Административное дело № 3а-219/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
1 декабря 2020 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карачкиной Ю.Г.,
при секретаре Герасимовой О.Ю.
с участием:
представителя административного истца Карымова П.А.,
представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова Юрия Кирилловича к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики и БУ Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости магазина,
установил :
Иванов Ю.К. через представителя Карымова П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости здания магазина <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 октября 2019 года в размере 1528 450 рублей.
Иск мотивирован тем, что спорный объект недвижимости принадлежит истцу на праве собственности, согласно выписке из ЕГРН его кадастровая стоимость на 22 октября 2019 года составляет 4186 195,70 рублей, однако согласно отчету ООО <-1-> № от 13.07.2020 рыночная стоимость здания по состоянию ту же дату составляет 1528 450,15 рублей.
Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики в письменном отзыве от 25.08.2020 указал, что удовлетворение исковых требований Иванова Ю.К. оставляет на усмотрение суда (т.1 л.д.139-140).
Административный ответчик БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии в письменном отзыве от 04.09.2020 указал, что представленный административным истцом отчет ООО <-1-> не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям Федеральных стандартов оценки, выполнен с нарушением п.5 ФСО № 3 и п.11(в), 22 в), д) ФСО № 7, что оказало существенное влияние на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки и позволяет утверждать о недостоверности определенной оценщиком величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, в связи с чем в удовлетворении иска Иванова Ю.К. просит отказать (т.1 л.д.141-147).
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Чувашской Республике в письменном отзыве от 01.09.2020 сообщило, что в случае удовлетворения иска внесение в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости будет осуществлено Управлением в соответствии с п.5 ч.2 ст.14 и ч.1 ст.34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; согласно п.4 ст.6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.1, 4 ч.2 ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установленная судом кадастровая стоимость будет применяться с 1 января года подачи заявления об оспаривании до момента вступления в силу результатов очередной государственной кадастровой оценки, либо, в случае изменения характеристик объекта недвижимости до указанного момента, кадастровая стоимость, установленная решением суда, будет действовать до даты внесения в ЕГРН измененных характеристик, потому в случае изменения характеристик спорного здания в период от установленной судом кадастровой стоимости до проведения очередной государственной кадастровой оценки установленная судом кадастровая стоимость в силу закона будет пересчитана государственным бюджетным учреждением, в связи с чем просит в решении суда не указывать срок окончания действия устанавливаемой кадастровой стоимости (т.1 л.д.159-160).
Заинтересованное лицо администрация Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в письменном заявлении от 01.09.2020 просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, решение оставило на усмотрение суда (т.1 л.д.157).
В связи с наличием возражений по иску со стороны административного ответчика БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии суд по ходатайству представителя административного истца Карымова П.А. 15 сентября 2020 года назначил по делу судебную оценочную экспертизу, производство которой поручил эксперту ООО <-2-> ФИО
Экспертом ООО <-2-> ФИО в заключении № от 11.11.2020 рыночная стоимость здания магазина <данные изъяты> по состоянию на 22 октября 2019 года определена в размере 1824000 рублей.
В судебном заседании 1 декабря 2020 года представитель административного истца Карымов П.А. поддержал исковые требования об установлении кадастровой стоимости здания магазина с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости, замечаний к заключению эксперта о его рыночной стоимости в размере 1824000 руб. по состоянию на 22 октября 2019 года не имел.
Явившийся на заседание суда представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. замечаний к заключению экспертизы также не имел и решение по иску оставил на усмотрение суда.
Заинтересованные лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике представили заявления о рассмотрении дела без участия их представителей (т.2 л.д.92, 94).
Административный истец Иванов Ю.К., представители двух других административных ответчиков, представитель заинтересованного лица администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из ЕГРН от 29.07.2020 (л.д.5-7 том 1) с 22 октября 2019 года за Ивановым Ю.К. на праве собственности зарегистрировано здание магазина <данные изъяты> с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса.
Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании п.1 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Пункт 2 ст.402 НК РФ определяет, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В абзаце третьем пункта 1 ст.402 НК РФ указано, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Законом Чувашской Республики от 30.09.2015 № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – с 1 января 2016 года.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года (далее Закон о государственной кадастровой оценке или Федеральный закон № 237-ФЗ).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2016 № 512 установлено, что с 1 января 2017 года проведение государственной кадастровой оценки на территории Чувашской Республики осуществляется в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке.
Согласно п.п.2 п.1 ст.3 этого Закона кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (п.1, 2 ст.6 Закона о государственной кадастровой оценке).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2016 № 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено БУ «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.04.2020 № 149 Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики переименовано в Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
По распоряжению Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18.09.2017 № 913-р в 2018 году проводилась массовая государственная кадастровая оценка учтенных объектов капитального строительства на территории Чувашской Республики в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке, результаты которой утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 № 457.
Согласно выписке из ЕГРН от 29.07.2020 строительство здания магазина <данные изъяты> было завершено в 2019 году, и 22 октября 2019 года здание впервые было поставлено на кадастровый учет.
Соответственно, кадастровая стоимость этого здания в размере 4186195,7 рублей была определена БУ «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии по состоянию на 22 октября 2019 года в соответствии со ст.16 Закона о государственной кадастровой оценке в связи с учетом здания в качестве объекта недвижимости. В ЕГРН сведения о кадастровой стоимости были внесены 23 декабря 2019 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.06.2020 (л.д.8 том 1).
Таким образом, установленная кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца Иванова Ю.К.
В соответствии с п.1 ст.22 Закона о государственной кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, … в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п.7 ст.22 Закона о государственной кадастровой оценке).
При этом Федеральным законом от 31.07.2020 № 269- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 269-ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон № 237-ФЗ.
В частности ст.22 Федерального закона № 237- ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года (ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 269- ФЗ).
Федеральный закон № 237-ФЗ дополнен ст.22.1, из ч.1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).
В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст.22, 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:
1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее -решение);
2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения- до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не применяются;
3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, не применяются положения ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ, рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст.22 Закона о государственной кадастровой оценке (п.1, пп.«а» п.2, пп.«а- в» п.3 ч.2, ч.3 ст.6 Федерального закона № 269-ФЗ).
По смыслу вышеуказанных норм установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.
В силу ч.5 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), а также исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обязанность доказывания величины рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, возложена на административного истца.
К иску был приложен отчет № от 13.07.2020, выполненный оценщиком ООО <-1-> ФИО1, согласно которому рыночная стоимость здания магазина <данные изъяты> по состоянию на 22 октября 2019 года составляет 1528450 рублей (л.д.13-126 том 1).
Как уже указано, в результате судебной экспертизы рыночная стоимость того же объекта недвижимости на ту же дату определена в размере 1824 000 рублей.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд в соответствии с положениями ст.82, 84 КАС РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании констатирует, что заключение судебной экспертизы от 11.11.2020 соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки, содержащиеся в нем выводы обоснованны и участвующими в деле лицами не оспариваются.
В этой связи суд полагает возможным определить кадастровую стоимость здания магазина <данные изъяты> по состоянию на 22 октября 2019 года на основании результатов судебной экспертизы в размере 1 824 000 рублей.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.14, ч.1 ст.34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об установленной вступившим в законную силу решением суда кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат внесению в ЕГРН не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН.
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона N 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором, в том числе в суд, подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом данные сведения применяются до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики здания будут изменены до указанного момента, - до даты внесения соответствующих измененных характеристик в ЕГРН.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости Иванов Ю.К. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался, а административное исковое заявление направил в суд по почте 8 августа 2020 года.
Таким образом, датой подачи Ивановым Ю.К. заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 8 августа 2020 года.
С учетом вышеприведенных положений законов во взаимосвязи с положением Закона Чувашской Республики «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения» настоящее решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с 1 января 2020 года.
Руководствуясь ст.175-177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
установить кадастровую стоимость здания магазина <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 октября 2019 года в размере 1824000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 8 августа 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.
Председательствующий Ю.Г. Карачкина
Мотивированное решение составлено 1 декабря 2020 года.