противопожарной безопасности, что подтверждается заключением ООО ПСК «Строительная экспертиза», составленным в мае 2020, и расчетом величины индивидуального пожарного риска на март 2020. Таким образом, отсутствует угроза жизни и здоровью граждан и основания для удовлетворения иска.
Аналогичную позицию по делу высказали представители ответчика ООО "Торговый центр "Горького, 79" Фионов И.В. и Базуев Д.В., действующие на основании доверенностей.
Представитель 3 лица Управления по государственному надзору по Удмуртской Республике Ивашкина З.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что безопасность объекта, не введенного в эксплуатацию в установленном порядке, не может быть установлена, в том числе, заключениями любых организаций. Ответчики неоднократно приглашали комиссию на приемку объекта, но всегда объект имел недостатки, препятствовавшие вводу его в эксплуатацию как по прочности несущих конструкций, так и по соблюдению противопожарных требований. В настоящее время разрешение на ввод объекта в эксплуатацию также не выдано.
Ответчики, представители ответчиков ООО "Агентство недвижимости "Сайгас", ООО "Этринг", ООО "Тисмина", Шаповал А.С, Бушмакина Е.Л, Чуракова Г.В, Шадрин А.М, Рябков А.Н, Елькин С.В, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц на основании ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
ООО «Агентство недвижимости «Сайгас», ООО «Торговый центр «Горького, 79», ООО «Этринг», Чуракова Г.В., Шаповал А.С., Бушмакина Е.Л., Елькин С.В., Рябков А.Н., Шадрин А.М., ООО «Тисмина» являются собственниками нежилых помещений в здании торгово-офисного центра по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из ЕГРН <данные изъяты> (л.д.32-47 т.1).
В 2014 году ООО «Агентство недвижимости «Сайгас» обратилось в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию торгово-офисного центра «Горького, 79». Разрешение на строительство <данные изъяты> в настоящее время продлено этим управлением до 31.12.2020 (л.д.96, 97 т.1).
В адрес Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики 14.05.2014 поступило заявление застройщика о начале ремонтно-строительных работ на указанном объекте. С указанного времени проведены работы в отдельных помещениях здания.
В ходе проведенной прокуратурой Октябрьского района г.Ижевска проверки по обращению с привлечением сотрудников Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики выявлены многочисленные нарушения, которые отражены в справке, полученной прокуратурой района в декабре 2019 года (л.д.65-66 т.1).
В настоящее время разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в установленном порядке не получено.
В соответствии с ч.2 ст.51 ГрК РФСтроительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.52 ГрК РФ).
Согласно п.7.1 ст.54 ГрК РФ После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.
В соответствии с ст.55 ГрК РФ Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Застройщики, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", также могут обратиться с указанным заявлением с использованием единой информационной системы жилищного строительства, за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.
Анализ вышеуказанных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что до получения разрешения на ввод реконструируемого объекта в эксплуатацию с соблюдением установленной ст.55 ГрК РФ процедуры эксплуатация такого объекта не допускается.
Таким образом, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию являются документами, подтверждающими безопасность для жизни и здоровья людей при эксплуатации здания (правовая позиция сформулирована в Определении Верховного Суда РФ от 11.01.2021 N 305-ЭС20-18007 по делу N А41-51701/2019). В отсутствие указанных документов ответчик обязан подтвердить безопасность здания надлежащими документами.
Судом установлено, что ответчики предпринимают меры для получения разрешения на строительство, однако, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию до настоящего времени не получено в связи с имеющимися нарушениями строительных норм и правил, противопожарных требований. Отказ в получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ответчиками не обжаловался в установленном порядке.
В связи с изложенным ссылку ответчиков на заключение ООО ПСК «Строительная экспертиза», составленное в мае 2020 (том 5), и расчет величины индивидуального пожарного риска на март 2020 (том 4) суд считает необоснованной, так как разрешение на строительство объекта отсутствует, а указанные документы не являются достоверными и достаточными доказательствами, свидетельствующими об отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан при эксплуатации здания и освобождающими ответчиком от получения соответствующего разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Это касается и прохождения предусмотренной законом процедуры получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Более того, согласно части 5 статьи 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.
Строительная деятельность и иная связанная с ней представляет повышенную опасность для окружающих, объект капитального строительства не прошел в установленном порядке проверку на соответствие требованиям технических регламентов, строительных норм и правил, его эксплуатация создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые находятся и посещают торговый центр.
Жизнь граждан является основной и приоритетной ценностью общества и государства. Согласно ч. 2 ст. 74 Конституции РФ при наличии необходимости для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей допустимо введение ограничение на предоставление услуг, в установленном законом порядке.
На основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Эксплуатация здания без получения разрешения на ввод его в эксплуатацию запрещена законом. Недопустимо использование помещений, в которых выявлено значительное количество нарушений требований градостроительного законодательства, противопожарных норм, с учетом того, что эксплуатация торгового центра предусматривает массовое пребывание в нем людей. Такая эксплуатация опасна для жизни и здоровья граждан, поскольку в случае возникновения при строительстве чрезвычайных ситуаций, пожара имеется реальная угроза причинения вреда, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации, ст.ст. 55, 55.24 Градостроительного кодекса РФ и ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности».
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ст.98, 103 ГПК РФ взысканию с ответчиков в бюджет г.Ижевска в равных долях подлежит госпошлина, от оплаты которой был освобожден истец при подаче иска в сумме 300 руб.
руководствуясь ст. 195-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Октябрьского района г. Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО "Агентство недвижимости "Сайгас", ООО "Торговый центр "Горького, 79", ООО "Этринг", ООО "Тисмина", Шаповал А.С., Бушмакиной Е.Л., Чураковой Г.В., Шадрину А.М., Рябкову А.Н., Елькину С.В. о запрете эксплуатации помещений реконструируемой части здания удовлетворить.
Запретить с момента вступления настоящего решения суда в законную силу до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию деятельность ООО "Агентство недвижимости "Сайгас", ООО "Торговый центр "Горького, 79", ООО "Этринг", ООО "Тисмина", Шаповала А.С., Бушмакиной Е.Л., Чураковой Г.В., Шадрина А.М., Рябкова А.Н., Елькина С.В. по эксплуатации помещений торгово-офисного центра, расположенного в реконструируемой части здания по адресу: <адрес>
Взыскать с ООО "Агентство недвижимости "Сайгас", ООО "Торговый центр "Горького, 79", ООО "Этринг", ООО "Тисмина", Шаповала А.С., Бушмакиной Е.Л., Чураковой Г.В., Шадрина А.М., Рябкова А.Н., Елькина С.В. в бюджет г.Ижевска государственную пошлину в сумме 300 руб. 00 коп. в равных долях.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме вынесено 15 июня 2021 г.
Председательствующий судья Н.В.Кузнецова